Разделы

Ритейл Розница

Розница: Чем может помочь ИТ

Российский рынок розничной торговли является одним из самых быстрорастущих. Усиливающаяся конкуренция заставляет ритейлеров придумывать все новые методы борьбы за покупателя, в том числе и путем использования всевозможных технологических инноваций. Эти и многие другие вопросы обсудили эксперты на заседании секции «Розница: чем может помочь ИТ» в рамках CNews Forum 2013.

Инновации, такие как кассы самообслуживания Self Checkout и технологии RFID, пока не получили широкого распространения в отечественном ритейле главным образом по причине их достаточно высокой стоимости и неочевидности экономической выгоды от внедрения. Российская розница предпочитает идти по пути оптимизации своей работы может быть и менее впечатляющим, но зато бюджетным способом.

В торговой сети «О’Кей» задумались об оптимизации оборота наличных средств, доля которых составляет от 50% до 90% выручки магазинов в зависимости от региона. Не секрет, что в настоящее время большинство операций в этой сфере производится вручную, что приводит к тому, что деньги зачисляются на банковский счет ритейлера с задержкой в 1-1,5 дня. Кроме того, компания несет издержки, связанные с верификацией и пересчетом банкнот банком. По словам Сергея Козыря, директора по информационным системам «О’Кей Групп», использование автоматических сейфов кассы (ATS), которые устанавливает в магазинах банк, способствует не только снижению непродуктивных временных затрат кассиров магазина, но и приводит к непосредственной экономии денежных средств, пусть и на доли процента, но это достаточно существенно для крупной торговой сети, такой как «О’Кей», чей оборот в 2012 г. составил около $4 млрд.

Огромным стимулом для внедрения инноваций в ритейле сегодня является борьба за покупателя. «Когда мы перестаем конкурировать по цене, мы начинаем конкурировать в чем-то другом – качестве сервиса, логистики или просто в приятных мелочах», – отмечает Юрий Сафронов, директор по ИТ сети «Белый ветер ЦИФРОВОЙ». По его словам, за последние 5 лет ритейл изменился больше, чем за предыдущие 30. Широкое распространение интернета и мобильных устройств поставило перед торговыми предприятиями новые задачи – обеспечить взаимодействие с клиентам по всем каналам в правильное время и с нужным предложением. Реализовать это можно только обладая и анализируя информацию о клиенте и его поведении. Для этого сеть пошла по пути конвергенции офлайна и онлайна: создания OMNI – зон, интеграции интернет-магазина, социальных сетей и мобильных приложений в единую систему.

С Юрием Сафроновым согласен и Сергей Адмиральский, директор по ИТ торговой сети «Адамас». «Покупатели путают процесс торговли в ритейле с процессом в интернете и хотят покупать также быстро, как размещают посты в Facebook», – говорит он. В борьбе за покупателя его компания использует целый ряд новых подходов, таких как предварительный заказ и резервирование товаров, tailoring, trade-in, индивидуальные дисконтные карты, подарки, лотереи и конкурсы, бесплатная дизайнерская упаковка. Магазины «Адамас» предлагают своим клиентам бесплатную доставку и вызов такси, краткосрочную аренду издений и wish list, круглосуточную работу магазинов, зоны отдыха и игровые зоны для детей, кофе-шоколадки.

Об особенностях развития интернет-торговли участникам круглого стола рассказал Антон Коваленко, директор по ИТ E5.ru, стола заказов X5 Retail Group. По его словам, популярные в настоящее время агрегаторы интернет-магазинов единственным критерием покупки товара делают его цену, что тормозит развитие интернет-торговли. Наиболее актуальная задача сегодня – создание системы рекомендаций, помогающей заинтересовать покупателя товарами, о существовании которых он может даже не подозревать. К сожалению, в настоящее время на рынке не существует готовых решений, автоматизирующих этот процесс.

А что делать небольшим компаниям, которые пока еще не могут позволить себе подобные сервисы для покупателей и озабочены, в основном, автоматизацией собственной деятельности? По мнению Романа Смолговского, заместителя генерального директора по электронной коммерции Enter, важно найти оптимальный баланс между автоматизацией и ручным трудом. А для этого надо детально проработать процессы, необходимые на текущей стадии бизнеса, постепенно их автоматизировать, ориентируясь на Customer Experience и повышение эффективности бизнеса в целом, приоритезировать задачи автоматизации на основе ближайшей необходимости и постоянно улучшать сделанное.

Наталья Рудычева

Презентация Лаврентьева Наталья, заместитель главного редактора TAdviser
ИТ в ритейле: тенденции и новые технологии в борьбе за покупателя
Презентация Томашевский Александр, заместитель директора дирекции сервиса и аутсорсинга, Открытые Технологии
IT в Retail - рост площадей и запросов
Презентация Козырь Сергей, директор по информационным системам, ГК «О’КЕЙ»
Оптимизация процесса управления наличностью в магазине
Презентация Закрепин Евгений, первый заместитель управляющего директора, коммерческий директор, Техносерв
«Техносерв». Вместе создадим конкурентное преимущество
Презентация Абрамов Дмитрий, руководитель направления розничные предприятия и сети, Fujitsu
Fujitsu в розничной торговле. Реализованные проекты
Презентация Сафронов Юрий, директор по информационным технологиям, Белый Ветер ЦИФРОВОЙ
Конвергенция онлайн и оффлайн. Комплексный подход к автоматизации ритэйл
Презентация Смолговский Роман, заместитель генерального директора по электронной коммерции, Enter
Нужна ли комплексная информатизация небольшим ритейлерам?
Презентация Коваленко Антон, директор по ИТ E5.ru, стол заказов X5 Retail Group
Как угадать желание покупателя
Презентация Прохоров Сергей, директор по информационным технологиям, ECCO Russia
Какие ИТ-решения наиболее востребованы сегодня торговыми предприятиями в России?
Презентация Адмиральский Сергей, директор по ИТ, Адамас
Клиентские сервисы и SMS-информирование в торговле ювелирными изделиями
Презентация Гринкевич Сергей, независимый эксперт
Новая покупательская парадигма
Презентация Скачать архив целиком