Разделы

Ритейл Розница

Borlas Retail: Понимание клиента – удел лидеров розницы

Каждый день в России открываются новые магазины. Рынок ИТ-решений не отстает, совершенствуя известные продукты и представляя технические новинки для автоматизации торговли. Какие решения наиболее востребованы сегодня отечественной розницей и как извлечь максимальную выгоду от ИТ, рассказывает Любовь Рыбакова, генеральный директор компании Borlas Retail.

CNews: Характерно ли выражение «рынок ИТ-решений стремительно развивается» в настоящий момент для отрасли автоматизации торговли, в частности непродовольственного ритейла?

Любовь Рыбакова: На российский рынок выходят все новые игроки, рост и развитие есть, но назвать их стремительными уже нельзя. Новые технологические тренды проявляют себя не столь активно. Скажем, переход к облачным решениям в ритейле не носит массового и, я бы даже сказала, явственного характера, несмотря на то, что об этом говорят много и часто.

Но все же есть неоспоримое продвижение вперед с точки зрения широты используемых инструментов. Например, все больше внимания уделяется системам управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), системам бизнес-аналитики (BI), товарно-финансового и ассортиментного планирования. Особый интерес к ним связан с тем, что компании всерьез задумываются над построением отношений с покупателями: как удержать их, как управлять лояльностью? Увы, бизнес не всегда точно понимает, какие ИТ и как именно могут помочь увеличить продажи и прибыль.

При этом на рынке есть много проектов, направленных на решение базовых задач, которые были актуальны и несколько лет назад, просто они реализуются на более высоком технологическом уровне.

CNews: Как ведут себя ритейлеры по отношению к инновационным, даже революционным решениям?

Любовь Рыбакова: Новые идеи интересны всегда, ведь все мы любим технические новшества и вау-эффект. На профильных выставках то и дело видишь попытки удивить нестандартными или сверхтехнологичными решениями для ритейла, но это, скорее, маркетинг, и реальную путевку в жизнь такие решения получают далеко не всегда и уж точно не сразу. По моему опыту, клиенты предпочитают посмотреть, подождать, но не вкладывать, если польза неочевидна. Здесь проявляется здравомыслие и расчетливость, присущие ритейловому бизнесу.

К примеру, тема проникновения мобильных устройств и терминалов в розничную торговлю обсуждается много. Если говорить о мобильных кассах, то в нашей стране розничные продажи жестко привязаны законодательством к фискальным кассовым аппаратам: чек все равно придется получить у кассы. Поэтому мобильные устройства, несмотря на всю «трендовость», у нас пока выполняют роль только помощников продавца, информационных киосков, складского инструмента.

CNews: Терминалы для обслуживания клиентов в точках продаж (Pos-терминалы) - это, фактически, базовый инструмент любого ритейлера. Кто ваши партнеры и какова ситуация на рынке Pos-систем в настоящий момент?

Любовь Рыбакова: У нас сложились хорошие партнерские отношения с компанией IBM, одним из сильнейших игроков этого сегмента, чье оборудование зарекомендовало себя с самой лучшей стороны. Мы сотрудничаем уже давно и всегда рекомендуем эти продукты клиентам, потому что уверены, что они будут работать как часы: надежно и ни на минуту не остановят продажи.

В прошлом году это направление бизнеса IBM было приобретено японской компанией Toshiba. К счастью, в результате сделки была сохранена полная преемственность команды и линейки продуктов, поэтому эти изменения в бизнесе никак не коснулись ни нас как партнеров, ни наших клиентов. Кстати, как раз сейчас на рынок выходит новая линейка Pos-систем под брендом Wave, разработка которой велась еще в IBM. Это очень перспективные, в чем-то даже инновационные продукты, у нас нет сомнений как в том, что с этим производителем необходимо продолжить сотрудничество, так и в том, что Toshiba удастся сохранить лидерские позиции.

CNews: Есть ли на рынке заметные изменения в структуре спроса, в поведении клиентов или же развитие идет по предсказуемому инерционному сценарию?

Любовь Рыбакова: Наиболее очевидные изменения - усиление спроса со стороны региональных игроков. Мы видим, как развивается Урал, Юг, Дальний Восток. Местные ритейлеры, что называется, «доросли» и хотят повысить уровень используемых ИТ-решений. Кроме того, им нужны инструменты, чтобы противостоять приходу конкурентов – игроков федеральных или из других регионов.