Статья

Panasonic вырастил овощи, научил говорить колонки и оцифровал ритейл

Ритейл Современный дом Бытовая техника
мобильная версия
, Текст: Антон Кураш

В 2018 г. одному из крупнейших производителей электроники, японской компании Panasonic, исполнилось 100 лет. К юбилейному году компания подошла с двукратным ростом на российском рынке по отдельным категориям товаров, приобрела опыт выращивания овощей под собственным брендом и вторглась на территорию цифровизации бизнеса. Россия пока довольствуется телекоммуникационными продуктами и потребительской электроникой, но стоит присмотреться внимательней к отдельным инновациям компании, чтобы понять, какое оно, «цифровое завтра».

В новом подключенном мире контент будет следовать за пользователем

О том, как технологии будут влиять на поведение и возможности человека, почему привычное и любимое окружение будет следовать за вами, где бы вы ни находились, для чего государству необходимо менять тактику управления, а также о поступке Илона Маска с запуском авто в космос и о том, что будет делать компания с большими данным, CNews пообщался с Лораном Абади, главой компании Panasonic Europe и Аишей Ханна, главой компании ADDO AI, специализирующейся на теме искусственного интеллекта и цифровой трансформации.

CNews: Какие базовые практические шаги нужно совершить на уровне государства, большого бизнеса, чтобы технологии умных городов реально заработали и заменили собой декларации?

Лоран Абади: Думаю, главное – это инфраструктура и коммуникации.

Аиша Ханна: Прежде всего, государство должно признать и принять тот факт, что умные города – это не только государственная инициатива. В мечтах эта суперсистема должна была регулироваться неким кукольщиком, дергающим за струнки. И в его роли, конечно, выступало государство. Сегодня с развитием экономики API, основанной на множестве взаимодействующих друг с другом интерфейсов, с появлением соответствующей экосистемы игроков, когда потребители привыкли пользоваться всем по принципу Plug-and-play («подключил и работай»), государство должно, с одной стороны, быть готовым к регулированию этой системы, и в то же время позволять ей оказывать те услуги, которые само оно оказать не может. Во-первых, оно должно быть открытым, потому что многие частные компании гораздо более инновационны, чем государственные организации.

Во-вторых, нужно найти способы обмена информацией. Государство – это не одна команда. Кажется, что это так, но внутри него, как и в любой корпорации, есть множество подразделений, каждое из которых преследует свои политические интересы. Поэтому нужна большая информационная интегрированность и защита данных.

И, в-третьих, нужно понимать, что любая технология влечет за собой большую ответственность. Нужно усиливать технические возможности государственных органов, чтобы они могли регулировать и защищать частную жизнь граждан и общую безопасность.

С этими тремя моментами нам будет гораздо легче построить инфраструктуру и запустить все процессы. Потому что сама идея очень притягательна, главное – ее реализация.

CNews: Если взять пример беспилотного транспорта, как легализовать вопросы ответственности действий беспилотника, его реакции на дорожные знаки, ДТП. Каким образом здесь разделять ответственность, ведутся ли дискуссии в каких-то странах по этому поводу?

Аиша Ханна: Во многих регионах – Калифорнии, Неваде или Сингапуре – уже выделены участки автострад или мест для тестирования таких автомобилей. Чтобы вы могли увидеть, насколько они безопасны, как себя ведут в различных ситуациях. Главным, конечно, является безопасность.

Второй вопрос, кто будет виноват, если что-то пойдет не так? Производитель автомашины? Разработчик софта? Водитель? Я не могу точно сказать, какими регулирующими документами они сейчас руководствуются, но консенсус по этому вопросу до сих пор не достигнут. Пока всем кажется, что значительную ответственность должен нести разработчик программного обеспечения. Если мы говорим об автопилоте, то софт к нему создает один человек, и совсем другой человек сидит внутри автомобиля, буквально на заднем сидении, где от него мало что зависит. Поэтому производители софта и «железа» – это два важнейших действующих лица, которые сразу приходят на ум. Конечно, есть еще и дорога, на которой могут быть выбоины, и куча других вещей. И нужна законодательная система, которая бы четко регламентировала все эти моменты. Не думаю, что здесь может быть прямой однозначный ответ. Как и в ситуации с обычной автомобильной аварией, нужно рассматривать полный комплекс факторов.

Лоран Абади: Наш подход к автономному вождению подразумевает подстраивание транспортного средства под конкретные ситуации и потребности людей

Лоран Абади: Думаю, это важно, прежде всего, для городов. Потому что автопилоты сегодня – это чисто технология. И для неспешного передвижения по мегаполису возможностей софта и «железа» вполне достаточно. Первым шагом будет создание инфраструктуры для автопилотов в городах. Тогда мы сможем гарантировать определенный уровень безопасности и, возможно, поделить ответственность за какие-то очевидные проблемы или сбои. Все меняется, если мы говорим о высокоскоростных автострадах – там технология и безопасность все еще не отработаны на 100%. Поэтому я бы отделил «городские автопилоты» от «высокоскоростных образцов», доработка которых потребует еще некоторого времени.

СNews: Как автономный транспорт, каршеринг, если мы говорим о недалеком будущем, помогут решить проблему с парковками?

Лоран Абади: Вы знаете лучше меня, что большую часть своей жизни автомобили проводят в «режиме ожидания». Они просто стоят на парковках. Сколько их сейчас таких? До последнего времени основной моделью было «владеть машиной». Это как квест, когда ты получаешь права, долго копишь деньги, потом покупаешь автомобиль. Но молодое поколение – совсем другое. Они уже не мечтают иметь машину. Они хотят получать услуги. Мне кажется, это мегатренд. Сервис, использование по необходимости, шеринг, комфорт. Наш подход к автономному вождению подразумевает подстраивание транспортного средства под конкретные ситуации и потребности людей. В будущем на борту автопилота вы сможете работать, развлекать себя и своих близких, общаться. А в это время автомобиль самостоятельно доставит вас к нужному месту. Это принципиально иной мир. И вы сможете сохранять, носить за собой все свое информационное окружение, где бы ни находились – дома, по пути на работу или где-то еще. Думаю, это изменит весь стиль нашей жизни. Поэтому да, главное – мобильность, шеринг, автономность вождения и новый стиль жизни.

Аиша Ханна: Полностью согласна. Один из главных моментов – это персонализация. Почему люди владеют машинами? Потому что хотят комфорта и уверенности в том, что всегда могут попасть из точки А в точку Б. Если пользоваться общественным транспортом, то всегда останется «последняя миля», которую вам придется преодолеть самостоятельно. Системы кар-шернинга или автопилоты помогут добраться точно к месту назначения. И людям это нравится. Но они привыкли к своей машине, где все родное, настроено, как им удобно, где лежат их вещи. Если пересесть в другую машину, все меняется. Когда мы научимся подстраивать шеринговые автомобили к потребностям каждого пассажира, тогда разница между «своей» и «не-своей» машиной станет несущественной. А удобство каршеринга будет несравнимо выше. Кажется, в одном исследовании говорилось, что водители Сан-Франциско тратят до 40% времени за рулем исключительно на поиск места для парковки своего автомобиля. Столько времени и нервов! Особенно, если вы в итоге не нашли, где припарковаться.

Лоран Абади: В Москве, наверное, еще больше. Кстати, у Panasonic очень богатый опыт в области бортовых систем развлечения и авионике. И мы активно инвестируем в спутниковые коммуникации, в прошлом году приобрели много компаний в этой области. Это позволит нам перенести тот же самый опыт (когда твое информационное окружение ходит за тобой) и на борт самолета. Получится, что где бы ты ни был – в самоуправляемом автомобиле, в самолете или дома – твое окружение будет следовать за тобой.

CNews: То есть, система будет нас как-то идентифицировать и предлагать все, что мы любим – фильмы, все, что нужно?

Лоран Абади: Подключенная жизнь. Окружение, которое всегда с тобой.

Аиша Ханна: Еще один интересный момент, касающийся персонализации – ваше окружение не только всегда будет с вами, оно будет предлагать вам то, что может вам понравиться, будет учиться, видя ваши реакции на те, или иные ситуации. Персонализация – это не только ваша история, но и возможность поиска нужных вещей в нужный момент. В нужном месте, в нужное время, основываясь на понимании того, какой вы человек.

CNews: Мы много говорим о взаимодействии всего со всем, описываем хорошие эффекты, которые от этого происходят. Насколько сейчас, продумана экономическая модель подобных инноваций?

Лоран Абади: Есть несколько хороших примеров из каршеринга. Например, одна европейская компания предлагаем своеобразную «подписку на автомобиль» (возможность его использования). Со своего смартфона вы можете всегда подключиться к базе доступных машин в округе, получить пароль и доступ к одной из них. Открываете машину с помощью смартфона и можете использовать ее по схеме шеринга. Эта система становится все боле успешной с точки зрения возврата инвестиций, потому что такие услуги предоставляются в крупных европейских городах с высокой интенсивностью использования машин. Они отбивают инвестиции и начинают получать чистую прибыль. Это вполне можно назвать OpEx-моделью или «моделью операционных издержек». Вы платите только за использование. Конечно, на начальном этапе владельцам компании потребуются серьезные вложения в покупку машин и организацию системы их аренды. Но через несколько лет они обычно возвращают свои инвестиции.

Аиша Ханна: В Китае есть местная альтернатива Uber – компания DiDi, которая тратит огромные деньги на привлечение клиентов. Они рассматривают это как инвестицию, и рыночная доля DiDi растет. Они также расширяют линейку машин, чтобы заинтересовать более обеспеченных людей (на другом отрезке цепочки потребностей). Есть еще индонезийская альтернатива Uber, у которой разработан своеобразный «кошелек» в смартфоне, где вы можете хранить деньги, а также получать различные скидки и промо-предложения.

Аиша Ханна: Ваше окружение не только всегда будет с вами, оно будет предлагать вам то, что может вам понравиться, будет учиться, видя ваши реакции на те, или иные ситуации

Что меня больше всего занимает в такой платформенной модели, это возможность пользования самыми разными сервисами по принципу Plug-and-play. Мобильность стала такой же повседневной вещью, как ваш смартфон. Вы стакиваетесь с ней, перемещаясь по городу – везде. И вы можете получать какие-то предложения и использовать их для получения других услуг. Люди изобретают и пробуют все новые и новые модели. Главное во всем этом – объем. Через некоторое время количество каршеринговых служб начнет зашкаливать и им волей неволей придется объединяться. Мы это уже можем видеть в Китае, где многие поставщики таких услуг готовятся к консолидации. Это может привести к возникновению платформ нового типа, действующих как вход в общую систему. И это позволит таким компаниям оставаться в прибыли.

CNews: Как вы оцениваете последний поступок Илона Маска с запуском TeslaRoadster в космос?

Лоран Абади: Это очень похоже на Маска. Он визионер, мечтатель и отличный маркетолог, в вечном поиске новых идей. И в чем-то его видение правильно. Хотя Tesla пока не приносит прибыли, но она к этому придет. В этом смысле проект SpaceX – гораздо более удачный пример. Несколько лет назад люди в космической индустрии просто смеялись и говорили, что мечтам Маска ни за что не сбыться, что технологии небезопасны, и много чего еще. А теперь… Поэтому нам нужны такие мечтатели и визионеры, которые заставляют общество двигаться вперед.

И отправка Tesla Roadster на орбиту была символична. Это довольно интересный маркетинговый ход.

CNews: Вопрос о больших данных и Panasonic. Как вы планируете использовать большие данные, как делать бизнес на них?

Лоран Абади: Мы чрезвычайно щепетильно относимся к этой теме, потому что уважаем частную жизнь своих клиентов. Персональные данные – это очень деликатная тема. Но мы реализуем некоторые маркетинговые активности в Японии, когда покупателям предлагаются специальные сервисы на основе данных, которые они добровольно нам предоставили. Все в индивидуальном порядке, но чтобы люди не чувствовали себя принуждаемыми к чему-то. Например, покупатели фотокамер Lumix получают информацию об обновлениях программных продуктов, аксессуаров, какие-то специальные напоминания, поздравления с днем рождения… Мы реализуем такие активности, но с большой осторожностью, уважая право людей на частную жизнь. И пока это преимущественно маркетинговые активности.

CNews: То есть, это не какие-то модули в телевизорах, которые отслеживают поведение конкретного покупателя?

Лоран Абади: Нет, абсолютно точно. Вы, наверное, знаете о громком случае с одним из крупнейших производителей бытовой техники и электроники, когда телевизоры записывали или передавали частную информацию. Мы никогда на такое не пойдем. Мы должны уважать право человека на частную жизнь. 

Крупнейшие поставщики ИТ в рознице 2016

# 2016 Название организации Город Совокупная выручка от проектов в рознице в 2016 г. (включая НДС, в тыс. руб.)
1 Softline Москва 8 900 000
2 Maykor Москва 5 592 567
3 ЦФТ Москва 3 948 712

смотреть полный рейтинг