Розница: Чем может помочь ИТ
Российский рынок розничной торговли является одним из самых быстрорастущих. Усиливающаяся конкуренция заставляет ритейлеров придумывать все новые методы борьбы за покупателя, в том числе и путем использования всевозможных технологических инноваций. Эти и многие другие вопросы обсудили эксперты на заседании секции «Розница: чем может помочь ИТ» в рамках CNews Forum 2013.Инновации, такие как кассы самообслуживания Self Checkout и технологии RFID, пока не получили широкого распространения в отечественном ритейле главным образом по причине их достаточно высокой стоимости и неочевидности экономической выгоды от внедрения. Российская розница предпочитает идти по пути оптимизации своей работы может быть и менее впечатляющим, но зато бюджетным способом.
В торговой сети «О’Кей» задумались об оптимизации оборота наличных средств, доля которых составляет от 50% до 90% выручки магазинов в зависимости от региона. Не секрет, что в настоящее время большинство операций в этой сфере производится вручную, что приводит к тому, что деньги зачисляются на банковский счет ритейлера с задержкой в 1-1,5 дня. Кроме того, компания несет издержки, связанные с верификацией и пересчетом банкнот банком. По словам Сергея Козыря, директора по информационным системам «О’Кей Групп», использование автоматических сейфов кассы (ATS), которые устанавливает в магазинах банк, способствует не только снижению непродуктивных временных затрат кассиров магазина, но и приводит к непосредственной экономии денежных средств, пусть и на доли процента, но это достаточно существенно для крупной торговой сети, такой как «О’Кей», чей оборот в 2012 г. составил около $4 млрд.
Огромным стимулом для внедрения инноваций в ритейле сегодня является борьба за покупателя. «Когда мы перестаем конкурировать по цене, мы начинаем конкурировать в чем-то другом – качестве сервиса, логистики или просто в приятных мелочах», – отмечает Юрий Сафронов, директор по ИТ сети «Белый ветер ЦИФРОВОЙ». По его словам, за последние 5 лет ритейл изменился больше, чем за предыдущие 30. Широкое распространение интернета и мобильных устройств поставило перед торговыми предприятиями новые задачи – обеспечить взаимодействие с клиентам по всем каналам в правильное время и с нужным предложением. Реализовать это можно только обладая и анализируя информацию о клиенте и его поведении. Для этого сеть пошла по пути конвергенции офлайна и онлайна: создания OMNI – зон, интеграции интернет-магазина, социальных сетей и мобильных приложений в единую систему.
С Юрием Сафроновым согласен и Сергей Адмиральский, директор по ИТ торговой сети «Адамас». «Покупатели путают процесс торговли в ритейле с процессом в интернете и хотят покупать также быстро, как размещают посты в Facebook», – говорит он. В борьбе за покупателя его компания использует целый ряд новых подходов, таких как предварительный заказ и резервирование товаров, tailoring, trade-in, индивидуальные дисконтные карты, подарки, лотереи и конкурсы, бесплатная дизайнерская упаковка. Магазины «Адамас» предлагают своим клиентам бесплатную доставку и вызов такси, краткосрочную аренду издений и wish list, круглосуточную работу магазинов, зоны отдыха и игровые зоны для детей, кофе-шоколадки.
Об особенностях развития интернет-торговли участникам круглого стола рассказал Антон Коваленко, директор по ИТ E5.ru, стола заказов X5 Retail Group. По его словам, популярные в настоящее время агрегаторы интернет-магазинов единственным критерием покупки товара делают его цену, что тормозит развитие интернет-торговли. Наиболее актуальная задача сегодня – создание системы рекомендаций, помогающей заинтересовать покупателя товарами, о существовании которых он может даже не подозревать. К сожалению, в настоящее время на рынке не существует готовых решений, автоматизирующих этот процесс.
А что делать небольшим компаниям, которые пока еще не могут позволить себе подобные сервисы для покупателей и озабочены, в основном, автоматизацией собственной деятельности? По мнению Романа Смолговского, заместителя генерального директора по электронной коммерции Enter, важно найти оптимальный баланс между автоматизацией и ручным трудом. А для этого надо детально проработать процессы, необходимые на текущей стадии бизнеса, постепенно их автоматизировать, ориентируясь на Customer Experience и повышение эффективности бизнеса в целом, приоритезировать задачи автоматизации на основе ближайшей необходимости и постоянно улучшать сделанное.
Наталья Рудычева