Разделы

Телеком Безопасность Ритейл Большие города Мобильная связь Техническая защита Розница

Владимир Гаев: Микропроцессор надежнее магнитной полосы

Российская компания "Ситроникс Смарт Технологии" стала примером удачного опыта модернизации: на основе технологий немецкой Giesecke&Devrient сначала было создано производство высокотехнологичных смарт-карт, а затем – собственный отдел разработок. О том, как это удалось, в интервью CNews рассказал Владимир Гаев, генеральный директор компании "Ситроникс Смарт Технологии".

Когда мы развивались, то изначально сделали ставку на собственный R&D. Отдел разработок у нас очень квалифицированный, и, получив доступ к немецким и мировым ноу-хау, мы стали развивать их. А так как российские ИТ-шники – одни из лучших в мире, это и позволило нам продвинуться достаточно далеко, стать автономными, и более того, конкурировать с мировыми лидерами наравне.

CNews: А как удалось создать у себя технологическую основу и уже на ней делать собственные продукты?

Владимир Гаев: Для того чтобы выйти на рынок SIM-карт, российскому предприятию для самостоятельного развития требуется не один год и значительная сумма денег. Специфика бизнеса такова, что необходимо действовать достаточно быстро. Упустили пару-тройку лет – и рынок уже поделен. Так же, как и со смарт-картами - те, кто пытается нагнать, никогда не успевают этого сделать, потому что другие компании тоже не стоят на месте. Наши акционеры выбрали, на мой взгляд, верное направление. Они использовали не в ущерб нашим немецким партнерам их технологии для того, чтобы быстро создать российскую компанию, которая соответствовала бы всем современным требованиям сотовых операторов и владела необходимыми технологиями.

CNews: Какие продукты создал ваш собственный отдел разработок?

Владимир Гаев: Используя свои наработанные знания и навыки, например, нам удалось создать собственную операционную систему для SIM-карт класса Native. Поясню терминологию. Сегодня SIM-карты разделяются на два вида: с операционной системой Native и Java. Продукты на базе Native обладают ограниченным функционалом и их сейчас используют главным образом операторы развивающихся стран. Но не только они. Например, самый быстроразвивающийся в российских регионах сотовый оператор Tele2 тоже выбрал себе Native-технологию.


Владимир Гаев: Из соображений безопасности очень многие банки мигрируют на чиповые карты

В отличие от Native, Java-продукт обладает большими возможностями, он позволяет использовать механизм Java-машины, благодаря которому интерактивные функции приложения на телефоне можно расширить. Проще говоря, он позволяет создавать более дружественный интерфейс. В стратегии развития нашей компании заложена возможность создания Java-продукта, пилотные партии мы планируем запускать уже этим летом. Используя инструментарий, который наработан нашими сотрудниками, мы сейчас разрабатываем различные сервисные решения. Например, для мобильного банкинга. Наши приложения, "аплеты", позволяют получать по SMS информацию о проведении транзакций по банковской карте. В более сложных вариантах с помощью мобильного телефона можно оплачивать счета, в том числе услуги сотовых операторов. Есть еще так называемые платформы DSТK (Dynamic SIM Toolkit), которые позволяют сотовому оператору предлагать абоненту определенный набор услуг. То есть у вас в мобильном телефоне есть меню, из которого вы можете выбрать различные сервисы, предоставляемые сотовым оператором, такие как прогноз погоды и прочее. Поскольку этот список часто бывает очень обширным, чтобы не пролистывать все пункты, можно с помощью технологии DSТK сформировать список только необходимых вам сервисов. И потом время от времени его редактировать.

Также у нас есть осуществленный проект с "Мегафоном", где мы реализовали платформу ОТА (Over The Air – "по воздуху", "через эфир"). Эта платформа позволяет дистанционно, через канал мобильной связи, загружать и удалять различные приложения и управлять ими на SIM-карте. Оператору это дает возможность включать различные дополнительные сервисы для абонента без замены SIM-карты, ведь вряд ли кто-то будет тратить время на поездку в офис оператора за картой только ради нового сервиса. И как раз эту платформу создали наши специалисты, сегодня она успешно функционирует в "Мегафоне".

CNews: Мы рассмотрели новости телекома, а что происходит в финансовом секторе? Чего хотят банки от пластиковых карт, что для них сейчас приоритетно?

Владимир Гаев: В первую очередь, как в принципе и всегда, для них приоритетной является привлекательность продукта, начиная от визуального оформления, заканчивая функционалом, который он в себе несет. Сейчас банки постепенно выходят на докризисный уровень эмиссии пластиковых карт и, соответственно, требуют от нас каких-то инноваций. Инновации в визуальном оформлении продукта – это различные рисунки, голографические, тактильные эффекты, прозрачные карты или необычной формы. Плюс наполнение самого продукта, то есть приложения. Есть еще один проект, который сейчас запустили многие банки - персональные карты с индивидуальным дизайном.

Безопасность - тоже принципиальный момент. На это указывает тот факт, что опять оживился рынок карт с микрочипами, уровень безопасности у которых выше по сравнению с магнитными.

CNews: Каково соотношение выпуска карт с магнитной полосой и карт с микрочипами?

Владимир Гаев: В банковском секторе где-то 10%-15% от общего объема составляют карты с микропроцессорами. В прошлом году было около 8%. В процентном соотношении их доля растет. Из соображений безопасности очень многие банки мигрируют на чиповые карты.

Кроме того, платежные системы MasterCard и VISA не так давно выступили с заявлением о том, что банкам надо поскорее переходить на карты стандарта EMV (карты с чипом). И если банки до какого-то определенного момента не осуществят этот переход, то гарантии по возврату денег в случае мошенничества целиком и полностью лягут на них, а не на платежные системы. Хотя строгой даты не объявлено, все банки понимают, что пора переходить на новые карты.

CNews: Если говорить о недалеком будущем, какие технологии из тех, что еще не используются сегодня, могут появиться в ближайшее время в области пластиковых карт?

Владимир Гаев: Например, есть технология NFC, которая позволяет использовать мобильный телефон как некий электронный кошелек для оплаты услуг, совершения микроплатежей и т.д. Ведь сегодня практически каждый имеет мобильный телефон и какую-то банковскую карту – зарплатную, дебетовую, кредитную. NFC – это, по сути, комбинация сотового телефона и банковского счета.

CNews: А как будет внешне выглядеть NFC? Отдельно карта и отдельно телефон, или в телефон вставляется специальная SIM-кара, и можно просто приложить телефон к считывающему устройству?

Владимир Гаев: Есть различные варианты, но все они подразумевают использование телефона. В любом случае внутри телефона устанавливается специальная SIM-карта, которая позволяет идентифицировать пользователя и обеспечить безопасность передачи информации. В принципе, это может быть любая SIM-карта с приложением, которое использует недавно одобренный организацией ETSI (European Telecommunications Standards Institute) сертифицированный протокол SWP. И, соответственно, должно быть устройство, которое будет связывать платежный терминал, то есть в нашем случае телефон, с кассовым считывающим устройством, будь то в ресторане, метро, супермаркете и т.д. Вплоть до того, что этой картой люди смогут оплачивать штрафы в ГИБДД.

Если заглянуть еще дальше, то, естественно, все идет по принципу упрощения доступа к услуге или товару для потребителя. То есть консолидации максимального количества различных функций в одну. Объединение удостоверения личности, водительских прав с банковской картой, социальной картой, картой оплат услуг ЖКХ, медицинского полиса и т.д. В будущем, наверное, так и будет: все документы и кошельки в одном устройстве. Может быть, им станет мобильный телефон.

Кстати, в этот список можно добавить ключ от квартиры, ключ от автомобиля, ведь уже сейчас можно заводить машину не ключом, а с помощью радиобрелка, Только вот возникает одна опасность – если забудешь телефон дома или потеряешь его, то никуда не поедешь и не попадешь. Это побочный эффект новых технологий, иногда он бывает достаточно курьезным. Но, думаю, найдется какой-нибудь способ избежать таких коллизий.

Сергей Филимонов / CNews