Разделы

Ритейл Розница

Розница: правила антикризисной информатизации

Несмотря на падение ИТ-расходов в 2014 г., ИТ – отделам розничных компаний и поставщикам решений есть и будет чем заняться. Усиление конкуренции, передел рынков, необходимость сокращать издержки и искать способы повышения маржинальности – таковы реалии современного российского ритейла. И без информационных технологий здесь не обойтись.

Дмитрий Савочкин: ИТ-инвестиции ритейла растут на 10% ежегодно

Дмитрий Савочкин, руководитель проектов департамента корпоративных систем компании «Ланит», рассказал, как будет развиваться ИТ в ритейле, какие решения наиболее востребованы и способствуют снижению издержек бизнеса.

CNews: Как будет развиваться ИТ в ритейле в условиях экономического спада 2015 г.?

Дмитрий Савочкин: Большинство компаний предпочтет извлечь максимум пользы из тех решений и систем, которые были внедрены в предыдущие годы. Спрос будет на решения, позволяющие автоматизировать основные бизнес-задачи: закупки, работу с поставщиками, управление каталогами продукции, складом, логистикой.

Крупные игроки будут активно работать над онлайн-витринами – новым способом коммуникации с потребителем и возможностью расширить каналы сбыта. Это будет способствовать внедрениям высокопроизводительных платформ и пользованию услугами ЦОД. Перспективное направление: решения, позволяющие эффективнее использовать данные (информация с кассовых чеков, частота пользования картами лояльности, данные о загрузке складов и т.п.), а также решения, позволяющие снизить внутренние издержки – автоматизировать рутинные бизнес-процессы, которые отнимают значительную долю времени сотрудников.

CNews: Какие ИТ-решения могли бы способствовать снижению издержек бизнеса?

Дмитрий Савочкин: Хорошо зарекомендовали себя решения для совместной работы и документооборота, созданные на платформе Microsoft SharePoint, и визуальные конструкторы рабочих процессов Nintex Workflow и форм Nintex Forms, а также решения Nintex Mobile для обеспечения доступа сотрудников к задачам и формам для ввода данных с любого мобильного устройства. Они позволяют существенно сократить сроки согласования и обработки документов в компании, а также сбора различных данных от сотрудников за счет автоматизации всех, в том числе самых рутинных, рабочих процессов, координации действий сотрудников при помощи автоматической постановки задач и быстрого создания самих процессов. Эффективность работы сотрудников значительно повышается за счет снижения трудозатрат на обработку задач и документов, а также предоставления возможности удаленной работы с информацией.

CNews: Какие из этих решений будут наиболее востребованы российским ритейлом, по вашему мнению?

Дмитрий Савочкин: Визуальный конструктор рабочих процессов Nintex Workflow и конструктор электронных форм Nintex Forms будут востребованы. «Ланит» реализовал ряд проектов по внедрению решений, созданных на их основе. Наиболее крупный проект – автоматизация рабочих процессов холдинга KupiVIP.ru. Использование Nintex Workflow позволило специалистам «Ланит» создать полностью открытую систему, которая может быть просто изменена в случае необходимости. Сейчас она обеспечивает согласование около 200 типов договорных документов, а также обработку более 350 типов внутренних документов (служебные записки, заявки, запросы и т.п.). Гибкость системы достигается за счет простоты ее настройки и изменения в связи с запросами бизнеса. Так, например, создание маршрута согласования для нового типа договора занимает меньше минуты. Результаты использования системы впечатляют: в холдинге KupiVIP.ru время согласования договора сократилось с 3 недель до 2 дней, что очень существенно при наличии более тысячи отечественных и зарубежных контрагентов. В юридическом департаменте работают только 3 сотрудника, для которых теперь не составляет проблемы согласовывать более 200 договорных документов в месяц. Экономия очевидна. Уверен, что все решения, помогающие сократить издержки, будут востребованы ритейлерами в ближайшие годы.

CNews: Как рассчитать эффективность вложений в ИТ в условиях кризиса?

Дмитрий Савочкин: Универсального рецепта не существует, а формула оценки возврата инвестиций никак не меняется от наличия или отсутствия кризиса. Другое дело, что ритейлеры будут очень взвешенно подходить к выбору решений: компании начнут все чаще прибегать к практике точечных внедрений, когда работоспособность и эффективность выбранного ИТ-продукта проверятся на ограниченном участке бизнеса. Масштабные внедрения возможны уже после того, как будет просчитана экономическая выгода. Но внедрения будут. По прогнозам аналитиков, несмотря на кризис, инвестиции в ИТ-проекты в ритейле будут увеличиваться примерно на 10% ежегодно до 2017 г.