Цифровизация экспорта: как меняются правила игры для российских компаний
Российский экспортный центр (РЭЦ, входит в ВЭБ.РФ) активно развивает цифровые решения для экспортеров. Ключевым инструментом для развития экспортной деятельности в России становится государственная цифровая платформа «Мой экспорт». Минимизация бумажной волокиты, ускорение процессов оказания качественных услуг и повышение их прозрачности: CNews рассказывает о том, как внедряется платформа в России и какой эффект приносит отечественному бизнесу.
Без бумажной волокиты
Сделать экспортные процедуры максимально простыми и понятными — главная задача платформы «Мой экспорт». Она объединяет государственные услуги, услуги институтов развития, меры государственной поддержки федерального и регионального уровня, услуги коммерческих провайдеров, предоставляемые на конкурентной основе, а также широкий спектр финансовых инструментов для внешнеэкономической деятельности, то есть для экспорта и импорта. На платформе также размещена информация о международных рынках, таможенном регулировании, логистических и финансовых аспектах ведения внешнеэкономической деятельности. Таким образом у экспортера появляется возможность принимать решения, основанные на экспертной оценке. Это сокращает временные и финансовые затраты на исследование рынков и позволяет сосредоточиться на развитии своего бизнеса.
Так, например, компания VA Technology LLC в 2019 году разработала уникальный командный шутер от первого лица для игры до 10 человек. Это авторская версия легендарной Counter-Strike в формате виртуальной реальности. Однако, пытаясь самостоятельно выйти на внешние рынки, команда проекта столкнулась со сложностью установления деловых связей с зарубежными партнерами.
«Ключевым этапом в развитии компании стал 2020 год, когда, благодаря содействию Российского экспортного центра, компания вышла на экспортный рынок Казахстана и Беларуси. Экспорт стал нашим новым направлением, привнеся ряд сложностей, связанных с высокими требованиями к оформлению документов и поиску партнеров за рубежом», — рассказал основатель компании Никита Анищенко.
В 2023 году компания VA Technology LLC получила услугу «Размещение и/или продвижение на маркетплейсе с господдержкой» на сервисе «Профессионалы экспорта» цифровой платформы «Мой экспорт». Аккредитованный партнер РЭЦ помог подобрать международные электронные торговые площадки, разместить на них товары и разработать стратегию их продвижения.
Когда на электронной площадке начали поступать лиды, партнер перевел договор на английский и немецкий языки, а также внес правки с учетом законодательства стран-партнеров и международного права. В результате, VA Technology LLC заключила экспортные контракты с контрагентами в Германии, Румынии, на Кипре и в Узбекистане. Сотрудничество с сервисом «Профессионалы экспорта» уже принесло компании контракты на сумму более $100 тысяч. В ближайших планах — выход на рынки Ливана, Франции и Турции.
4 из 5 пользователей платформы – представители МСП
С ноября 2020 года на платформе «Мой экспорт» зарегистрировались свыше 35 тысяч ИП и юрлиц. 80% из них – представители малого и среднего бизнеса. С помощью платформы компании МСП получают информацию о доступных услугах и мерах поддержки в сфере ВЭД. Это серьезный плюс, учитывая, что, в отличие от крупного бизнеса, у более мелких компаний чаще всего нет полного понимания доступных услуг и мер поддержки, а также времени на поиск самого подходящего инструмента.
Например, «Брейн Девелопмент» из Санкт-Петербурга является российским разработчиком и производителем учебных комплексов в области робототехники, нейротехнологий и искусственного интеллекта под торговой маркой «Роботрек». С момента начала своей экспортной деятельности в 2015 году компания вышла на рынки Казахстана, Киргизии и Узбекистана, а в 2021 году сделала первый шаг на африканский рынок, поставив свои продукты в Гану.
Благодаря цифровой платформе «Мой экспорт» «Брейн Девелопмент» получил консультационную поддержку, помощь в поиске иностранных покупателей и таможенном оформлении, принял участие в международных выставках и бизнес-миссиях с господдержкой. Сотрудничество помогло заключить экспортные контракты с Оманом, Казахстаном и Киргизией. В настоящий момент основные рынки экспортных поставок компании охватывают страны СНГ, Ближнего Востока, а также Юго-Восточной Азии и Африки.
«Благодаря услугам с господдержкой, доступных на сервисе «Профессионалы экспорта» для малого бизнеса мы можем рассчитывать на финансирование наших затрат в размере от 80% до 100%. Это позволило нам участвовать в бизнес-миссиях и выставках в таких странах, как Марокко, Турция, Киргизия и ОАЭ, включая выставку Global в Дубае. Кроме того, мы получили бесплатные консультации от аккредитованных РЭЦ партнеров, услуги по таможенному оформлению, патентованию за рубежом и поиску иностранных покупателей для расширения экспортных поставок товаров под нашим брендом», — рассказала генеральный директор компании «Брейн Девелопмент» Надежда Бабенкова. В планах — участие в международной выставке в Шанхае, где компания намерена продемонстрировать свои инновации.
За все время существования платформы «Мой экспорт» оказано более 1 млн услуг. На ноябрь 2024 года доступны 126 их разновидностей. Более 75% компаний, воспользовавшись платформой, возвращаются к ее услугам снова.
Российскую косметику вывели на китайский рынок
На цифровой платформе «Мой экспорт» компании могут удобно и безопасно проводить платежи за услуги, связанные с внешней торговлей. Все расчеты осуществляются в рублях на территории Российской Федерации через кредитную организацию, в которой у экспортера открыт счет. Оплата за услуги предусмотрена в настоящий момент для наиболее востребованных и популярных сервисов на платформе «Мой экспорт»: «Документы. Ветеринарный сертификат на вывоз», «Документы. Фитосанитарный сертификат», «Документы. Сертификат происхождения товаров», «Маркетплейсы. Размещение в Национальных магазинах» и «Документы. Экспортные лицензии». Кроме того, оплата электронных счетов доступна для оплаты услуг на сервисе «Страхование. Экспортный контракт».
Продукцией производителя инъекционных препаратов, профессиональных пилингов и домашнего ухода из Новосибирска Biotime пользуются более 11 тысяч косметологических клиник в различных странах мира. Развивать экспортную деятельность начали в 2020 году. На сегодняшний день компания представлена в странах ближнего зарубежья: Белоруссии, Казахстане, Армении, Грузии и Киргизии. Ведется активная экспансия на рынки Вьетнама и Кувейта. 2023 год стал для компании значимым в открытии новых рынков сбыта.
«Мы смогли увеличить объемы продаж в три раза в сравнении с 2022 годом. Но мы заинтересованы не только в сбыте своей продукции, но и в обучении докторов ведущих клиник Вьетнама. Так, проводим семинары и рассказываем, как наиболее эффективно использовать нашу инновационную продукцию. Об успехах нашей компании на вьетнамском рынке был снят видеоролик, который транслировался по национальному телевиденью Вьетнама. Важную роль в развитии экспортных продаж сыграли меры государственной поддержки, реализуемые РЭЦ и ЦПЭ», – рассказала об успехах директор компаний «Новые технологии» и «Эсбиэль» Татьяна Лопаткина.
В данный момент проходит процесс регистрации продукции Biotime в Кувейте. Компания готовит пакет документов, в частности необходимые сертификаты, оформляет доверенность на юрлицо, делает апостиль для получения импортной лицензии от Министерства здравоохранения Кувейта. Благодаря сервисам на государственной цифровой платформе «Мой экспорт» «Эсбиэль» разместила продукцию в национальном магазине Made in Russia на китайском маркетплейсе JD.hk, сейчас идут первые онлайн-продажи на рынок Поднебесной. Для этого компания воспользовалась сервисом «Размещение и/или продвижение на маркетплейсе с господдержкой», неоднократно обращалась за услугой «Поиск покупателя с господдержкой». Следующий этап в экспортной стратегии – выход в офлайн-продажи в Китае.
При проведении переговоров и заключении экспортных контрактов с потенциальными покупателями из стран дальнего зарубежья, компания оформляет сертификат свободной продажи. РЭЦ обладает исключительными полномочиями на выдачу сертификатов свободной продажи FSC (сокр. от англ. Free Sale Certificate). Документ подтверждает, что продукция соответствует российскому законодательству и может свободно обращаться на территории РФ.
Рост экспорта в пять раз за два года сотрудничества с платформой
В свою очередь, завод «Аврора» из Саратовской области производит фасовочно-упаковочное оборудование для пищевой, фармацевтической, химической и других отраслей. Ассортиментная линейка предприятия включает более 900 моделей машин. Важным направлением работы компании является развитие инновационных проектов, в рамках которых «Аврора» является резидентом технопарка «Сколково».
Оборудование, произведенное на заводе, поставляется в Армению, Азербайджан, Белоруссию и Казахстан. «Аврора» активно использует меры государственной поддержки и участвует в мероприятиях, организуемых РЭЦ. Компания пользуется «Базой знаний экспортера», услугами по поиску покупателя на государственной цифровой платформе «Мой экспорт», а также обучающими программами от Школы экспорта РЭЦ, участвует в вебинарах группы РЭЦ. За последние два года объем выпускаемой на экспорт продукции увеличился в пять раз. Наибольшей популярностью пользуются запросы на производство линий розлива ветеринарных препаратов, газированных напитков и линий по фасовке и упаковке лекарственных препаратов.
Одним из значимых событий для завода стало участие, организованное при поддержке РЭЦ, в международной выставке Food and Beverage West Africa 2023. В рамках экспозиции российских компаний на стенде Made in Russia «Аврора» продемонстрировала свое инновационное оборудование — модульную линию розлива NXT.
«Во многом именно благодаря содействию Российского экспортного центра нам удалось существенно повысить узнаваемость бренда «Аврора» на зарубежных рынках и заключить новые экспортные контракты. В настоящее время мы рассматриваем новые рынки сбыта, такие как Иран, ОАЭ и Турция, и уже подали заявки на получение консультаций по условиям сотрудничества с этими странами», — отметил генеральный директор завода «Аврора» Алексей Максимов. Меры государственной поддержки показывают высокие результаты: за прошедший год завод увеличил объем экспортных поставок почти на 20% и неоднократно становился победителем регионального конкурса «Экспортер года» в номинации «Экспортер года в сфере промышленности».
«Мой экспорт» открыл 23 страны мира для российской эко-фабрики
«Мой экспорт» также помогает решать такую возрастающую проблему экспортеров как потребность в поддержке со стороны профессионалов в условиях постоянно меняющейся внешней конъюнктуры. Использование возможностей сервиса «Профессионалы экспорта», например, может значительно сократить время на поиск проверенного оператора экспортных услуг, а также снизить риски в рамках реализации экспортного проекта. Основная цель сервиса — создание пространства, на котором компании, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, могут находить опытных партнеров для решения различных задач. Сервис начал работу в 2021 году. Сейчас для экспортеров доступно 39 услуг по 9 направлениям. В частности: проведение маркетинговых исследований, поиск покупателей, юридическое и логистическое сопровождение, интеллектуальная собственность и сертификация.
Так переработчик ядра кедрового ореха и других дикоросов эко-фабрика «Сибирский кедр» из Томска за время работы с РЭЦ и сервисом «Профессионалы экспорта» сумела найти иностранных покупателей, участвуя в международных выставках и бизнес-миссиях в РФ, ОАЭ, Китае и Турции. Финансировалось участие в них за счет программ господдержки, доступных для получения на платформе. В итоге были заключены контракты с покупателями из Саудовской Аравии и ОАЭ. Активно ведутся переговоры с потенциальными партнерами из Китая и Турции.
«Работа на платформе «Мой экспорт» позволяет эффективно подготавливать заявки и участвовать в выставках, что облегчает выход на международные рынки. Все, что касается получения разрешительных документов – фито-сертификата, лицензии на экспорт – на бумаге занимает гораздо больше времени, чем на платформе «Мой экспорт». Помимо этого, подаем заявки на участие в международных выставках и компенсацию затрат на транспортировку, пользуемся услугами по поиску иностранных покупателей на внешних рынках», — уточняет Ольга Штрассер, руководитель отдела экспорта/импорта эко-фабрики «Сибирский кедр».
Сегодня продукция «Сибирского кедра» поставляется в 23 страны мира. Основные рынки сбыта – Германия, Латвия, Нидерланды и Польша. Несмотря на сложные экономические и политические условия, цель фабрики – не только сохранить объем экспорта, но и активно увеличивать его с помощью привлечения новых партнеров и выхода на новые каналы сбыта.
Технологии ИИ и финансовая поддержка экспорта
Услуги, представленные на «Моем экспорте», развиваются с учетом, прежде всего, потребностей клиентов платформы. Получение лицензий, фитосанитарных и ветеринарных сертификатов, таможенное декларирование продукции, взаимодействие с налоговыми службами, кредитование экспортно-импортных операций, страхование рисков, связанных с экспортными инвестициями, комплекс нефинансовых мер поддержки — должны быть предсказуемы и понятны для экспортера, а их получение должно быть максимально оперативным и с минимальными затратами.
Идет работа в направлении развития трансграничного электронного взаимодействия. Это позволит экспортерам и органам власти государств перейти от бумажного документооборота к электронному.
Особое значение отводится развитию информационно-аналитических сервисов по анализу рынков сбыта. До 2030 года планируется запустить 16 новых сервисов, пользователи которых смогут получить несколько десятков новых информационных и аналитических услуг.
На платформу будут добавлены новые программы по обучению ВЭД от Школы экспорта РЭЦ. Расширится перечень цифровых финансовых продуктов от Группы РЭЦ — в онлайн-формате можно будет получить услуги по страхованию и кредитно-гарантийной поддержке от Росэксимбанка и «Эксар». Также продолжит развиваться платформа финансовых продуктов, на которой представлен широкий спектр предложений от российских банков, направленных на финансовую поддержку экспорта. Это кредиты, факторинг, различные формы аккредитивов. Предпринимателю не нужно будет тратить время на поиск банковских услуг в части направления экспорта — для этого ему будет достаточно лишь зайти на платформу «Мой экспорт».
Самые актуальные новости читайте в Telegram-канале РЭЦ «Новости российского экспорта».
■ erid:LjN8KDSQXРекламодатель: Акционерное общество «Российский экспортный центр»ИНН/ОГРН: 7703376553/1157746363994Сайт: www.exportcenter.ru