Разделы

Ритейл Розница

ИТ-инфраструктуры торговых сетей: кризис внесет свои коррективы

ИТ любого предприятия, в том числе торгового, – это, прежде всего, его ИТ-инфраструктура. От того, насколько эффективно выстроена эта составляющая, зависит стабильность работы всех ИТ-систем компании. К сожалению, пока российские сети не могут похвастать идеальным состоянием своих ИТ-инфраструктур, пока еще здесь наблюдается немало недоработок и недочетов. Хотя компании и стараются всеми силами восполнить пробелы. И тенденции, наблюдающиеся здесь в течение последних лет вплоть до последнего времени, вполне можно охарактеризовать как позитивные. Само собой, глобальный финансовый кризис, разразившийся в начале осени, обязательно внесет (а где-то уже внес) свои коррективы.

ИТ-инфраструктура завтра

Если постараться в целом сформулировать, как будет выглядеть ИТ-инфраструктура розничной сети в будущем, то получится примерно следующее: ИТ-инфраструктура ритейлера завтра – это ИТ-инфраструктура, основанная на системах, способных решать задачи, которые позволят наиболее эффективно достигать бизнес-целей торговых предприятий. По словам Дмитрия Токара, в первую очередь, усилится спрос на интеграцию разнородных ИТ-систем – розничная отрасль достаточно долго жила на лоскутной автоматизации. Системы будут характеризоваться масштабируемостью и интегрированностью между собой. Более совершенными станут технологии обслуживания клиентов: получат развитие электронные киоски, начнется внедрение специализированных форм обслуживания покупателей. Одними из возможных технологий, востребованных рынком, будет внедрение МДМ (управление мастерданными) систем, применение СОА (сервис-ориентированного) подхода, современных инженерных инфраструктурных технологий и т.п. Иными словами, здесь, как и везде, будет применяться все то, что работает на главную цель – конкурентоспособность компании на рынке.

Как отметил Константин Усаковский, в стратегической перспективе будущее за совершенствованием информационных систем в части работы с клиентами (запросы, специальные акции, лояльность и т.п.), а также в области взаимодействия клиентов с ритейлом (терминалы, интернет-обслуживание и т.п.). В ближайшем же будущем, полагает специалист, основное внимание розницы будет фокусироваться на решениях, обеспечивающих оперативное управление.

Говоря о завтрашнем дне «торговых» ИТ-инфраструктур, не стоит забывать и о такой довольно модной сегодня теме как «зеленый магазин», теме применения green IT на протяжении всей инфраструктурной цепочки – от офиса до торгового зала. Однако вопросов здесь по-прежнему остается больше, чем ответов. Например, сразу встает вопрос – ради чего это делается: ради любви к окружающей среде или ради экономии энергоресурсов? Можно ли вообще считать энергосберегающие технологии «зелеными»? Наконец, чего тут больше – «пиара» или реальной пользы? Ведь зачастую оказывается, что так называемые «зеленые» технологии (скажем, «зеленые» световые или климатические технологии) – вещь довольно дорогая, а практическая польза от их применения совершенно неочевидна. В то же время целый ряд уже широкоприменяемых технологий (например, виртуализация) приносят ощутимую выгоду, выраженную в экономии электроэнергии, однако можно ли считать ту же виртуализацию технологией «зеленого цвета». Так или иначе, но в отличие от многих западных ритейлеров (особенно таких «передовиков-инноваторов» как Wal-Mart или Metro), которые уже не первый год экспериментируют с green IT, российским торговым сетям пока вряд ли «до этого», у них и без «зеленых» технологий ИТ-проблем (да и не только ИТ) хватает, тем более, сейчас, когда отечественная розница вступила не в самый лучший для себя период.

Леонид Волчанинов / CNews Analytics