ИКТ в ритейле: конец ценовой конкуренции, расцвет сервисов
Сегодня особое внимание ритейлеры уделяют решениям для снижения издержек бизнеса и управления теми процессами, на которые еще вчера не обращали большого внимания, считают участники круглого стола «ИКТ в ритейле 2015», проведенного CNews Conferences и CNews Analytics.Телефонные отчеты преследуют несколько целей, в числе которых контроль нахождения сотрудника на рабочем месте, оценка его эффективности как продавца и оперативное получение отчетности по продажам. Для решения этой задачи в L’Oreal внедрили систему контроля торгового персонала Smart-IVR. Теперь каждое утро, приходя на работу, консультант звонит на номер системы, причем нахождение его на работе контролируется включенной на его телефоне функцией геолокации. В конце дня консультант отчитывается и слушает задания системы. Из-за последнего, по словам спикера, пришлось отказаться от кнопочного ввода отчета, потому что в этом случае продавцы были заняты только набором текста и не слушали ответы.
До внедрения IVR-системы сбор данных о продажах за определенный период занимал 15 дней, а теперь – всего один день, причем точность данных выше на 20%. Также, по словам Бориса Кулахметова, использование системы обходится в 10 раз дешевле привлечения супервайзоров, которые выполняли бы ту же самую работу.
Мобилизация и сокращение издержек
Крупные розничные сети могут получить значительную экономию, сократив издержки, которые кажутся незначительными, но в масштабах бизнеса, объединяющего сотни и тысячи торговых точек, становятся ощутимыми.
Это касается и расходов на печатную продукцию. «Ив Роше Восток» раньше печатала бумажные коммерческие и мерчендайзинговые каталоги. Это требовало затрат на их изготовление, хранение и доставку. Поэтому было принято решение заменить бумажные каталоги на электронные версии. «Одним из условий была минимальная нагрузка на ИТ-службу при работе по-новому, вторым – сохранение обязательств перед партнерами, при которых каталоги не стоили им ни копейки, – рассказывает историю проекта CIO компании Денис Староверов. – Поэтому мы остановились на том, чтобы разослать по торговым точкам планшеты, на которые можно будет закачивать каталоги для просмотра».
Планшеты были выбраны под управлением OS Android, чтобы минимизировать расходы, а для снижения нагрузки на службу техподдержки устройства были перепрошиты и переведены в режим киоска, когда пользователь не имеет никакой возможности изменить настройки и таким образом случайно что-то сломать.
Замена бумажного каталога на электронный – только первый этап «мобилизации» отношений с партнерами, говорит Денис Староверов. Компания рассматривает возможности проведения вебинаров, дистанционного обучения, предоставления доступа к порталу с помощью планшетов. Однако сначала нужно преодолеть ограничения: большой объем трафика на лимитированных тарифах, невысокое качество покрытия беспроводной связью в регионах, отсутствие взаимодействия с ИТ-системами магазина.
Дамоклов меч закона
Изменения в законодательстве о персональных данных, выразившиеся в принятии 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях», ставят CIO в крайне неудобное положение. Если его компания собирает или обрабатывает персональные данные, то за нарушение закона ИТ-директору грозит не только административная, но и уголовная ответственность. Аналогично он может отвечать перед законом за другие нарушения в его хозяйстве, к которым чаще всего относится использование нелицензионного ПО.
Юридическим аспектам в работе ИТ-менеджера посвятил свое выступление заместитель технического директора по инфраструктуре и сопровождению Lamoda Дмитрий Готовченков. «Законодательство о персональных данных сложное и запутанное. Кто может мне ответить, ФИО плюс дата рождения гражданина – это персональные данные? – Задал докладчик вопрос участникам конференции. – Мнения разделились, и у нас тоже. Поэтому мы направили запрос в Роскомнадзор, и нам устно разъяснили, что это еще не персональные данные, позволяющие однозначно идентифицировать человека, нужен еще плюс один параметр. Однако письменного ответа мы еще не получили, поэтому можем только поделиться опытом – в случае любых неясностей писать официальные запросы». В частности, так был получен положительный ответ на волнующий многих вопрос, может ли вестись за рубежом обработка персональных данных граждан России. Главное, чтобы база размещалась в РФ.
Помимо ответственности перед законом, ИТ-руководитель отвечает перед бизнесом за эффективное расходование средств. А это также предусматривает необходимость понимания, как можно сэкономить на приобретении лицензий, при каких условиях можно получить налоговые вычеты и подобные вопросы, которыми самостоятельно не будут заниматься ни юристы, ни бухгалтеры, если их не направить, подчеркнул Дмитрий Готовченков.
Юридические проблемы могут подстерегать ритейлера и при выполнении других работ, связанных с информатизацией. Генеральный директор ЦШК «Гексагон» Юрий Марин заметил, что при переходе на электронные ценники нужно не забыть о требовании заверять ценник подписью руководителя или печатью. По его словам, многие решают эту задачу, просто наклеивая на оборотную сторону электронного ценника бумажку с печатью, которая таким образом заверяет любую цену на дисплее.
Замена ценника на ходу
Юрий Марин также предложил еще один способ сократить издержки. «Ситуация, когда работники вручную печатают ценники на принтере в подсобке, потом режут их на части и тратят много времени на ручную сверку и замену ценников в торговом зале, должна уйти в прошлое, – убежден спикер. – Сейчас один человек с мобильным терминалом и мобильным принтером, печатающим на клейкой бумажной ленте, может сэкономить бизнесу немало денег. Он в зале мгновенно сканирует штрих-коды товара и за секунды печатает и наклеивает новый ценник».
Директор департамента аналитических систем «Интерпроком» Алексей Никульшин представил решения своей компании для управления эффективностью в розничной торговле. Любая задача сводится к трем составляющим: минимизация издержек, максимизация выручки и правильные управленческие решения. «Современные средства информатизации позволяют проводить мероприятия, еще вчера считавшиеся невозможными, – говорит спикер. – Amazon меняет в день до 30% цен на товары, причем у одного и того же товара ценник может поменяться до 10 раз. Делается это на основе данных информационных систем, прогнозирующих оптимальную цену. Удивительно, почему до сих пор все ритейлеры так не поступают, особенно в нынешних условиях, когда динамическое ценообразование особенно актуально».
Где искать покупателя?
Поставщик услуг ГИС, старший консультант компании Esri CIS Татьяна Анискина в своем докладе раскрыла роль геоинформационных систем в успешном розничном бизнесе. «Главное в ритейле – месторасположение торговой точки. ГИС используют 70% компаний из списка Fortune 500, – заявляет спикер. – Анализ размещения точки помогает бизнесу сохранить эффективность».
Татьяна Анискина продемонстрировала на реальном примере, как следует выбирать место для торговой точки. Сначала она показала карту местности с нанесенными на нее возможными местами торговли. Затем она поочередно накладывала слои: число жителей в радиусе 500 м., маршруты передвижения людей и транспорта, естественные препятствия, торговые точки конкурентов – и постепенно совокупность объективных данных помогла определить оптимальное место для нового магазина.
Галина Мусина, глава департамента розничных решений ICL Services, напомнила о важности углубленного анализа бизнес-процессов в кризисное время. Компании вынуждены искать ответы на вопросы, как избавиться от дубликатов master-данных в системах управления ассортиментом и запасами, переводить ли HR на SaaS/PaaS, будет ли выгода от внедрения системы управления маркетингом, как сократить время выполнения заявок сервис-деском и другие. Она рассказала о разработке своей компании – услуге для бизнеса, сочетающей технологии больших данных и process mining, которая может стать инструментом для получения ответов. Представленное решение, по словам спикера. Помогает монетизировать бизнес-процессы за счет быстрого анализа процессов, охватываемых различными back-office системами, оценки их стоимости, эффективности, а также визуализации процесса, которая показывает, как он на самом деле выполняется.
Презентации участников конференции