Статья

ИТ в рознице: цифровая трансформация бизнеса как способ выживания

Ритейл
мобильная версия

Розница пришла к необходимости цифровой трансформации бизнеса. Это, по мнению большинства экспертов, – единственное средство выживания в условиях жесткой конкуренции. Останется тот, кто предложит покупателю лучший пользовательский опыт при выгодной цене. Универсальных рецептов, как сконструировать успешный кейс из больших данных, интернета вещей, чат-ботов, виртуальной реальности и других технологических решений, не существует, «каждый выбирает для себя». Однако можно развить в компании компетенции цифрового лидера.

Два года подряд доходы россиян снижаются. На эти данные Росстата обратил внимание Александр Спиридонов, менеджер информационных систем компании Adidas, в своем докладе в рамках секции «Розница» на CNews Forum 2016, проведенном 10 ноября CNews Conferences и CNews Analytics. Согласно статистике PwC, 84% опрошенных жителей РФ приняли меры по сокращению своих расходов, что напрямую влияет на розничные продажи. Как именно они сокращают расходы? 31% старается покупать меньше, 24% отслеживает промо-акции и скидки, 21% делает выбор в пользу более дешевых брендов, 14% — в пользу более дешевых магазинов.

Цифровая трансформация и цифровое лидерство

Тенденция к экономии и отслеживанию своих расходов с большой вероятностью сохранится после кризиса, так как больше трети опрошенных респондентов собираются следовать приобретенным полезным привычкам в дальнейшем. Единственный способ удержать своих потребителей и не дать им уйти в более дешевый сегмент, по мнению Александра Спиридонова, — это цифровая трансформация бизнеса. ИТ-директор компании «Юнилевер Русь» Павел Горбатюк также констатировал, что вокруг нас достаточно интенсивно меняется среда: экономическая, законодательная, технологическая. Новые ограничения и новые возможности меняют паттерны поведения людей. Если компании не меняются, они уходят с рынка. Информационные технологии — облака, предиктивная аналитика, чат-боты — дают огромные возможности, которые устраняют барьеры для развития, экономят время и деньги. «На последних инвестиционных форумах чат-боты занимают первое место по получению финансирования», — дополнил докладчиков Роман Десятов, руководитель департамента развития приложений электронной коммерции «М.Видео».

Александр Спиридонов развил тему, отметив, что в таких условиях сильно изменяется роль ИТ-директора в розничной компании. От поддержки текущего бизнеса менеджеры по технологиям должны переходить к разработке продуктов, содержание и способ вывода которых на рынок диктует среда. Управление технологиями должно поддерживать бимодальный режим, при котором, согласно интерпретации Gartner, для стабильных систем применяется «марафонский» подход, а для инновационных — «спринтерский» или исследовательский. Инновационные сферы, в которых можно черпать ресурс для развития, по версии Adidas, – это большие данные, интернет вещей, омниканальность, технологии нового пользовательского опыта, которые могут превратить простого покупателя в вашего агента влияния — например, цифровые примерочные и т.п.

Концепцию цифровой трансформации продолжил раскрывать в своем докладе и Роман Десятов из «М.Видео». Он обозначил признаки лидерства в этой сфере: лидеры используют цифровые возможности для создания конкурентных преимуществ и развивают свои лидерские компетенции, которые помогают им стратегически мыслить и управлять процессами изменений. Трансформировать предстоит покупательский опыт, операционную эффективность и бизнес-модели. Чтобы улучшить покупательский опыт, нужно поставить клиента в центр своей бизнес-модели и понять, как он себя ведет и в каких точках его траектории есть возможность повлиять. Сложившиеся операции и процессы должны постоянно проверяться на актуальность и эффективность, равно как и бизнес-модели. Нужно постоянно искать новые идеи и возможности, пока кто-то другой не изменил вашу отрасль.

Актуальные инструменты

Офлайновые магазины одежды Mascotte фактически уже сейчас являются цифровыми офлайн-магазинами, как их охарактеризовал Евгений Шляпин, директор департамента информационных технологий компании. Касса, получив законодательную возможность работать с электронными чеками, может обходиться практически без бумаги. Платежные системы развиваются очень быстро и пластиковые карты уже не так актуальны. Различные системы идентификации и отслеживания остатков товаров позволяют вести учет полностью электронно, и даже работа персонала магазина может отслеживаться с помощью мобильного приложения. Интернет-магазин Mascotte фиксирует буквально каждый клик и дополняет своими данными офлайн-опыт благодаря использованию покупателями и персоналом подключенных устройств. Из свежих технологических решений, которые Mascotte использует или начинает тестировать в торговле, Евгений Шляпин отметил геотаргетинг, чат-боты, видеораспознавание и видеоаналитику в торговых точках, виртуальную примерку. Уже поступали предложения внедрить 3D-печать обуви и виртуальную реальность.

Выпускать для клиентов собственное брендированное приложение компания Mascotte не считает эффективным решением. Оно дорого стоит, и была масса примеров, когда подобные проекты не приносили никаких положительных результатов. Но бренд работает с партнерами, которые предлагают покупателям на основе мобильных «луков» (образов) сформировать заказ и выкупить его в удобном торговом центре. Также разрабатываемая система будет интегрирована с приложением «Кошелек», и будет поддерживать идею работы с независимыми самостоятельными продуктами, которые развивают свою аудиторию и приносят партнерам синергетический эффект. По мнению Евгения Шляпина, весь пул технологий — это детали конструктора, которые каждый может использовать по своему усмотрению для достижения максимальной эффективности.        

Будущее управления предприятием

В недалеком будущем управление предприятием, по мнению технического директора Ultimate Александра Олефиренко, будет осуществляться на базе интеллектуальных управляющих систем (IEM), которые придут на смену классическим ERP-решениям. Основой для менеджмента станет не планирование отдельных ресурсов, а управление цепочками создания стоимости, которое учитывает поступление информации от всех современных каналов и источников данных. Самообслуживание клиентов — основной источник информации. Влияние персонала на действия IEM-системы будет сведено к минимуму, она даже должна быть, по словам Александра Олефиренко, «устойчива к неквалифицированному вмешательству». Поскольку вся обработка происходит в режиме реального времени, IEM-системы обеспечат переход от планирования будущего к управлению реальностью, что должно поддерживаться темпом разработки. Прогрессивный доклад Ultimate вызвал много вопросов у слушателей, особое внимание привлекла возможность увеличения скорости разработки в 10 раз.

Коллеги из «М.Видео» поделились с участниками форума опытом управления проектами. Сергей Сергеев, директор по развитию информационных систем и приложений ДИТ и Евгения Лапина, руководитель проектного направления, рассказали о том, что нормализовать этот процесс в деятельности ритейлера удалось не сразу. В первую очередь были устранены проблемы на уровне оценки целесообразности, распределения ресурсов и учета предыдущего опыта в проектной работе. Затем всплыл серьезный пласт работы по распределению ответственности внутри проектных групп. И уже совсем в конце пошли в ход методы улучшения коммуникации, сплочения команды, визуализация и тому подобные креативные способы менеджмента текущих задач. В условиях огромного количества информации текстовая документация не справляется с ее донесением и обучением сотрудников. По словам Сергея Сергеева, «приходится использовать большое количество визуальных техник, чтобы они оставляли отпечаток в сознании людей». Теперь превышение бюджетов по проектам держится в рамках 10%, практически все они выполняются в срок, соответствуют бизнес-целям и больше не дестабилизируют климат в коллективе. К следующему форуму «М.Видео» обещает подготовить доклад о результатах апгрейда этой системы управления проектами, так как ее совершенствование продолжается.

Базовые технологические решения

Руководитель отдела системной архитектуры «Ланит-интеграция» Игорь Литвинов рассказал участникам о проверенном ИТ-решении для онлайн-торговли — программно определяемом центре обработки данных. Эта технология уже испытана и достаточное время работает на рынке для того, чтобы ее можно было рекомендовать как эффективный способ сокращения затрат и повышения гибкости и управляемости инфраструктуры. Программный ЦОД наилучшим образом подходит для поддержки постоянно меняющихся сервисов, сложность инфраструктуры переносится на уровень ПО. Чтобы не получилось так, что виртуальный ЦОД стал сложнее и запутаннее реального физического, используются различные встроенные и сторонние средства автоматизации, мониторинга и управления. «Волшебной кнопки», позволяющей автоматически строить все карты и восстанавливать взаимосвязи между устройствами, пока не придумали, но в программном ЦОДе делать это в любом случае проще, чем в традиционном.

Ключевые преимущества решения — гибкость, отказоустойчивость, масштабируемость, быстрое развертывание. «Вам даже не понадобится переучивать администраторов, инженеров. Под каждый тип оборудования ведущие производители уже создали полные аналоги своих железных устройств в виде виртуальных машин», — комментирует Игорь Литвинов. Кроме того, существуют подобные решения, реализованные на открытом ПО. Финансовый эффект зависит в первую очередь от масштаба ЦОДа.

Одна из важных тем для розницы — применение контрольно-кассовой техники. В соответствии с изменениями в 54-ФЗ, информацию о продажах через ККМ продавец обязан передавать в онлайн-режиме в ФНС через оператора фискальных данных (ОФД). О создании оператора и его услугах для бизнеса рассказал Алексей Краснопольский, директор по продукту «Первого ОФД». С 1 февраля до 1 июля 2017 г. установлен «переходный период», когда уже не будет осуществляться регистрация контрольно-кассовой техники без фискальных накопителей, но еще возможна эксплуатация ранее зарегистрированных аппаратов. В дальнейшем ККМ будет отправлять данные оператору фискальных данных, а ОФД, в свою очередь, передавать их в систему ФНС. При этом покупатель получает возможность проверить свою покупку, отправив запрос в ФНС, а также получить электронную копию чека. Передача электронной версии чека, по словам Алексея Краснопольского, четко не регламентирована, предполагается, что он может храниться в личном кабинете покупателя в системе ОФД. «Первый ОФД» уже реализовал совместный проект с компанией «Роснефть» по передаче данных с автозаправочных станций, оператор предлагает спектр дополнительных услуг и консультации для владельцев бизнеса.    

Свои инструменты для предиктивной аналитики в рознице представила на форуме компания «Эглитек». В зависимости от целей клиента специалисты строят аналитическую модель, техническое решение для ее внедрения в существующую инфраструктуру, тестируют и запускают проект в работу. Качество модели отслеживается и при необходимости корректируется. Фарид Гурбанов, генеральный директор «Эглитек», уточняет: «В одном случае вам нужно увеличить обороты, в другом случае маржу, иногда бывают какие-то законодательные ограничения, которые необходимо учитывать в модели, организационные цели могут быть разными». Компания стартовала в 2015 г., сейчас ведется работа над технологической платформой и с несколькими розничными клиентами проводится тестирование моделей, в 2017 г. уже планируется выход на результативные показатели.

Завершил секцию доклад «Мегафона». Владислав Сарнацкий, руководитель по корпоративным ИТ-системам компании, привел кейс по автоматизации управления розничной сетью телеком-гиганта. При оптимизации оборота необходимо было сохранить уровень сервиса для клиентов и обеспечить наличие товара в нужное время в нужном месте. Проект назывался «Инжир», был реализован за год силами четырех подрядчиков и запущен в июле 2016 г. В ERP розничной сети оставили только отраслевые процессы, которые касались ассортимента розницы, все остальное было перенесено в головную систему «большого Мегафона», тем самым был обеспечен доступ розницы ко всем инновациям. Помимо оптимизации управления ассортиментом, запасами и промо-мероприятиями компании удалось улучшить качество основных данных и перераспределить рабочее время сотрудников.  

Анна Агеева

Александр Олефиренко: IEM-системы – это средство повышения конкурентоспособности

О том, чем отличаются IEM-системы от ERP и почему за их использованием будущее участникам CNews Forum 2016 рассказал Александр Олефиренко, технический директор Ultimate.

CNews: Насколько популярны IEM-системы в России?

Александр Олефиренко: На сегодняшний день нами проведено порядка 20 инсталляций. Существует три базовых направления структурирования бизнес-процессов – торговля, сфера услуг, производство. К одному из этих направлений или их комбинации можно отнести любой бизнес.

Читать далее


Презентации участников форума

Презентация Литвинов Игорь, Руководитель отдела системной архитектуры компании «ЛАНИТ-Интеграция»
Программно-определяемая инфраструктура порталов онлайн-торговли
Презентация Олефиренко Александр, Технический директор, ULTIMATE
Решение фундаментальных проблем ERP сдвигом парадигмы. Платформы 2020-х: интеллектуальные управляющие системы предприятия (IEM) вместо систем планирования ресурсов
Презентация Краснопольский Алексей, Директор по продукту, Первый ОФД
Изменения в 54-ФЗ: как работать с оператором фискальных данных
Презентация Гурбанов Фарид, Генеральный директор, Эглитек
Сегментирование покупателей и другие применения методов анализа данных в рознице
Презентация Сергеев Сергей, Директор по развитию информационных систем и приложений Дирекция информационных технологий, М.Видео
Лапина Евгения, Руководитель проектного направления, М.Видео
Проекты и технологии: возможна ли синергия?
Презентация Горбатюк Павел, ИТ Директор, Юнилевер Русь
Как ИТ помогают бизнесу развиваться в новых условиях
Презентация Шляпин Евгений, Директор департамента информационных технологий, Mascotte
Цифровой офлайн ритейл
Презентация Спиридонов Александр, Менеджер информационных систем, Adidas
Как IT позволяет трансформировать Retail Бизнес в условиях кризиса?
Презентация Десятов Роман, Head of E-Commerce IT Department, М.Видео
Цифровая трансформация розничной компании
Презентация Скачать архив целиком