Разделы

Цифровизация Ритейл Внедрения Розница Логистика Интернет

"Спортмастер": Клиенты вынуждают нас серьезно менять формат торговли

Осенью 2012 года группа компаний "Спортмастер" создала электронный канал продаж для одного из своих брендов – торговой марки O’STIN. Почему был инициирован проект, с чем пришлось столкнуться компании и что означает переход к мульти- и омниканальности для российской розницы, CNews рассказал Герман Алексеев, CIO группы компаний "Спортмастер".

CNews: По каким критериям вы выбирали платформу для создания интернет-магазина O’STIN и партнера по ее внедрению?

Герман Алексеев: Наш подход к выбору платформ очень простой. Когда мы начинаем автоматизировать новую для себя функциональную область, то, во-первых, мы тщательно разбираемся с функциональной архитектурой и определяем, какие приложения нам нужны. Во-вторых, грубо говоря, изучаем отчеты Gartner, смотрим, какие продукты стоят в правом верхнем углу, и из них уже подробно изучаем максимум 3 платформы. Ключевые критерии выбора – решение должно соответствовать нашим потребностям с точки зрения бизнес-функционала и технологий, а также обеспечивать возможности для быстрого развития и масштабирования в будущем. Я прекрасно понимаю, что после внедрения любой системы на следующий же день прибежит бизнес-пользователь и попросит реализовать еще столько же новых задач, как и в начале проекта. Поэтому платформа должна быть способна хорошо развиваться. Когда это возможно, мы предпочитаем пользоваться продуктами именно крупных вендоров. Опыт показывает, что очень многие независимые поставщики в конечном итоге кому-то продаются или прекращают существование, а дальнейшая судьба их решений может быть всякой. Так что тут мы предпочитаем не рисковать. Конечно, мы смотрим и на цену. Практически по всем решениям просчитывается совокупная стоимость владения на 5 лет как минимум и на 10 лет как максимум.


Герман Алексеев: Мы приняли решение начать именно с O’STIN - создать и раскрутить для этого бренда серьезный онлайн-канал

В данном случае лидеров на рынке было два: Oracle ATG Web Commerce и IBM WebSphere Commerce. За ними следовало, правда, с некоторым отставанием, решение от Microsoft.

Решением, которое устроило нас со всех точек зрения, оказалась платформа Oracle ATG. С ней можно было быстро стартовать и запустить интернет-магазин с нужной функциональностью в относительно короткие сроки. Платформа обладает отличным потенциалом, да и сама среда разработки нам знакома. Кроме того, было адекватное представление возможностей системы со стороны Oracle – без традиционных пресейловых сказок, что решение может и то, и это, и на дуде играть, и рыбу заворачивать. Наконец, одновременно с выбором платформы нам удалось определить потенциального партнера по внедрению - компанию EPAM Systems, у которой был опыт внедрения Oracle ATG в западной и российской рознице и чья способность реализовать проект - после проведения ряда консультаций и референс-визитов - не вызвала у нас сомнений. Стоимость проекта также оказалась приемлемой, так что все факторы сложились.

CNews: Как проходил проект? Какие основные этапы он включал? И как выстраивалось взаимодействие с внешним партнером – EPAM Systems?

Герман Алексеев: На первом этапе EPAM провела функциональный анализ и, надо отметить, на очень качественном уровне – это во многом повлияло на итоговые положительные результаты. Затем все традиционно: разработка, внедрение, интеграция, запуск, поддержка. Первоначально услуги по сопровождению решения также оказывались нашим партнером. Сейчас мы стараемся больше ориентироваться на внутренние ресурсы: за время проекта была накоплена хорошая компетенция по Oracle ATG. Электронная коммерция – это та сфера, где идет очень бурное развитие и постоянно поступают задачи, которые очень слабо специфицируются нашими бизнес-заказчиками. Их нужно подхватывать буквально на лету. Доработка и сопровождение перемешиваются очень сильно, и в таких условиях мы пока умеем работать только с использованием внутренних ресурсов.

Еще хочу отметить, что нашими специалистами и специалистами EPAM было очень качественно проведено приемочное тестирование. Типичная ситуация для многих проектов: одну мелочь не проверили, другую отложили "на потом", третья показалась несущественной, а в итоге уже на этапе "go life" все эти мелочи складываются в такую огромную проблему, что приходится очень быстро и с большими затратами ее исправлять. В этом проекте тестирование было выполнено отлично. В результате период стабилизации оказался феноменально коротким. После запуска сайт не падал ни разу, серьезных проблем не возникало в принципе.

Кроме того, EPAM и Oracle дали хорошие рекомендации по выбору инфраструктуры для обеспечения работы интернет-магазина. С другими продуктами у нас бывали ошибки – как в меньшую, так и в большую сторону. Здесь мы обошлись без них: магазин справляется с нагрузкой, при этом мы избежали ситуации, когда приобретенный дорогой супер-сервер загружен процентов на 5.