Разделы

Ритейл Розница

ИТ-инфраструктуры торговых сетей: кризис внесет свои коррективы

ИТ любого предприятия, в том числе торгового, – это, прежде всего, его ИТ-инфраструктура. От того, насколько эффективно выстроена эта составляющая, зависит стабильность работы всех ИТ-систем компании. К сожалению, пока российские сети не могут похвастать идеальным состоянием своих ИТ-инфраструктур, пока еще здесь наблюдается немало недоработок и недочетов. Хотя компании и стараются всеми силами восполнить пробелы. И тенденции, наблюдающиеся здесь в течение последних лет вплоть до последнего времени, вполне можно охарактеризовать как позитивные. Само собой, глобальный финансовый кризис, разразившийся в начале осени, обязательно внесет (а где-то уже внес) свои коррективы.

Инфраструктурные векторы

Так или иначе, но жизнь продолжается, пусть и в несколько «ужатом» виде. Ритейлеры не перестают и не перестанут автоматизировать свой бизнес. Что же касается ИТ-инфраструктур торговых сетей, то как до, так и после кризиса для бизнеса будут актуальны в целом одни и те же решения. Не изменятся и инфраструктурные направления, по которым будут двигаться компании. Единственный нюанс – следствием кризиса станет неминуемое снижение спроса, который, впрочем, через какое-то время все равно восстановится. Структура же спроса вряд ли претерпит серьезные коррективы. Хотя, конечно, в нынешних обстоятельствах что-либо прогнозировать довольно сложно.

Итак, торговые предприятия за последнее время стали одними из крупнейших заказчиков бизнес-приложений. Огромные объемы бизнеса и обрабатываемых данных, необходимость предоставлять отчетность по международным стандартам и обеспечивать прозрачность финансовых потоков для инвесторов сформировали спрос на внедрение ERP-систем, на услуги по интеграции различных бизнес-приложений. По мере усиления рыночной конкуренции рос спрос на системы безопасности, повышался интерес к решениям, которые незадолго до этого казались для розницы экзотикой – системам бюджетирования, BI-решениям и т.д.

Соответственно рос и спрос на услуги. Особенно востребованными оказались услуги системных интеграторов в области сервиса и технической поддержки ИТ-систем. В условиях обширной географии присутствия федеральных сетей, ритейл шел либо на создание собственных небольших ИТ-компаний для соответствующего обслуживания, либо исключал техподдержку из области деятельности ИТ-службы. И все большее число ритейлеров идут по пути перепрофилирования своих технических сотрудников в проектных менеджеров по управлению сервисными контрактами с привлеченными ИТ-компаниями. К слову сказать, аутсорсинг – это одно из наиболее перспективных направлений в условиях кризиса, ибо данный подход один из наиболее действенных способов оптимизации затрат на ИТ.

Другой важный вектор – ритейл остро нуждается в современных центрах обработки данных, ведь объем и важность информации тут очень велики, критичность данных в рознице вполне сопоставима с такими же требованиями в банковском секторе. Поэтому розничные компании предпочитают строить ЦОДы с учетом фактора максимальной отказоустойчивости, с возможностью создания резервных центров. А применение в дата-центрах технологии виртуализации, blade-серверных систем, систем диспетчеризации, мониторинга и управления и т.д. делает ЦОДы максимально эффективными, позволяет существенного снижать затраты на их построение и содержание.

Кроме того, по словам Дмитрия ТокараКрок»), высокий интерес торговые предприятия демонстрируют к инженерным системам магазина (торгового центра). По свидетельству специалиста, при строительстве новых торговых площадей, элементы интеллектуального здания закладываются уже как основа – это диктуется соображениями экономической целесообразности. В данном вопросе конкуренция обычно является двигателем перемен. Причем большинство ритейлеров уже достаточно давно используют те или иные технологии автоматизации инженерных систем своих помещений.

«Приведу простой пример высокой актуальности подобных технологий, – делится Дмитрий Токар. – Если у торговой компании нет системы гарантированного электропитания, то огромный холодильник в случае энергоаварии разморозится за несколько часов, вследствие чего испортится большое количество продуктов». Очевидно, что для крупных розничных сетей порча товаров и потеря покупателей лишь в одном из многочисленных магазинов стоят значительно больших денег, чем приобретение подобной системы. Именно поэтому ритейлеры начали внедрять энергооборудование одними из первых. Практически все кассы сегодня либо зарезервированы на общем мощном источнике бесперебойного питания и дизельной генераторной установке, либо к каждой из них подключен отдельно стоящий ИБП – дабы в случае энергоаварии касса не теряла информацию о продажах.

Заметной стала тенденция комплексного подхода к задаче безопасного функционирования инженерных систем. Серверные помещения, где установлено многомиллионное оборудование центров обработки данных, оснащаются по определенным стандартам. Работают системы поддержания заданного уровня влажности и температуры, локализации протечек воды, системы контроля доступа. Все это также элементы интеллектуального здания.

Кроме того, в настоящий момент каждый ритейлер прекрасно осознает, что торговые залы магазина должны быть комфортны и безопасны для посетителей, что диктует необходимость использования автоматизированных систем вентиляции и кондиционирования, пожаротушения и дымоудаления. Наряду с этим активно внедряются и системы диспетчеризации, позволяющие нескольким сотрудникам централизованно управлять всеми инженерными системами торгового объекта, что не только обеспечивает безопасность за счет предупреждения или быстрой локализации нештатных ситуаций, но и сокращает штат обслуживающего персонала.

Что же касается сложностей внедрения решений в этом сегменте, то тут, как отметил Константин УсаковскийАйТи»), проекты, главным образом, типовые, и основные сложности возникают, скорее, не при внедрении, а при выборе продукта, который должен иметь адекватный функционал и максимально соответствовать задачам, стоящим перед конкретным бизнесом.