Разделы

Ритейл Интернет

Интернет-платежи: якорь российской е-коммерции

«Узким горлышком» российской электронной коммерции остается механизм оплаты товаров. В большинстве случае оплачивать их другим способом, кроме как наличными, слишком сложно и неудобно. Но, похоже, здесь-таки назревают положительные и кардинальные перемены.

Лед тронулся

Ряд последних инициатив в области электронных платежей позволяет надеяться, что ситуация с доступностью и удобством онлайн-оплаты скоро будет решена. Так, в апреле 2008 года компании ChronoPay и Robox заключили партнерское соглашение, которое позволит не думать, какие электронные деньги использовать. Унификация электронных денег, как ожидается, должен максимально облегчить жизнь как для владельцев интернет-магазинов, так и для их клиентов. Сейчас ChronoPay (оборот в России в 2007 году – около $250 млн) предлагает крупнейшей в мире системе электронных платежей Paypal помочь расширить спектр услуг в России. В настоящее время россияне могут оплачивать через Paypal покупки с помощью кредиток, однако нельзя выводить деньги обратно или переводить их на чужой счет.

Значительный шаг на пути развития интернет-платежей в России сделал РБК. Холдинг создал на базе приобретенных активов (РБК Банк и система интернет-платежей Rupay) платежную систему RBK Money. К основным преимуществам системы относится безопасность интернет платежей с помощью банковской карты (при оплате покупок в Сети пользователю не нужно вводить данные своей карты в реквизиты платежа – вместо них фигурирует номер электронного кошелька) и упрощенная процедура пополнения электронного кошелька. Теперь пользователям не нужно искать терминалы оплаты или пункты приема платежей – достаточно наличия банковской карты и компьютера или мобильного телефона с доступом в интернет. Пользователи RBK Money имеют возможность проводить мгновенные платежи за коммунальные услуги, интернет, IP-телефонию, мобильную, международную и междугороднюю связь, коммерческое телевидение, онлайн-игры, программное обеспечение, приобретать товары и услуги в более чем 6 000 интернет-магазинах. К 20 августа 2008 года – менее чем через 2 месяца с момента старта системы - свыше 5000 человек воспользовались услугой активации банковских карт в RBK Money, пополнили счета своих электронных кошельков и совершили покупки.

Положительная динамика рынка, а также продолжающийся рост количества российских интернет-пользователей говорят об инвестиционной и коммерческой привлекательности сегмента электронных платежей. Так, в 2007 году оборот пяти крупнейших российских систем электронных платежей, контролирующих более 85% объема рынка, увеличился на 130% и составил $16 млрд. Среднегодовые темпы роста (CAGR) российского рынка электронных платежных систем за последние 3 года составили 119%.

Интернет-платежи являются одним из наиболее динамично развивающихся сегментов мирового рынка электронных платежей. Наибольшую популярность приобретают системы интернет-платежей, имеющие интеграцию с платежными продуктами банков. Так, американская система электронных платежей PayPal, имеющая более 164 млн. пользователей, объявила о рекордном объёме платежей в четвертом квартале 2007 года - $14 млрд. По прогнозам компании Javelin Strategy and Research, к 2012 году объём онлайн-транзакций возрастет в 2,36 раза с $150,4 млрд. до $355,2 млрд.

В целом у российского рынка интернет-торговли очень высокий потенциал. Если будет решена основная проблема – удобство и безопасность виртуальных платежей – здесь можно ожидать настоящий бум. Последние же инициативы ведущих игроков, прежде всего РБК, позволяют надеяться на то, что очень скоро платить в Рунете станет действительно проще и безопаснее.

Виталий Солонин / CNews Analytics