В России, начиная с 2020 г. на фоне пандемии коронавируса, продолжается трансформация поведения покупателей — стремительными темпами растет интерес к интернет-торговле. Чтобы быть в постоянном контакте с клиентом, конкурировать за него с другими игроками рынка, предлагать удобные инструменты для совершения покупок, отечественным компаниям приходится использовать все больше ИТ-решений для автоматизации процессов в сфере e-commerce. В 2022 г. ситуацию усложнил массовый уход западных вендоров из-за санкций, что заставило ИТ-службы сосредоточить свои усилия на поддержке непрерывности онлайн-бизнеса и разработке стратегий по переходу на отечественные решения.
Тренд на быстрорастущую динамику
Аналитическая компания Data Insight в 2023 г. опубликовала исследование рынка электронной торговли в России. Согласно их сведениям, начиная с 2020 г. происходит рост как объема продаж, так и количества заказов. В 2020 г., когда весь мир ушел в онлайн, объем продаж составил ₽2,7 трлн, уже в 2022 г. — ₽5,8 трлн. Аналитики Data Insight полагают, что по итогам текущего года этот показатель будет равен ₽7,9 трлн. Что касается количества интернет-заказов, то в 2020 г. было сделано 830 млн заказов, в 2022 г. — 2911 млн штук, по оценке экспертов в 2023 г. планка поднимется до 4504 млн штук.
Электронная коммерции — часть ритейла. Доля e-commerce в этой сфере небыстро, но все же растет. По мнению аналитиков Data Insight, в 2021 г. электронная коммерция составляла 12% от розничной торговли, в 2022 г. — уже 15%.
Статистики об объеме и динамике российского рынка ИТ-услуг в сфере электронной коммерции на сегодняшний день нет, однако опрошенные CNews эксперты озвучили свои предположения. По мнению Олега Сенчука, партнера компании «Лига Цифровой Экономики», в 2021 г. общий объем этого рынка превысил планку в ₽100 млрд. Сергей Мелихов, директор новых проектов Ensi, оценивает объем рынка ИТ-решений в e-commerce в 2022 г. в ₽200–300 млрд.
«Электронная коммерция — часть ритейла, поэтому сложно назвать абсолютные значения. Можно проделать такое упражнение: объемы онлайн-продаж в России находятся на уровне ₽5–10 трлн. Если посчитать, что средняя компания тратит до нескольких процентов от оборота на ИТ, то мы получаем сумму порядка ₽200–300 млрд. Динамику объема рынка можно оценить как быстрорастущую, и этот тренд сохранится», — считает спикер.
В том, что рынок цифровизации электронной коммерции продолжит развиваться, уверен и Алексей Анкудинов, директор по продуктам Set компании CSI. По его словам, этот сегмент будет расти на 30% год от года.
Миграция на модульные платформы
В 2022 г. на фоне ухода западных вендоров многие компании начали активный процесс импортозамещения. Особенно быстро и качественно произвести миграцию на российские решения нужно тем, кто попадает под действие Указа Президента Российской Федерации от 01.05.2022 № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации». Документ обязывает все предприятия и организации, работающие с критической информационной инфраструктурой (КИИ), к 1 января 2025 г. отказаться от зарубежного софта. Компании, работающие в сфере электронной коммерции, к ним не относятся, поэтому процесс импортозамещения происходит не так быстро, как скажем, в финансовом секторе, сфере здравоохранения или же топливно-энергетическом комплексе. Однако медленнее — не значит хуже.
«Компании из этой отрасли только начинают переход на российские решения и пока частично закупают «железо», в частности, серверы. Помимо этого, игроки рынка приступают к пилотным тестированиям отечественных программных продуктов, таких как виртуализация, системы резервного копирования, экосистема Linux. E-commerce обрабатывает огромное количество данных. Для управления этими данными и их защиты нужны системы управления базами данных (СУБД) и средства резервного копирования (СРК). Компании не могут подстроить привычные решения западных вендоров под свои постоянно растущие потребности. В этом сегменте бизнес также начинает переход на российские решения», — высказался менеджер по развитию бизнеса компании «Инфосистемы Джет» Евгений Александров.
При выборе нового ПО организации, работающие в электронной коммерции, как правило не останавливаются лишь на одной конкретной платформе, а стараются собрать словно мозаику индивидуальное решение для себя из всего, что сегодня предлагает рынок. По мнению опрошенных CNews экспертов, именно гибкость ИТ-инструментов — один из главных факторов, обеспечивающих рост и конкурентоспособность в сфере e-commerce. Поэтому на рынке набирает популярность модульный подход создания платформ для электронной коммерции — Composable commerce.
«Большинство крупных игроков, понимая, что vendor lock-in (привязка к поставщику) возможна, эволюционно развивали свой е-com в сторону так называемого Composable commerce. Это — модульная архитектура, внутри которой можно использовать лучшие решения на рынке, легко заменяя те или иные сервисы из монолита. Думаю, что многие сервисные компании перестали обслуживать какую-то одну платформу и готовы создавать сервисы, которые существуют вне зависимости от вендора и умеют интегрироваться с остальными частями системы. Техстэк стал шире, понадобились новые специалисты, но и маневренность проектов и автономность разработки существенно выросли», — считает заместитель директора по развитию компании «Оджетто» Максим Грабов.
О тенденции на кастомизацию и подбор разных продуктов также говорит Александр Хачиян, основатель ИТ-интегратора AWG и B2B-маркетплейса SkillStaff. По его словам, сейчас на отечественном рынке нет собственных решений, которые могли бы заменить, например, SAP ERP, но ИТ-специалисты нашли выход.
«Несколько отечественных продуктов с доработкой позволяют полностью закрывать потребности и нужные процессы, которые ранее автоматизировались с помощью SAP. Поэтому есть тенденция к кастомизации и подбору наборов разных решений. Это позволяет получить больше гибкости, автономности и независимости для компаний», — дополняет Александр Хачиян.
Стремительный переход на отечественные решения вовсе не означает, что миграция происходит безболезненно. Если в части ПО, которое способно автоматизировать электронную коммерцию, в частности, обеспечить управление заказами, онлайн-оплату, доставку, наблюдаются успехи и интересные кейсы, то с «железом» ситуация сложнее.
«Наибольшие сложности остаются в области ИТ-оборудования, организация производства которого требует значительного времени и наукоемких ресурсов. На текущий момент многие задачи здесь решаются параллельным импортом», — добавляет Олег Сенчук из «Лиги Цифровой Экономики».
Еще одна сложность — денежные и временные затраты, которые компании вложили в решения ушедших вендоров. Теперь этим организациям приходится вновь инвестировать, но теперь уже в отечественные решения.
«Если брать нишу enterprise-платформ для e-commerce, то многие крупные игроки и так задумывались об отказе от решений, вроде SAP Commerce Cloud. Другая сложность связана скорее не с импортозамещением, а с высокими требованиями к ИТ-экспертизе, соответствие которым необходимо для успешной конкуренции в ритейле. Не все компании готовы развивать ИТ-технологии внутри, поэтому вынуждены либо уходить с рынка, либо делегировать это направление другим компаниям», — уверен Мелихов.
В перспективе крупные российские компании будут адаптироваться к сегодняшним реалиям в сфере цифровизации электронной коммерции на протяжении двух-трех лет. Как только перестройка рынка закончится, западные вендоры не смогут вернуться даже в том случае, если им дадут зеленый свет.
«Их функционал будет полностью замещен, вряд ли кто-то захочет инвестировать в иностранные решения, отказываясь от того, что уже работает, и подвергать свой бизнес новым рискам», — считает коммерческий директор Digital Chief Вячеслав Телицын.
Персонализация покупок
Чтобы максимально автоматизировать бизнес-процессы и сократить путь до клиента, в сфере электронной коммерции используются несколько инновационных ИТ-решений. Как и в других ИТ-отраслях, один из самых популярных инструментов — искусственный интеллект.
«В маркетинге ИИ — умные рекомендации на основе прогнозных моделей спроса, динамическое ценообразование. Анализируя большие массивы данных, ИИ помогает найти уникальные связи, например, в поведении клиентов, создать новый сегмент и сформировать уникальные предложения и сегменты. В сервисе — автоматизация коммуникаций и работа с отзывами, что позволяет реагировать мгновенно на запросы пользователей в цифровых каналах», — обращает внимание директор по отраслевым решениям в ритейле и FMCG компании К2Тех Алексей Загайнов.
Чуть менее популярная технология — интернет вещей, которая «добралась» до сферы электронной коммерции. Такие решения называют IoT-Commerce. Для клиента это — привычная онлайн-витрина на сайте или в приложении. Однако у подобных площадок есть связь с большим количеством устройств, и клиент получает доступ к данным с них, например в личном кабинете.
Для повышения эффективности коммуникации с потенциальным покупателем, используются технологии для персонализации покупок. Яркие примеры таких инструментов — большие данные и машинное обучение.
«Происходит персонализация покупок с помощью инструментов анализа больших данных и машинного обучения. Улучшается клиентский путь — внедряются чат-боты, голосовые помощники, гибкая оплата. Нас ждет внедрение интерактивных VR- и AR-технологий для улучшения опыта покупателя при переходе из офлайна в онлайн», — отмечает Олег Сенчук.
К этому списку вскоре может добавиться еще одна технология — решения PIM (Product Information Management) по управлению продуктовым контентом и автоматизации процессов его размещения на онлайн-площадках. По словам коммерческого директора Digital Chief Вячеслава Телицына, сегодня на рынке можно заметить огромное количество сервисных команд, которые делают это с привлечением человеческого труда.
«Ниша явно не занята, и в ближайшее время мы увидим ИТ-решения и сервисы, позволяющие автоматизировать такие процессы», — резюмирует спикер.
Используя названные технологии, на российском рынке появилось много интересных кейсов. Так, появилась система управления гейтами Lamoda: разработанное ПО позволяет управлять процессами в едином окне личного кабинета, мониторить загрузки гейтов и просматривать аналитику. Решение позволило автоматизировать 300 рабочих мест сотрудников склада и 2200 мест поставщиков.
«Hoff в мобильном приложении добавил функции поиска по штрихкоду в магазинах, детальную информацию о товарах, виртуальную примерку с использованием AR-технологий. Sunlight представил первую в мире платформу знакомств и видеообщений внутри e-commerce с каталогом продукции, разнообразными активностями и конкурсами для пользователей. Ozon внедрил «Оркестратор поставок» — систему для управления логистическими процессами. Она основана на разработанных компанией алгоритмах, которые оптимизируют рабочую нагрузку на всех этапах поставок, делая ее более управляемой и предсказуемой. Таким образом удалось значительно ускорить доставку товаров на региональном уровне и оптимизировать общую загрузку своей инфраструктуры. Это решение было разработано внутри компании за четыре месяца», — сообщили CNews в пресс-службе Softline.
Информационная безопасность и оптиканальность
Работа с клиентами в сфере электронной коммерции — работа с персональными данными, утечку которых нельзя допускать. Обеспечение информационной безопасности — один из главных трендов не только в сегменте цифровизации e-commerce, но и на всем российском ИТ-рынке в целом.
«Риск потери критической информации о заказах и поставках ставит под угрозу всю операционную деятельность компаний. Возможно, в будущем году мы увидим больше решений на базе блокчейн. Внедрение такой технологии может стать ключевым в решении проблем информационной безопасности, обеспечивая надежное хранение и передачу данных для e-commerce», — сообщили в пресс-службе компании Softline.
Объем рынка электронной коммерции из года в год растет, соответственно, баз данных в каждой компании становится больше. Чтобы эффективно с ним работать, требуются облачные решения. По мнению Евгения Александрова из компании «Инфосистемы Джет», все чаще игроки рынка e-commerce обращаются к ИТ-специалистам с запросом на частные облака. Это особенно актуально для компаний с множеством филиалов. Выбор частного облака позволяет гибко и быстро выдавать необходимые ресурсы бизнес-подразделениям и ускорить time-to-market (T2M).
В сфере электронной торговли, как в ритейле, есть периоды, когда количество заказов в день возрастает в несколько сотен раз. Яркий пример — «Черная пятница». В столь загруженные дни ИТ-службам компании важно обеспечить непрерывность работы систем, чтобы не упустить ни одного клиента.
«Микросервисная архитектура позволяет компаниям выдерживать повышенную нагрузку на приложения, вызванную сезонным повышением спроса. Из-за большой критичности для бизнеса многие компании идут в сторону коммерческих российских контейнерных платформ, таких как Deckhouse или «Штурвал». Второе решение проблемы сезонности нагрузки — публичные облака, в которых можно наращивать и уменьшать потребление ресурсов. Особо актуален сейчас переход с западных облаков на отечественные», — добавляет Евгений Александров.
Компании в сфере электронной торговли выстраивают коммуникацию с клиентом через разные каналы, среди которых — сайт, приложение, социальные сети, телефонная связь. Поэтому растет спрос на поддержку и развитие омниканальных систем. Такие системы начали развиваться в России примерно 10 лет назад, главная их особенность — «бесшовный» переход клиента из одного цифрового канала в другой. Сейчас же набирают популярность другие системы, основанные на принципах многоканальности и омниканальности, — оптиканальные.
«Внедрение оптиканальных инструментов означает способность быстро отслеживать ожидания клиентов в огромном количестве каналов и так же быстро внедрять ИТ-решения, которые эти ожидания поддержат. Отдельно стоит отметить, что решения должны выдерживать и не разваливаться из-за скорости потока изменений», — отмечает директор новых проектов Ensi.
С ростом объема рынка электронной коммерции требуется все больше квалифицированных ИТ-специалистов, которых сегодня в России не хватает. По мнению Александра Хачияна, особенно остро ощущается нехватка Frontend-разработчиков. В итоге дефицит кадров способствовал развитию направления ИТ-аутстаффинга, и все больше крупных ритейлеров обращаются к такой модели сотрудничества.
Обобщая все тенденции, которые есть на рынке, стоит назвать главную — на фоне спешного перехода на российские решения компании выстраивают дальнейшую стратегию развития, чтобы успешно функционировать в новых реалиях .
«Ключевой тренд — реализация новых ИТ-стратегий, в основе которых повышение безопасности и импортозамещение. Будет происходить дальнейшее «покрытие» российским программным обеспечением сегментов электронной коммерции, где до этого использовалось импортное ПО. Появляются кейсы, когда сами ритейлеры предлагают другим игрокам собственные ИТ-решения, активно используя при этом интеграторов как проводников. Таким образом, все больше развивается тренд на монетизацию инвестиций, сделанных ранее», — резюмирует Олег Сенчук.
Таким образом, можно сказать, что российский рынок цифровизации электронной коммерции, пережив шоковый 2022 г., продолжает трансформироваться, мигрируя на отечественные решения, создавая индивидуальные платформы путем кастомизации и подбора разных продуктов. Переход на российский софт должен быть максимально незаметным для пользователей, особенно в периоды высокого спроса на онлайн-покупки.