Разделы

ПО Цифровизация Импортонезависимость Ритейл

Евгений Непейвода, Novo BI: В следующем году мы увидим рост количества сделок по слиянию и поглощению ИТ-компаний

В 2022 г. российские производители и ритейлеры под влиянием геополитических событий были вынуждены отказаться от долгосрочного планирования. Им пришлось налаживать новые цепочки поставок, чтобы избежать пустых полок и реагировать на меняющийся спрос. О том, как уход иностранных вендоров из России отразился на деятельности ритейлеров и отечественных ИТ-разработчиков, создающих решения для прогнозирования спроса и планирования в цепях поставок, как большие данные позволяют увеличить продажи и почему продавцы вовлекают поставщиков в собственную единую систему, в интервью CNews рассказал СЕО компании Novo BI Евгений Непейвода.

«Перемены хороший бустер для отечественных компаний»

CNews: Как изменился российский рынок продуктов для бизнес-анализа и прогнозирования данных в 2022 году после ухода зарубежных вендоров? Как вы оцениваете эти перемены? Какие основные задачи стоят сейчас перед отраслью?

Евгений Непейвода: Для начала нужно определиться с понятием «уход зарубежных вендоров». Некоторые громко заявили об уходе из России, но по факту остались. Российские компании продолжают пользоваться их ПО, сменив юрлицо, которое покупает подписку. У части пользователей не закончилось действие лицензий, поэтому они продолжают работать с продуктами иностранных вендоров. Есть и такие компании, которые используют софт без технической поддержки и обновлений по причине того, что очень много средств вложили в ИТ-структуру, внедрение, отлаживание бизнес-процессов. И все это начинать с новым продуктом просто не готовы.

Есть вендоры, которые принципиально не хотят, чтобы компании из России пользовались их системами. Им это важно в том числе и чтобы самим не попасть под санкции из-за работы с российскими пользователями.

Евгений Непейвода: Многие компании, использовавшие софт иностранных вендоров, обращаются к российским разработчикам

Многие компании, использовавшие софт иностранных вендоров, обращаются к российским разработчикам. Им нужен полноценный отечественный заменитель используемой зарубежной системы. Как минимум он должен быть «не хуже», а как максимум — функционально «закрывать» все пробелы, не покрытые зарубежным продуктом. Сейчас сложилась уникальная для рынка ситуация: клиенты приходят с четко сформированными запросами, так как они уже прошли путь внедрения с зарубежным вендором и имеют детальное представление обо всех необходимых требованиях к ИТ-системам. Раньше с закрытыми корпоративными ИТ-решениями было сложно работать, требовалось проводить глубокий конкурентный анализ и разведку. Компании не хотели делиться своей инсайдерской информацией с отечественными разработчиками, а сегодня бизнес сам показывает нужные наработки. Теперь вся информация «на виду», а значит сокращается срок сбора требований и весь предпродажный этап, что непосредственно влияет и на скорость внедрения. Это дает хорошее преимущество и клиентам, и отечественным вендорам.

Рынок ПО в России меняется уже сейчас, и он продолжит трансформироваться. Перемены — хороший бустер для отечественных компаний. Геополитический кризис — не навсегда, но он будет не последним, к моему сожалению. Отечественные информационные системы развиваются, помогая решать бизнесу задачи связанные с событиями последних лет. В результате спустя несколько лет у некоторых появится отличная возможность конкурировать с зарубежными продуктами. В дружественных странах — Бразилии, Аргентине, Турции, странах MENA, Малайзии, Индии — уже сейчас вполне лояльно относятся к российскому ПО, и отечественные вендоры это понимают.

Вопрос ухода вендоров связан не только с их клиентами в России, но и с командами, а также технологиями. Некоторые вендоры предложили своим сотрудникам релокацию, но не все смогли переехать в другие государства, и специалисты, обладающие необходимыми компетенциями, отраслевой экспертизой и неявными знаниями, остались на российском рынке. Эти люди сейчас оказались на рынке, их охотно хантят отечественные компании.

«Отечественный ритейл с начала года больше реагировал, чем планировал»

CNews: Как, на ваш взгляд, трансформировались задачи цифровизации ритейла под влиянием ограничений сегодняшнего дня? Какие из них вы бы назвали первоочередными?

Евгений Непейвода: Прежде, чем говорить про отечественный ритейл, важно понять общемировые тенденции, на которые наложился геополитический кризис: рецессия, инфляция, сокращение жизненного цикла продуктов. Потребители во всем мире стали совершать меньше покупок (тренд на осознанное потребление, сокращение доходов, широкое распространение удаленного формата работы и т. д.), они уходят в e-com или омниканалы. Технологии в ритейле выходят на первое место.

Еще до 2022 года в отечественном ритейле многие процессы были глубоко цифровизированы. Так как рынок FMCG один из наиболее конкурентных в мире, то из-за геополитических рисков ритейлу важно было обеспечить бесперебойность бизнес-процессов в связи с глубокой интеграцией систем.

Отечественный ритейл с начала года больше реагировал, чем планировал. То есть все игроки перешли на короткие горизонты планирования. Сейчас уже понятно, что такое параллельный импорт, товары-аналоги либо заменители и как с ними работать. Ритейлеры готовы к долгосрочному планированию. Но теперь они не хотят брать ответственность за пустые полки только на себя. Все ритейлеры будут вовлекать своих поставщиков в собственную единую систему, чтобы вместе планировать поставки и избегать дефицитов.

Но это непросто — менять что-то внутри устоявшейся системы, тем более когда речь идет о крупных компаниях. Тут может возникать внутреннее и внешнее сопротивление.

CNews: Какие новаторские отечественные решения для планирования в цепочках поставок для ритейла вы бы выделили? В чем их особенность? Какие задачи помогают решить? Какие зоны остаются еще не покрыты?

Евгений Непейвода: Отечественные решения по планированию цепей поставок покрывают все потребности ритейла. Незакрытого функционала нет, но часть продуктов в каждом блоке приходится на отдельные узкоспециализированные решения. Это может быть как плюсом, так и минусом. Плюс в том, что в большинстве своем узкоспециализированные решения превосходят комплексные по качественным метрикам. например, точности прогноза спроса. Минус — отдельные решения нужно еще состыковать между собой, «поженить» форматы и наладить миграцию данных.

В следующем году мы увидим рост количества сделок по слиянию и поглощению ИТ-компаний, будет происходить консолидация рынка: большие корпорации или стратегические компании будут собирать под своим брендом мелкие решения, чтобы образовать единую экосистему. Запрос на единые системы возникает, потому что многим, особенно крупным компаниям, неудобно работать с большим количеством разрозненных решений от разных вендоров. Внутри России есть компетенции, которые позволяют создавать единые платформы.

С одной стороны, это возможности для небольших компаний, который предлагают узкоспециализированные решения. Но крупные ИТ-компании тоже могут быть «в деле». Например, объединить несколько специализированных решений в одну экосистему. Так они могут успешно конкурировать на рынке, в том числе мировом.

Например, наше решение Novo Forecast Enterprise отвечает за организацию интегрированного планирования и прогнозирование спроса в цепях поставок, это узкая история. Но она может быть модулем условного «» или SAP. Крупные стратегические компании для роста должны поглощать маленькие инновационные компании. Иначе им придется создавать продукты внутри компании, и на это потребуется еще большее количество времени и ресурсов.

«Технологии больших данных, по сути, помогают больше продавать»

CNews: Сегодня мы наблюдаем настоящий бум интереса к данным. Ритейлеры с помощью технологий больших данных борются с оттоком клиентов, персонализируют предложения и прогнозируют спрос. Какие возможности тут открываются и как вы оцениваете ситуацию?

Евгений Непейвода: Технологии больших данных позволяют определять целевую аудиторию: не просто знать потребительские предпочтения, но и понимать будущее поведение клиентов. Они, по сути, помогают больше продавать. Данные позволяют быть с потребителем на протяжении долгого периода его жизни. Нам кажется, что мы все уникальные, на самом деле мы очень похожи по поведению. Оно идентично с точки зрения цифр и математики. Технологии на основе больших данных оперируют обезличенными данными, но технологии понимают, что в жизни потребителя произошли изменения и теперь ему можно предложить товары из новой категории. Например, у него родился ребенок и теперь ему можно предложить подгузники и детское питание

Сейчас ритейл работает с более точными настройками. Простой пример. Раньше для прогнозирования спроса использовали привычный Excel или несложные ИТ-решения. И планирование строилось от предложения, что есть какое-то количество товара, допустим, яблок, которые надо продать. Сейчас товаров стало огромное количество, нужно учитывать больше параметров и произвести ровно столько, сколько будет продано. В нашем примере технологии понимают, что есть яблоки зеленые, красные и желтые. Спрос на них зависит от упаковки, производителя, качества, цвета, фасовки и других факторов. То есть современные технологии позволяют обрабатывать больше информации и предоставлять точный прогноз спроса на каждый SKU (ассортиментную единицу товара). Есть исследование, доказывающее, что точность прогнозирования спроса не сильно изменилась с развитием технологий. Но чтобы сегодня поддерживать этот уровень прогноза приходится анализировать еще больше данных и вводных.

Прогнозирование спроса на новинки является большим трендом, потому что жизненный цикл товаров сокращается. Компаниям нужно анализировать больше и больше, ориентируясь на спрос, а он продиктован изменениями в поведении и мышлении потребителей.

Но в стремлении угадать спрос некоторые компании совершают типичную ошибку. Например, они думают, что мы со своим цифровым продуктом прогнозируем будущее. Но это не так — мы анализируем данные. Чем лучше качество данных у наших клиентов, тем точнее прогноз. Если у компании плохие данные, то не стоит ждать, что мы совершим чудо. Вопрос качества данных стоит на рынке очень остро, не все компании готовы углубляться в улучшение качества собственных данных.

В нашей системе прогнозирования спроса есть такая фича, как анализ без опоры на предыдущий опыт. Она подходит для вывода на рынок новинок. По новой позиции у системы данных еще нет, но она анализирует продажи других товаров со схожими характеристиками и дает примерный прогноз. Системы прогнозирования, использующие большие данные, могут делать качественный прогноз на совершенно новые категории, которых еще не было на рынке. Большие данные обеспечивают доступ к информации о потребителях. Анализируя данные, система может понять, будут ли покупать товар-новинку и как много.

В настоящее время базы интегрируются, и большие данные превращаются в огромные данные. С ними все сложнее и сложнее работать. Тут приходит на помощь технология больших вычислений и искусственный интеллект. Сейчас многие компании используют data-driven подход, когда базой для принимаемых решений является аналитика, основанная на данных. Огромные данные дальше будут более детально прорабатываться и дадут дополнительные возможности. Сейчас искусственный интеллект выполняет непосильные человеческому уму задачи, но он, интеллект, пока не понимает смысла своих вычислений. По разным оценкам, к 2034 году искусственный интеллект превратится в разумный интеллект, а после разумного интеллекта появится суперинтеллект, который к 2045 году превзойдет человеческий в миллиарды раз. Тогда наступит технологическая сингулярность, которая необратимо изменит судьбу человечества.

CNews: Сокращение инвестирования серьезный вызов сегодняшнего дня для различных секторов экономики. Ритейл также стремится сэкономить. Как ИТ-продукты могут в этом помочь?

Евгений Непейвода: Отсутствие или сокращение инвестиций напрямую сказывается на скорости развития экономики. Будет замедление развития из-за ухода капитала. Но это не значит, что все остановилось: компании реагируют на изменения и продолжают развиваться

Компании могут сокращать свои расходы благодаря цифровизации. Более тонкие настройки позволяют получить больше прибыли от действующих клиентов, например за счет дополнительных продаж. Технологии помогают качественнее чувствовать потребительские ожидания, стать более гибкими. Без ИТ-решений уже нельзя: с их помощью компании находят новые возможности для роста.

Например, компания AquaArt Group, крупнейший производитель сантехники в России, с помощью решения Novo Forecast Enterprise, сократила трудозатраты своего персонала в 14 раз. Сотрудников отдела планирования перераспределили между отделами, что привело к росту продаж на 30% без увеличения товарного запаса.

«Продолжим работать в направлении импортозамещения»

CNews: Каким был 2022 год для вашей компании? Какие структурные изменения произошли? Изменились ли внутренние процессы? Сколько сотрудников у вас в штате?

Евгений Непейвода: 2022 год мы завершаем кратным ростом бизнеса, увеличив выручку более чем в два раза. Стремительный рост влечет за собой большое количество изменений внутри команды и бизнес-процессов. Сейчас в штате 30 человек. Это сотрудники с ключевыми компетенциями и узкие эксперты (разработчики с определенным техническим стэком, бизнес-аналитики, знающие прогнозирование, подходы S&OP, IBP, CPFR и т. д.) Мы не идем по пути раздувания штата, а создаем микро-юниты, то есть маленькие команды. При масштабировании компании мы создаем небольшие команды из внешних подрядчиков и отдельных специалистов, ориентируя их исключительно на результат. Это позволяет не раздувать штат и получать эффективную команду.

Несмотря на происходящие события и сложности, мы провели в апреле II Всероссийскую конференцию по планированию спроса в цепях поставок –– Supply&Demand Planning Conference. При поддержке Московского экспортного центра прошли акселерацию во ФРИИ и активно выводим свой продукт на международный рынок. Сейчас проверяем ряд продуктовых гипотез на рынках Турции и стран МЕNА. Делимся экспертизой. В этом году мы выиграли грант Фонда поддержки инноваций на разработку нового функционального модуля нашей системы. И, самое важное, у нас появились клиенты из новых отраслей, ведь прогнозирование спроса требуется огромному количеству компаний.

CNews: Уже несколько лет компания Novo BI является резидентом инновационного центра «Сколково». Что стоит за этими словами? Какие события и проекты 2022 года вы бы выделили как ключевые?

Евгений Непейвода: «Сколково» это экосистема, которая предоставляет возможности для развития и развивается сама. Но в этой экосистеме нужно быть проактивным, так можно получить существенные выгоды от резидентства. Стартапам предоставляют возможности, которые необходимо использовать. Плюсы от резидентства очевидны: например, мы освобождены от НДС и налога на прибыль и имеем возможность общения с крупными корпорациями, привлекаем гранты именно благодаря этому статусу.

В «Сколково» создана вся необходимая инфраструктура, которую ее резиденты используют на специальных условиях, например, арендуют пространства с льготами, посещают различные мероприятия, знакомятся с инвесторами. По результатам этого года мы расширили свой офис в «Сколково», перешли от удаленной работы на гибридный формат, потому что дистанционно не все вопросы удается решить эффективно. Гибридный формат работы необходим для обмена неявными знаниями и лучшей коммуникации между командами.

CNews: Поделитесь вашими планами и основными направлениями развития на 2023 год?

Евгений Непейвода: Есть несколько ключевых направлений: развитие продукта, развитие HR-компетенций, активная отработка трека импортозамещения внутри страны и международная экспансия, а также привлечение стратегического партнера.

Основная задача, конечно же, продолжить кратный рост бизнеса и сформировать сильную управленческую команду, без этого невозможно развитие компании-лидера рынка. Обязательно продолжим проводить крупные отраслевые мероприятия и работать с профессиональным сообществом, чтобы делиться экспертизой.

Помимо этого, важный таргет — развивать функционал своего продукта, осваивать новый технологический стек и растить компетенции внутри команды. Традиционно в начале года мы соберем всех сотрудников на стратегическую сессию, где проработаем детальный action на весь 2023 год в соответствии с планом развития. Еще этот год не закончился, а весь январь уже детально расписан, но только так получаются конкурентные продукты и профессиональные команды.