Разделы

Ритейл Розница

ИКТ в ритейле: конец ценовой конкуренции, расцвет сервисов

Сегодня особое внимание ритейлеры уделяют решениям для снижения издержек бизнеса и управления теми процессами, на которые еще вчера не обращали большого внимания, считают участники круглого стола «ИКТ в ритейле 2015», проведенного CNews Conferences и CNews Analytics.

Телефонные отчеты преследуют несколько целей, в числе которых контроль нахождения сотрудника на рабочем месте, оценка его эффективности как продавца и оперативное получение отчетности по продажам. Для решения этой задачи в L’Oreal внедрили систему контроля торгового персонала Smart-IVR. Теперь каждое утро, приходя на работу, консультант звонит на номер системы, причем нахождение его на работе контролируется включенной на его телефоне функцией геолокации. В конце дня консультант отчитывается и слушает задания системы. Из-за последнего, по словам спикера, пришлось отказаться от кнопочного ввода отчета, потому что в этом случае продавцы были заняты только набором текста и не слушали ответы.

До внедрения IVR-системы сбор данных о продажах за определенный период занимал 15 дней, а теперь – всего один день, причем точность данных выше на 20%. Также, по словам Бориса Кулахметова, использование системы обходится в 10 раз дешевле привлечения супервайзоров, которые выполняли бы ту же самую работу.

Мобилизация и сокращение издержек

Крупные розничные сети могут получить значительную экономию, сократив издержки, которые кажутся незначительными, но в масштабах бизнеса, объединяющего сотни и тысячи торговых точек, становятся ощутимыми.

Это касается и расходов на печатную продукцию. «Ив Роше Восток» раньше печатала бумажные коммерческие и мерчендайзинговые каталоги. Это требовало затрат на их изготовление, хранение и доставку. Поэтому было принято решение заменить бумажные каталоги на электронные версии. «Одним из условий была минимальная нагрузка на ИТ-службу при работе по-новому, вторым – сохранение обязательств перед партнерами, при которых каталоги не стоили им ни копейки, – рассказывает историю проекта CIO компании Денис Староверов. – Поэтому мы остановились на том, чтобы разослать по торговым точкам планшеты, на которые можно будет закачивать каталоги для просмотра».

Планшеты были выбраны под управлением OS Android, чтобы минимизировать расходы, а для снижения нагрузки на службу техподдержки устройства были перепрошиты и переведены в режим киоска, когда пользователь не имеет никакой возможности изменить настройки и таким образом случайно что-то сломать.

Замена бумажного каталога на электронный – только первый этап «мобилизации» отношений с партнерами, говорит Денис Староверов. Компания рассматривает возможности проведения вебинаров, дистанционного обучения, предоставления доступа к порталу с помощью планшетов. Однако сначала нужно преодолеть ограничения: большой объем трафика на лимитированных тарифах, невысокое качество покрытия беспроводной связью в регионах, отсутствие взаимодействия с ИТ-системами магазина.

Дамоклов меч закона

Изменения в законодательстве о персональных данных, выразившиеся в принятии 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях», ставят CIO в крайне неудобное положение. Если его компания собирает или обрабатывает персональные данные, то за нарушение закона ИТ-директору грозит не только административная, но и уголовная ответственность. Аналогично он может отвечать перед законом за другие нарушения в его хозяйстве, к которым чаще всего относится использование нелицензионного ПО.

Юридическим аспектам в работе ИТ-менеджера посвятил свое выступление заместитель технического директора по инфраструктуре и сопровождению Lamoda Дмитрий Готовченков. «Законодательство о персональных данных сложное и запутанное. Кто может мне ответить, ФИО плюс дата рождения гражданина – это персональные данные? – Задал докладчик вопрос участникам конференции. – Мнения разделились, и у нас тоже. Поэтому мы направили запрос в Роскомнадзор, и нам устно разъяснили, что это еще не персональные данные, позволяющие однозначно идентифицировать человека, нужен еще плюс один параметр. Однако письменного ответа мы еще не получили, поэтому можем только поделиться опытом – в случае любых неясностей писать официальные запросы». В частности, так был получен положительный ответ на волнующий многих вопрос, может ли вестись за рубежом обработка персональных данных граждан России. Главное, чтобы база размещалась в РФ.

Помимо ответственности перед законом, ИТ-руководитель отвечает перед бизнесом за эффективное расходование средств. А это также предусматривает необходимость понимания, как можно сэкономить на приобретении лицензий, при каких условиях можно получить налоговые вычеты и подобные вопросы, которыми самостоятельно не будут заниматься ни юристы, ни бухгалтеры, если их не направить, подчеркнул Дмитрий Готовченков.

Юридические проблемы могут подстерегать ритейлера и при выполнении других работ, связанных с информатизацией. Генеральный директор ЦШК «Гексагон» Юрий Марин заметил, что при переходе на электронные ценники нужно не забыть о требовании заверять ценник подписью руководителя или печатью. По его словам, многие решают эту задачу, просто наклеивая на оборотную сторону электронного ценника бумажку с печатью, которая таким образом заверяет любую цену на дисплее.

Замена ценника на ходу

Юрий Марин также предложил еще один способ сократить издержки. «Ситуация, когда работники вручную печатают ценники на принтере в подсобке, потом режут их на части и тратят много времени на ручную сверку и замену ценников в торговом зале, должна уйти в прошлое, – убежден спикер. – Сейчас один человек с мобильным терминалом и мобильным принтером, печатающим на клейкой бумажной ленте, может сэкономить бизнесу немало денег. Он в зале мгновенно сканирует штрих-коды товара и за секунды печатает и наклеивает новый ценник».

Директор департамента аналитических систем «Интерпроком» Алексей Никульшин представил решения своей компании для управления эффективностью в розничной торговле. Любая задача сводится к трем составляющим: минимизация издержек, максимизация выручки и правильные управленческие решения. «Современные средства информатизации позволяют проводить мероприятия, еще вчера считавшиеся невозможными, – говорит спикер. – Amazon меняет в день до 30% цен на товары, причем у одного и того же товара ценник может поменяться до 10 раз. Делается это на основе данных информационных систем, прогнозирующих оптимальную цену. Удивительно, почему до сих пор все ритейлеры так не поступают, особенно в нынешних условиях, когда динамическое ценообразование особенно актуально».

Где искать покупателя?

Поставщик услуг ГИС, старший консультант компании Esri CIS Татьяна Анискина в своем докладе раскрыла роль геоинформационных систем в успешном розничном бизнесе. «Главное в ритейле – месторасположение торговой точки. ГИС используют 70% компаний из списка Fortune 500, – заявляет спикер. – Анализ размещения точки помогает бизнесу сохранить эффективность».

Татьяна Анискина продемонстрировала на реальном примере, как следует выбирать место для торговой точки. Сначала она показала карту местности с нанесенными на нее возможными местами торговли. Затем она поочередно накладывала слои: число жителей в радиусе 500 м., маршруты передвижения людей и транспорта, естественные препятствия, торговые точки конкурентов – и постепенно совокупность объективных данных помогла определить оптимальное место для нового магазина.

Галина Мусина, глава департамента розничных решений ICL Services, напомнила о важности углубленного анализа бизнес-процессов в кризисное время. Компании вынуждены искать ответы на вопросы, как избавиться от дубликатов master-данных в системах управления ассортиментом и запасами, переводить ли HR на SaaS/PaaS, будет ли выгода от внедрения системы управления маркетингом, как сократить время выполнения заявок сервис-деском и другие. Она рассказала о разработке своей компании – услуге для бизнеса, сочетающей технологии больших данных и process mining, которая может стать инструментом для получения ответов. Представленное решение, по словам спикера. Помогает монетизировать бизнес-процессы за счет быстрого анализа процессов, охватываемых различными back-office системами, оценки их стоимости, эффективности, а также визуализации процесса, которая показывает, как он на самом деле выполняется.


Презентации участников конференции

Презентация Мусина Галина, head of retail solutions department, ICL Services
Повышая эффективность процессов в ритейле с ICL Services
Презентация Никульшин Алексей, директор департамента аналитических систем, Интерпроком
ИТ-решения компании Интерпроком для розничной торговли
Презентация Анискина Татьяна, старший консультант, Esri CIS
Профессиональные системы геоаналитики для ритейла
Презентация Марин Юрий, генеральный директор, ЦШК "Гексагон"
Простые IT решения для снижения затрат в рознице. Мобильная печать ценников.
Презентация Кулахметов Борис, руководитель направления бизнес-планирования, L’Oreal
Системы контроля торгового персонала
Презентация Чекель Павел, директор Управления ИТ, Юлмарт
Российский рынок Интернет-торговли. Итоги 2014. Тенденции 2015. Опыт Юлмарта
Презентация Левиков Антон, директор по информационным технологиям, Новард
Стратегия и тактика ИТ-директора розничной компании в современных условиях
Презентация Быстров Константин, IT-директор, Oriflame
Итоги в 2014 и планы на 2015
Презентация Староверов Денис, начальник отдела информационных технологий, Ив Роше Восток
Как ИТ за счет внедрения системы мотивации персонала помогает бизнесу повысить эффективность (на примере розничной компании)
Презентация Коновалов Иван, руководитель проектов, Л'Этуаль
Как ИТ за счет внедрения системы мотивации персонала помогает бизнесу повысить эффективность (на примере розничной компании)
Презентация Заржецкий Александр, руководитель дирекции реализации интеграционных проектов, 1С-Рарус
Бизнес как сервис: автоматизация ритейла в стиле "1С-РАРУС
Презентация Готовченков Дмитрий, deputy CTO in infrastructure and maintenance, Lamoda
Юридические аспекты в работе ИТ менеджера
Презентация Скачать архив целиком