Статья

Большие данные в рознице: как не потерять ценную информацию

Ритейл Розница Конференции
мобильная версия
, Текст: Анна Агеева

Розничная секция юбилейного десятого CNews Forum, организованного CNews Conferences и CNews Analytics, практически вся была посвящена теме больших данных. Государство активно регулирует торговлю и способствует накоплению и обогащению данных в информационных системах операторов, а также косвенно влияет на оптимизацию бизнес-процессов торговых предприятий. На передовой ритейла уже используются технологии блокчейна и машинного обучения, широкому распространению которых, как водится, препятствуют проблемы с инфраструктурой и финансированием.

Максим Ларькин: Мобильность и блокчейн являются самыми перспективными технологиями на рынке ОФД

О том, какие новые возможности готовы предоставить бизнесу операторы фискальных данных, участникам CNews Forum рассказал Максим Ларькин, директор по развитию бизнеса компании «Первый ОФД».

CNews: С 1 июля 2017 г. ритейлеры перешли на новый порядок использования ККТ. Какие новые возможности получил бизнес благодаря внедрению онлайн-касс?

Максим Ларькин: Вступление в силу поправок к 54-ФЗ, помимо обязанностей по переходу на работу по новому порядку, принесло для бизнеса и ряд преимуществ. Важнейшее из них – возможность работать в условиях добросовестной конкуренции. Теперь у всех ритейлеров будут равные возможности, и выигрывать будет тот продавец, у кого действительно лучшее предложение среди аналогов.

Кроме того, появилась возможность взаимодействовать с регулятором дистанционно – в соответствии с новым порядком теперь не обязательно очное присутствие для постановки кассы на учет, отчетность также предоставляется в электронном виде. По сути, это пошаговый переход к цифровому обществу с минимизацией бюрократических издержек. Из приятных бонусов можно отметить то, что операторами фискальных данных предоставляются возможности для расширенной аналитики и автоматизации бизнеса.

Отмечу, что первый этап реформы был реализован успешно, более 1,4 миллиона касс переведены на новый порядок работы. На примере конкретного ОФД могу сказать, что крупнейшие федеральные и региональные торговые сети, такие как «Магнит», Х5 Retail Group, Роснефть, «Билайн», «Ашан», «Мария-Ра», KFC, Zolla, Rendez-Vous, «Эльдорадо», «Спортмастер» и многие другие, а также более 100 000 представителей малого и среднего бизнеса осуществили успешный и безболезненный переход на новый порядок работы совместно с «Первым ОФД». Только у «Первого ОФД» свыше 290 000 аппаратов кассовой техники передают фискальные данные, обработано более 5 миллиардов чеков.

Безусловно, для крупных ритейлеров в целях минимизации затрат и обеспечения максимальной безболезненности предусматривались поэтапные планы перехода. Так, к примеру, для Роснефти было разработано индивидуальное отраслевое решение, готовое для тиражирования на всех АЗС России. Первый в Российской Федерации чек по новому порядку был передан с АЗС Роснефти 19 сентября 2016 г.

CNews: Как вы видите дальнейшее расширение сервисов, которые операторы фискальных данных смогут предложить ритейлерам?

Максим Ларькин: Мы уже видим, что появляются маркетплейсы, которые представляют собой совокупность различных товаров и услуг для бизнеса. Предприниматель получает доступ ко всем необходимым сервисам в режиме одного окна. Есть пример продуктового агрегатора – это интернет-магазин «Первого ОФД». Здесь в одной витрине клиент получает онлайн-кассу, фискальный накопитель и услугу оператора фискальных данных.

Полагаю, что в ближайшем будущем произойдет дальнейшее развитие информационного ландшафта и формирование системы, которая обменивается данными на всех уровнях.

Одними из наиболее перспективных технологий, применимых к рынку ОФД, на мой взгляд, являются сервисы мобильных приложений и технология блокчейн. К примеру, «Первым ОФД» выпущено два мобильных приложения, работающих на iOS и Android, для клиентов («Бизнес-Помощник») и агентов («Агент 1-ОФД»). «Бизнес-помощник» позволяет в режиме реального времени контролировать продажи и следить за статусом работы касс. Приложение «Агент 1-ОФД» собирает заявки клиентов на оказание услуг – настройка кассы, замена фискального накопителя, регистрация кассы в ФНС, исправление ошибки в работе ККТ и многое другое.

CNews: Как можно использовать накапливаемые операторами фискальных данных огромные массивы информации?

Максим Ларькин: Расскажу о некоторых возможных направлениях дальнейшего роста. Это, безусловно, развитие больших данных с теми клиентами, которые будут заинтересованы в получении консолидированной и структурированной информации о состоянии своего бизнеса в различных разрезах. Агрегированные данные дадут инструмент для анализа поведения как отдельного покупателя, так и в целом ситуации по отрасли, что позволит формировать индивидуальные предложения для каждого клиента и развивать рынок «умной» рекламы.

Кроме того, будут решены и другие задачи. Это получение оперативной информации по всей сети, в том числе по дочерним организациям и франчайзи, прогнозирование работы сети с учетом всех влияющих факторов для контроля и своевременного реагирования. Глубокий анализ промо-активностей, ассортиментного и ценового предложения для оптимизации процессов и алгоритмов. Оперативное отслеживание и решение проблем в сети (упущенные продажи, старт промо и т.д.) через систему оповещения о проблемах. Получение дополнительной информации для реализации маркетинговых акций по покупательским сегментам, например, социально-демографическим.

Так, к примеру, нами уже применяются алгоритмы машинного обучения, так называемые нейронные сети. «Первым ОФД» реализован проект для одной из зарубежных сетей ресторанов быстрого питания. В рамках проекта сформирована система для принятия решений. Заказчик располагает не только статистикой в режиме онлайн, но и получает уведомление о проблемах. Это становится своего рода градусником, позволяющим бизнесу принять правильное решение в определенной ситуации.

Еще один интересный вектор – интеграция со скоринговыми системами банков для повышения эффективности потребительского кредитования, многоуровневые программы лояльности, интеграция с геолокационными сервисами.