Статья

ИТ в рознице: кризис поставил новые задачи

Интеграция Ритейл Инфраструктура Внедрения Розница
мобильная версия

На протяжении ряда лет розничные предприятия был одними из самых активных ИТ-заказчиков. Кризис существенно сказался как на самой отрасли, так и на ее ИТ-составляющей. Мировые аналитики прогнозируют негативную динамику ИТ-затрат для российского ритейла на следующий год. Новые ИТ-стратегии, тенденции развития ритейла, решения, позволяющие предприятиям оставаться прибыльными, обсуждались на круглом столе "Информатизация розницы в новых условиях", организованном CNews Conferences и CNews Analytics.

Роман Иванов: Даже в такой непростой период на рынке нашлось место инновационным проектам

На вопросы CNews ответил Роман Иванов, руководитель центра компетенций и решений департамента автоматизации розничной торговли Wincor Nixdorf.

CNews: Как вы оцениваете современные реалии российского ИТ-рынка в целом и ИТ-сегмента в сфере розничной тогрговли?

Роман Иванов: Сегодня участники рынка принимают различные стратегии поведения. Однако всех их объединяет более взвешенный подход к инвестициям, тщательная оценка проектов и их экономическое обоснование. Особенный интерес вызывают те ИТ-компании, которые в нынешних условиях пытаются диверсифицировать бизнес и обеспечить себе место в новых или освобождающихся нишах. Скорее всего, именно эти компании и сформируют самые значительные изменения на рынке в перспективе двух-трех лет.

Подобные тенденции наблюдаются и на рынке розничных предприятий. Период, когда в ИТ-департаментах наблюдалась некоторая растерянность, окончился выработкой новой стратегии развития. Некоторые компании акцентируются на сокращении и оптимизации затрат. Естественно, это касается и ИТ. Эти меры негативно сказались прежде всего на небольших ИТ-компаниях. В результате, заказчики стали искать более стабильную альтернативу.

Тем не менее, даже в такой непростой период для рынка нашлось место и инновационным проектам, что вселяет оптимизм. В практике нашей компании здесь существенную роль сыграл приход некоторых международных ритейлеров в Россию.

В целом, сложившаяся ситуация вполне рабочая. Более того, можно говорить о позитивном сдвиге в сфере инновационных решений.

CNews: Каковы тенденции развития ИТ в российской рознице и как, с точки зрения глобального вендора, они отличаются от мировых?

Роман Иванов: Известной особенностью автоматизации в российской рознице является большая доля внутренних проектов, когда задачи полностью решаются самостоятельно ИТ-департаментами. Это легко объяснимо, а во многих случаях и целесообразно. Найти на рынке правильного ИТ-партнера - нетривиальная задача. Wincor Nixdorf не одно десятилетие выстраивала концепцию доверительных отношений с заказчиками и не понаслышке понимает задачу ритейлера. С внедрением лучших практик, высокотехнологичных решений, инновационных подходов к организации торгового процесса, наши заказчики - российские ритейлеры - сегодня мало отличаются от глобальных западных аналогов.

Можно выделить и техническую специфику российских проектов – высокая неоднородность решений и слабое использование общепринятых международных стандартов. Одна из самых насущных задач, решаемых нашей компанией при автоматизации фронтальных решений, – это внедрение единой технологической платформы, позволяющей связать в одной управляемое и контролируемое пространство ИТ-системы магазина. Такую возможность дает наша платформа TP.net.

Огромный интерес в России вызывают уже широко используемые в других странах решения по персонализации продаж (например, персональный мобильный помощник покупателя) и системам самообслуживания (управление наличностью, кассы самообслуживания). Эти решения мы увидим в России уже в самом ближайшем будущем.

CNews: Какие задачи автоматизации розницы в кризисной ситуации остаются, на ваш взгляд, приоритетными?

Роман Иванов: Задачи автоматизации должны отвечать задачам бизнеса. Из общих тенденций, наблюдаемых сегодня, можно подчеркнуть задачи исчислимости отдачи от вложений, оптимизации не только переменных, но и постоянных затрат. Безусловно, простым сокращением переменных затрат не решить главной задачи – быть конкурентноспособным и в будущем. Наибольший потенциал лежит именно в пересмотре традиционных подходов и технологий. Продуманная и обоснованная стратегия оптимизации розничных ИТ-процессов с учетом мирового опыта и российской специфики – необходимость успешной розничной компании.