Спецпроекты

Какие ИТ-решения популярны в ритейле в условиях кризиса

Ритейл Конференции

Ритейл и сфера услуг входят в число отраслей, наиболее пострадавших от последствий эпидемии COVID-19. Первым пришлось срочно перестраивать бизнес-модель, а вторым – искать способы пережить карантин так, чтобы после его завершения не потерять бизнес, а вернуться к нормальной жизни. О том, какие проблемы помог выявить коронавирус, как быстро подстроиться под изменившиеся условия и заложить основы восстановления бизнеса в будущем, говорили участники организованной CNews Conferences онлайн-конференции «ИТ в ритейле и логистике: точки роста и векторы развития».

Антикризисные облака

«Облачные сервисы – наиболее быстрый способ цифровой трансформации, – начал свое выступление Шамиль Каюмов, директор по развитию бизнеса SberCloud. – Они дают возможность быстро протестировать любые решения. При этом совершенно нет необходимости вкладывать большие деньги в изменение инфраструктуры». Самые популярные и интересные инновационные сервисы крупнейших ритейлеров базируются именно на облачных сервисах. И это дает им огромные конкурентные преимущества. Сегодня ясно, что компании, которые разместили свои сервисы в облаке, оказались в более выгодном положении – они смогли быстро адаптироваться к новым условиям. По словам Шамиля Каюмова, именно ритейл является основным пользователем PaaS от SberCloud.

Компания предлагает два основных сервиса. Это использование возможностей суперкомпьютера «Кристофари», с помощью которого можно быстро обучать программные модели на нейронных сетях. «В этом году появится возможность не только обучать собственные модели, но и использовать готовые решения. Речь идет о предиктивных моделях для ритейла и логистики», – уточняет Шамиль Каюмов.

Второй сервис SberCloud.Advanced – набор инфраструктурных, платформенных и софтверных сервисов, который позволяет создавать облако с уникальными возможностями. Это облако обладает эластичностью, а значит можно использовать только те ресурсы, которые необходимы, и, соответственно, не платить больше, чем нужно. «Последние события показали, что многие компании были не готовы к изменившимся требованиям – о проблемах с доступностью сервисов хорошо известно», – напомнил Шамиль Каюмов и предложил обращаться в SberCloud, заказываит аудит инфраструктуры и совместными усилиями вырабатывать план модернизации.

Товары на дом

Даниил Калядин, руководитель направления инновационного развития Software AG в России и СНГ, поблагодарил ритейлеров, благодаря которым мы можем находиться дома, заказывать продукты через интернет и в течение 15 минут получать их с доставкой на дом. «Автоматизация логистических цепочек – это очень важная составляющая бизнеса. Необходимо, чтобы они были абсолютно прозрачны: от поставщика до доставки конечному потребителю», – говорит он.

Обеспечить такую прозрачность непросто. Как правило, в построении логистических цепочек задействовано множество информационных систем. При этом они разработаны как разными вендорами, так и силами собственных ИТ-специалистов для решения локальных задач. В последние годы к этому списку прибавились различные интеграционные платформы и облачные сервисы.

Для достижения полной прозрачности логистических цепочек этот ландшафт надо упростить – обеспечить его чистыми данными и организовать взаимодействие систем между собой. Более того, данные должны быть доступны как поставщикам, так и потребителям. По мнению Даниила Калядина, компании постепенно осознают необходимость ими делиться. Например, в Великобритании подсчитали, что организация обмена данными в цифровом виде между ритейлерами и поставщиками позволит экономить до 14 фунтов на каждом заказе.

Для решения этих задач Software AG предлагает целый ряд технологических возможностей. Это интеграция и API-менеджмент, использование интернета вещей, мониторинга и аналитики. Компания готова также дать рекомендации по цифровой трансформации бизнеса.

Что такое антиCOVID

Роман Гоц, директор департамента больших данных и безопасности Atos, рассказал, как обеспечить безопасность периферийных вычислений на складе, в магазине и т.д. Сейчас рынок таких решений стремительно растет благодаря росту числа сотрудников, работающих удаленно, и введению жестких требований по обеспечению безопасности со стороны государства. Ведущие компании усиленно работают над обеспечением бесконтактного контроля доступа, безопасности сотрудников и помещений, обеспечением непрерывности работы бизнеса в условиях карантина и минимизацией возможных штрафов.

Компания Atos подготовила пять решений. Первое – бесконтактная СКУД, когда человеку не обязательно касаться контрольного устройства руками: сканер может распознать человека удаленно. Второе – с помощью интеллектуальной системы видеонаблюдения можно установить круг контактов заразившегося COVID-19 человека в течение двух недель и на основании анализа данных о характере контакта принять решение об изоляции.

Третье решение позволяет отслеживать соблюдение социальной дистанции в очереди и давать советы администрации магазина о том, какие меры необходимо предпринять, чтобы избежать скопления людей. Четвертое контролирует, чтобы все сотрудники и посетители носили маски. В начале мая Atos выпустит решение, позволяющее в автоматизированном режиме измерять температуру тела человека.

Роман Гоц напомнил, что предлагаемые системы будут востребованы еще долгое время, потому что даже в Ухани после снятия карантина требования к обеспечению безопасности остались неизменными. Кроме того, системы могут легко модернизироваться в будущем вместе с появлением новых задач.

Что волнует заказчиков

Ростислав Гордиенко, директор по информационным технологиям кондитерской фабрики «Победа», рассказал о внедрении DLP-системы в компании. Он подчеркнул, что компания изначально рассматривала только решения отечественных разработчиков. Для тестирования были выбраны решения InfoWatch и SearchInform. В итоге выбор был сделан в пользу предложения SearchInform. Эксперт подробно рассказал, как система показала себя в работе, каким образом происходило ее обучение, например, в сфере контроля за пересылкой персональных данных или коммерческой информации.

Решение помогло организовать контроль за тем, какими информационными ресурсами пользуются сотрудники в рабочее время, с кем они контактируют, используют ли внешние носители. С его помощью можно рассчитать продуктивность работы сотрудников, что особенно важно в режиме удаленной работы, когда они работают из дома, а компании важно сохранить докризисный уровень продаж.

Большие компании вынуждены решать большие задачи, продолжил Евгений Ролдугин, начальник управления инструментов и контроля качества сервисов X5 Retail Group. Они не могут позволить себе ни секунды простоя ИТ-ресурсов и вынуждены уделять самое пристальное внимание контролю ИТ-инфраструктуры. Для этого в X5 Retail Group используются цифровые двойники. Они применяются в трех основных направлениях: для оценки того, как ведут себя аппаратно-программные средства, как можно улучшить процессы и как влияют на качество работы действия сотрудников, в частности, кассиров.

Михаил Дмитриев, начальник отдела мониторинга и оперативного реагирования, X5 Retail Group, привел несколько примеров внедрения цифровых двойников. К примеру, можно, не внедряя физически новые решения, смоделировать их работу, оценить эффективность и понять, что нужно сделать для того, чтобы ее повысить. Такая модель помогает максимизировать доступность и отказоустойчивость сервисов, избежать наступления целого ряда инцидентов, снизить время устранения аварий, выявить потенциальные сбои и аварии и т.д.

Елена Кипайкина, менеджер по развитию интернет-портала для клиентов Сoca-Cola HBC Россия, рассказала о b2b-магазине компании. Его пользователь может не просто сделать заказ, но и в режиме 24x7 связаться с представителями компании, обменяться электронными документами, посмотреть всю финансовую информацию за год. Решение тестировалось в 2018 г. и было сдано в эксплуатацию в начале 2019 г. За первый год работы клиентская база магазина выросла в 10 раз, а с начала 2020 г. еще вдвое.

Что ждет ритейл в будущем

«Все процессы, которые зарождались в ритейле несколько месяцев назад, сегодня стремительно развиваются», – говорит Михаил Платонов, старший ИТ-директор PepsiCo. Кризис придал ускорение использованию технологий во всех сферах жизни. Например, в кратчайшие сроки были запущены системы электронных пропусков. Кроме того, пользователи моментально научились ими пользоваться. Огромный толчок был дан использованию видеоконференцсвязи и средств совместной работы.

Если говорить о бизнесе PepsiCo, то кризис изменил структуру каналов продаж компании. Раньше основную роль в нем играли кафе и рестораны, то сейчас фокус сместился в сторону торговых сетей. Люди, в основном, заказывают доставку товаров на дом, и у ритейлеров не хватает мощностей для того, чтобы быстро комплектовать заказы и привозить их всем желающим вне зависимости от места проживания. Кроме того, изменилась модель потребления: если раньше люди покупали напитки в мелкой упаковке и небольшом количестве, то теперь им нужны наборы из 2-литровых бутылок.

Михаил Платонов считает, что в краткосрочной перспективе в ритейле, а особенно в ресторанном бизнесе, будут востребованы технологии, обеспечивающие быструю доставку товаров. Он также ожидает запуска программ Direct to Consumers, ориентированных на доставку товаров покупателю непосредственно от производителя, минуя ритейл. В этой связи надо предоставить возможность клиентам сделать заказ любыми возможными способами, в том числе сформировать корзину по телефону.

Еще одна важная задача – управление товарными запасами. Модели, основанные на имеющихся статистических данных, сейчас не работают – их надо перестраивать буквально на лету. И как можно скорее переходить на электронный документооборот.

Конечно, после кризиса рынок будет восстанавливаться, уверен Михаил Платонов. Но некоторые меры обеспечения безопасности, например, в отношении социальной дистанции, останутся надолго. А значит, рынок ритейла и услуг ждут непростые времена.

Евгений Колбин: Компании, которые используют облака, легче переживают кризис

Сегодняшняя чрезвычайная ситуация убедительно доказала преимущества использования облачной инфраструктуры. В будущем ритейлеры будут уделять облакам все больше внимания, рассказал Евгений Колбин, генеральный директор SberCloud.

CNews: Какие облачные сервисы наиболее востребованы ритейлерами?

Евгений Колбин: Так как ритейл находится в авангарде использования облачных технологий, то помимо стандартных IaaS-сервисов (облачные ЦОДы и различные типы хранилищ данных), он уже сейчас использует облачные решения на основе искусственного интеллекта (AIaaS), работает с большими данными, продуктами Data science as a service (DSaaS), а также платформенными сервисами (PaaS) и созданными на их основе облачными приложениями (SaaS).

Читать далее

Роман Гоц: Мы готовы модернизировать систему видеонаблюдения для борьбы с COVID-19

Розничная торговля — одна из немногих отраслей, которая продолжает работать в условиях карантина. Именно поэтому торговым предприятиям так нужны решения, которые позволят обеспечить безопасность и сотрудников, и посетителей, рассказывает Роман Гоц, директор департамента больших данных и безопасности Atos.

CNews: С какими сложностями и новыми задачами столкнулись ритейлеры?

Роман Гоц: В условиях эпидемии привычные функции ритейла стали потенциально опасны. Идентификация сотрудников, перемещения в торговых залах, обслуживание покупателей — все это подразумевает физический контакт и малую дистанцию. Текущими задачами ритейла является обеспечение бесконтактного доступа, повышение безопасности сотрудников, имущества и помещений, обеспечение непрерывной работы бизнеса и минимизация возможных потерь.

Читать далее



Решение месяца

Какие СХД выбирают компании со стремительно растущими объемами данных

Игорь Буланов

руководитель отдела инфраструктурных сервисов ABBYY

ABBYY
Технология месяца

Почему российские компании переходят на новую Exadata X8M

Алексей Курочка

директор Oracle Systems в России и СНГ