Разделы

Ритейл Дистрибуция Розница

Падение продаж планшетов вселило оптимизм в IDC

IDC зафиксировала падение поставок планшетов на 28% в 1-м квартале 2011 г., но вновь пересмотрела годовой прогноз в сторону увеличения. Отечественные розничные сети подтвердили падение продаж и связывают его со скудными поставками iPad в Россию.

IDC пересмотрела свой прогноз по поставкам планшетов на 2011 г. Теперь аналитики считают, что в каналы продаж по итогам года будет отгружено 53,5 млн этих устройств, а не 50,4 млн, как предполагалось ранее.

Оптимизм IDC повысился на фоне падения отгрузок планшетов на 28% в 1-м квартале. Это аналитики агентства связывают с замедлившимся спросом, общей экономической ситуацией и перебоями в цепочках поставок. «Несмотря на это мы верим, что с появлением новых конкурентоспособных устройств во 2-м полугодии, на рынке будет продано порядка 53 млн планшетов, и он продолжит расти в долгосрочной перспективе», - говорит аналитик IDC Дженифер Сонг (Jennifer Song).

Ее коллега Боб О`Донел (Bob O`Donnell), вице-президент IDC, считает, что падение спроса на планшеты было вызвано макроэкономическими моментами, а также пост-отпускным периодом. «Мы ожидаем, что остаток года покажет гораздо лучший результат. Одновременно с этим мы считает, что вендоры, которые продолжат придерживаться телеком-компаний в качестве каналов дистрибуции, столкнутся с некоторыми сложностями», - говорит О`Донел.

Аналитики также отмечают, что в 1-м квартале продажи Android-планшетов выросли на 34%, однако iPad и iPad 2 продолжают доминировать в этом сегменте. Другие вендоры в 1-м квартале испытывали сложности с тем, чтобы найти свое место на рынке, говорят в IDC. При этом отгрузки самой Apple также оказались ниже, чем ожидалось, подчеркивают аналитики: некоторые проблемы с поставками дисплеев, а также анонс планшетов за несколько недель до того, как они стали реально доступны, оказали влияние на отгрузки.


Падение продаж планшетов в России розничные сети связывают с недостаточными поставками iPad

Стоит отметить, что прогноз по рынку планшетов на 2011 г. в сторону увеличения IDC пересматривает уже не в первый раз. Так, ранее аналитики ограничивались планкой в 44,6 млн. В 2010 г., по оценкам агентства, на мировой рынок было поставлено 17 млн «таблеток».

Представитель российской MediaMarkt подтвердил CNews, что их сеть наблюдала падение продаж планшетов в 1-м квартале 2011 г. и связывает это с тем, что Apple не поставляет в Россию достаточно iPad. «90% продаж планшетов в нашей сети приходится на iPad, и в этом году мы сталкиваемся с недостаточным объемом поставок этих устройств. Отсюда и падение продаж», - говорит собеседник CNews. Примерно 5% проданных планшетов, по его словам, приходится на Samsung, и эти устройства поставляются и продаются стабильно.

Сотрудник MediaMarkt также отметил, что для того, чтобы покрыть спрос на iPad среди покупателей его сети, этих устройств должно поставляться примерно в 10 раз больше. «Даже сейчас не во всех магазинах нашей сети можно найти iPad 2», - говорит он.

«Россия не является пока приоритетным направлением для Apple. Изначально компания ставила целью насытить iPad США и Европу, и лишь после – другие страны. Тем не менее, даже в Европе пока не во всех магазинах можно встретить iPad 2», - говорит представитель розничной сети. В российском представительстве Apple, по его словам, не знают, когда именно компания сможет увеличить поставки своих планшетов в Россию.

В сети магазинов re:Store заявили CNews, что наблюдали падение продаж планшетов в январе 2011 г. «Это было связано с перебоями в поставках iPad в Россию. Их просто не было», - говорит представитель сети Людмила Семушина. Далее поставки iPad первого поколения, по ее словам, были стабильны и так же стабильны были и продажи. В момент снижения цен перед появлением iPad 2 re:Store даже наблюдала рост спроса на первую версию, отмечает она.

Спрос на iPad 2 до сих пор не удовлетворен, отмечает Семушина. Планшет, по ее словам, приходит небольшими партиями, которые распродаются в два-три дня. «Мы надеемся, что обстановка изменится, и поставки будут более регулярные и крупными. Потому что даже наличие на рынке планшетов других производителей ситуацию не меняет: большинство тех покупателей, которые решили приобрести планшет, хотят устройство именно от компании Apple», - говорит представитель re:Store.

В российском представительстве Acer связывают падение продаж планшетов в 1-м квартале с дефицитом компонентов, ставшим следствием землетрясения в Японии: из-за него поставщики не смогли удовлетворить спрос потребителей в полном объеме.

«Acer, к примеру, начала поставки планшетов только во 2-м квартале 2011 г., хотя изначально старт продаж был запланирован на 1-й квартал, - говорит директор департамента мобильных ПК Acer Денис Кутников. - Возможно, падение продаж в 1-м квартале было также связано с задержкой выхода версии ОС Android 3.0, созданной специально для планшетных ПК». Кутников также сообщил, что во 2-м квартале этого года в Россию было отгружено более 30 тыс. планшетов Acer, и еще на 40 тыс. штук компания получила заказы.

В России, по данным SmartMarketing, за 2010 г. было продано 152 тыс. планшетов. Лидером рынка, по данным аналитиков, стала Apple (доля 69,77%). С большим отрывом за ней следует Samsung (6,96%). МТС и «Билайн» заняли 4,4% и 4,86% рынка соответственно. Замкнула пятерку лидеров Rover Computers с долей 4,02%.

Наталья Лаврентьева