Статья

ИКТ в ритейле: конец ценовой конкуренции, расцвет сервисов

Ритейл Розница
мобильная версия

Сегодня особое внимание ритейлеры уделяют решениям для снижения издержек бизнеса и управления теми процессами, на которые еще вчера не обращали большого внимания, считают участники круглого стола «ИКТ в ритейле 2015», проведенного CNews Conferences и CNews Analytics.

Рынок розничной торговли во многих сегментах почти исчерпал возможности ценовой конкуренции. Большинство ритейлеров уже приблизились к минимальным показателям рентабельности и видят возможность выжить в конкурентной среде за счет сокращения издержек с помощью ИТ-решений.

Об итогах 2014 г. в ритейле и тенденциях 2015-го рассказал ИТ-директор компании «Юлмарт» Павел Чекель. «Стремление в онлайн стало одной из основных тенденций в 2014 г., говорит он. – Продавцы больше не могут снижать цены и рисковать качеством и уровнем сервиса. Самые активные игроки прошли стадию экстенсивного роста, укрупнения и консолидации. Теперь они постепенно теряют специализацию и начинают продавать разные товары, превращаясь в сетевые супермаркеты. И, стремясь удержать клиента, переносят фокус с продукта на сервис.

В ближайшее время, по словам Павла Чекеля, на рынке произойдут изменения, в частности, увеличится разрыв между крупными и мелкими игроками, возрастет конкуренция на сужающемся рынке, федеральные игроки будут консолидироваться, увеличится доля онлайн платежей и т.д. Для ИТ это означает, что вырастет спрос на услуги дата-центров и облака, каналы передачи данных при одновременном росте требований к их качеству. Потребуется больше услуг аутсорсеров, возрастет спрос на специалистов и услуги консалтинга по ITSM, специалистов по разработке высоконагруженных сайтов. Также спикер прогнозирует рост спроса на промышленные системы управления складами, учетные системы и на соответствующий консалтинг.

Отдать все на аутсорсинг и в облака

В условиях, когда от кризиса особенно страдают как раз представители международных брендов, чья продукция изначально номинирована в валюте, ИТ-проекты могут оказаться чрезмерно дорогими и иметь слишком длинный период окупаемости. Выход предложил руководитель дирекции реализации интеграционных проектов «1С-Рарус» Александр Заржецкий. По его убеждению, «лучшее антикризисное предложение – это аренда и еще раз аренда». Ритейлеры могут арендовать у вендоров как ПО, так и компьютерные мощности. Сервисная модель позволяет распределить расходы во времени и тем самым снизить финансовую нагрузку на бизнес.

Помимо аренды Александр Заржецкий считает действительно актуальными импортозамещение (только в портфеле «1С-Рарус» есть почти два десятка решений для ритейла, включая «1С:ERP 2.0», системы класса «1С: Розница» и специализированные «1С-ИТИЛ» и «1С-CRM»), а также другие «антикризисные мероприятия»: вывод некритичной для бизнеса части работ на аутсорсинг и работу с вендорами по комплексным договорам абонентского обслуживания.

Сегодня слова о том, что «кризис порождает новые возможности», – не пустой звук, а руководство к действию, уверен директор по информационным технологиям группы компаний «Новард» Антон Левиков. «Кризис пришел не на один-два года, нам всем нужно учиться жить в новых условиях, – говорит он. – Бизнес-стратегии и ИТ-стратегии нужно серьезно корректировать: менять подходы к выделению ресурсов, корректировать ожидания от ИТ. Сегодня руководству компаний нужно ждать от ИТ-подразделений инновационных предложений по улучшению качества процессов. Это дает возможность CIO стать смелее и предлагать решения, которые в другое время были бы отметены бизнесом как «несвоевременные», например, по оптимизации связи, документооборота и отказу от дорогих и устаревших информационных систем, за которые держатся не ИТ-службы, а сами пользователи в силу привычки».

Фактически, по мнению CIO «Новард», сегодня меняются приоритеты бизнеса. Необходимо повысить эффективность действующих и создать новые бизнес-процессы за счет увеличения результативности труда, борьбы с избыточной бюрократией, автоматизации и внедрения инноваций. Это даст возможность оптимизировать расходы при сохранении масштаба бизнеса.

Рынок диктует: трансформируйся или уходи

Если большая часть бизнеса компании сосредоточена в онлайне, это, несомненно, накладывает отпечаток на ИТ-службы и на поведение бизнес-руководителей. В таких компаниях бизнес зависит от ИТ, более того, он вынужден вести себя не просто как заказчик сервисов, а советоваться с ИТ-службой, находить общий язык для повышения эффективности процессов.

В такой ситуации работает компания Oriflame. Больше года назад, когда кризис еще и не думал развиваться, перед ИТ-службой поставили задачу повысить эффективность ее работы. Уже тогда, по словам ИТ-директора Oriflame в СНГ Константина Быстрова, появились первые планы трансформировать ИТ. «У нас высокий уровень зрелости ИТ, мы приближаемся к тому, чтобы наша служба влияла на стратегические решения бизнеса, стала партнером, а не исполнителем сервисной функции», – говорит он.

Для выполнения этой задачи необходимо было решить общие проблемы бизнеса и ИТ: чрезмерную детализацию процессов, излишнюю гибкость стратегий и проектов, функциональную изоляцию приложений и отсутствие у бизнеса возможности соотнести издержки на ИТ со своими целями. Причина этих проблем одна, древняя как первая ЭВМ: непонимание «языков» друг друга.

Разрешить проблемы помогла трансформация ИТ. «Важным шагом стало то, что с прошлого года мы идем по пути передачи многих неключевых направлений на аутсорсинг, – поясняет Константин Быстров. – Не все компании пока на такое решаются, но думаю, что большинство к этому придет». Второй шаг – взаимное движение с бизнесом к пониманию общих целей. В частности, сотрудники ИТ-службы прошли обучение бизнес-функциям, оставшиеся в прямом управлении ИТ-службы задачи подверглись приоритезации с упором на бизнес-цели.

Бизнесу важно иметь возможность планировать издержки. Для этого ИТ-служба подготовила таблицу желаемых проектов и наложила на три экономических сценария: хороший, нейтральный и плохой. Это дало представление о том, что нужно делать и сформулировало формулу успеха.

Антон Левиков со своей стороны отметил актуальные тенденции в выделении компаниями ресурсов на ИТ. Это ограничение бюджета 2015 г. уровнем факта 2014 г., причем в рублях, оптимизация ФОТ ИТ-подразделений. Перевод всех услуг в рубли или отказ от них, либо обоснование выгоды услуг, оплачиваемых в валюте. И в работе остаются только те проекты, которые однозначно повышают эффективность бизнеса – «цифровая» связь, электронный документооборот, CRM и т.д. «По большому счету вся надежда только на ИТ. Я не вижу других способов улучшить процессы и зафиксировать их в этом состоянии», – говорит спикер.

Управление персоналом

«Основная задача ИТ при управлении персоналом – снизить расходы на сотрудников, – выразил общую мысль участников круглого стола представитель сети «Л’Этуаль», руководитель проектов «Алькор и Ко» Иван Коновалов. – Проведенная нами интеграция кадрового учета на базе Microsoft Dynamics AX‎ позволила создать единое управленческое древо, снизить текучесть кадров на 10%, мотивировать сотрудников на самообучение и исключить человеческий фактор при расчете вознаграждений и продвижении по службе». В частности, благодаря автоматизации была решена проблема «дублей», когда один работник мог иметь несколько не связанных друг с другом табельных номеров в разных юридических лицах.

Кульминацией кадровых ИТ-проектов «Л’Этуаль» стала «Карьерная лестница» – система нематериальной мотивации на обучение и высокие показатели в работе. По достигнутым KPI и результатам тестирования система сама выдает рекомендации по повышению или понижению сотрудников в должности, решение по которым принимает региональный директор сети. Причем автоматизация решила и проблему «списывания» при тестировании – пропали желающие подсказывать коллегам правильные ответы в ситуации, когда система может рекомендовать на повышение не их, а тех, кто списал.

Руководитель направления развития ритейла и бизнес-планирования L’Oreal Luxe Борис Кулахметов поделился еще одним способом управления персоналом удаленных торговых точек. «Консультанты, находящиеся вдали от глаз начальства, должны каждый день отчитываться о результатах своей работы. Мы считаем, что это должно происходить без участия оператора и без использования консультантом компьютера или сложного интерфейса смартфона, максимально просто и в автоматическом режиме», – говорит он.

Александр Заржецкий: Внедрение СЭД снижает затраты на делопроизводство в 1,5–2 раза

Александр Заржецкий

Александр Заржецкий, руководитель дирекции реализации интеграционных проектов «1С-Рарус», рассказал, как изменились потребности ритейлеров в ИТ, а также какие решения помогают стать более эффективным в кризис.

CNews: Как изменились ИТ-потребности ритейлеров в новых условиях? От каких проектов они были вынуждены временно отказаться?

Александр Заржецкий: По моему мнению, ИТ-потребности ритейла в условиях текущего кризиса изменились не сильно. Несмотря на экономические трудности, задачи ИТ остались прежние: обеспечение бесперебойной работы бизнеса, повышение эффективности бизнес-процессов, оперативное предоставление менеджменту компании аналитических данных, инструментов для их обработки и принятия управленческих решений. Разве что сократились потребности ИТ, связанные с долгосрочными стратегическими проектами развития: некоторые (но далеко не все!) ритейлеры «заморозили» или отложили подобные проекты.

Читать далее