Спецпроекты

На страницу обзора
Рынок ИТ-решений для электронной коммерции оправился после шока в 2022 г.

В России, начиная с 2020 г. на фоне пандемии коронавируса, продолжается трансформация поведения покупателей — стремительными темпами растет интерес к интернет-торговле. Чтобы быть в постоянном контакте с клиентом, конкурировать за него с другими игроками рынка, предлагать удобные инструменты для совершения покупок, отечественным компаниям приходится использовать все больше ИТ-решений для автоматизации процессов в сфере e-commerce. В 2022 г. ситуацию усложнил массовый уход западных вендоров из-за санкций, что заставило ИТ-службы сосредоточить свои усилия на поддержке непрерывности онлайн-бизнеса и разработке стратегий по переходу на отечественные решения. 

Тренд на быстрорастущую динамику

Аналитическая компания Data Insight в 2023 г. опубликовала исследование рынка электронной торговли в России. Согласно их сведениям, начиная с 2020 г. происходит рост как объема продаж, так и количества заказов. В 2020 г., когда весь мир ушел в онлайн, объем продаж составил 2,7 трлн, уже в 2022 г. — 5,8 трлн. Аналитики Data Insight полагают, что по итогам текущего года этот показатель будет равен 7,9 трлн. Что касается количества интернет-заказов, то в 2020 г. было сделано 830 млн заказов, в 2022 г. — 2911 млн штук, по оценке экспертов в 2023 г. планка поднимется до 4504 млн штук.

Электронная коммерции — часть ритейла. Доля e-commerce в этой сфере небыстро, но все же растет. По мнению аналитиков Data Insight, в 2021 г. электронная коммерция составляла 12% от розничной торговли, в 2022 г. — уже 15%.

Источник: Data Insight, 2023

Статистики об объеме и динамике российского рынка ИТ-услуг в сфере электронной коммерции на сегодняшний день нет, однако опрошенные CNews эксперты озвучили свои предположения. По мнению Олега Сенчука, партнера компании «Лига Цифровой Экономики», в 2021 г. общий объем этого рынка превысил планку в 100 млрд. Сергей Мелихов, директор новых проектов Ensi, оценивает объем рынка ИТ-решений в e-commerce в 2022 г. в 200–300 млрд.

«Электронная коммерция — часть ритейла, поэтому сложно назвать абсолютные значения. Можно проделать такое упражнение: объемы онлайн-продаж в России находятся на уровне 5–10 трлн. Если посчитать, что средняя компания тратит до нескольких процентов от оборота на ИТ, то мы получаем сумму порядка 200–300 млрд. Динамику объема рынка можно оценить как быстрорастущую, и этот тренд сохранится», — считает спикер.

В том, что рынок цифровизации электронной коммерции продолжит развиваться, уверен и Алексей Анкудинов, директор по продуктам Set компании CSI. По его словам, этот сегмент будет расти на 30% год от года.

Миграция на модульные платформы

В 2022 г. на фоне ухода западных вендоров многие компании начали активный процесс импортозамещения. Особенно быстро и качественно произвести миграцию на российские решения нужно тем, кто попадает под действие Указа Президента Российской Федерации от 01.05.2022 № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации». Документ обязывает все предприятия и организации, работающие с критической информационной инфраструктурой (КИИ), к 1 января 2025 г. отказаться от зарубежного софта. Компании, работающие в сфере электронной коммерции, к ним не относятся, поэтому процесс импортозамещения происходит не так быстро, как скажем, в финансовом секторе, сфере здравоохранения или же топливно-энергетическом комплексе. Однако медленнее — не значит хуже.

«Компании из этой отрасли только начинают переход на российские решения и пока частично закупают «железо», в частности, серверы. Помимо этого, игроки рынка приступают к пилотным тестированиям отечественных программных продуктов, таких как виртуализация, системы резервного копирования, экосистема Linux. E-commerce обрабатывает огромное количество данных. Для управления этими данными и их защиты нужны системы управления базами данных (СУБД) и средства резервного копирования (СРК). Компании не могут подстроить привычные решения западных вендоров под свои постоянно растущие потребности. В этом сегменте бизнес также начинает переход на российские решения», — высказался менеджер по развитию бизнеса компании «Инфосистемы Джет» Евгений Александров.

При выборе нового ПО организации, работающие в электронной коммерции, как правило не останавливаются лишь на одной конкретной платформе, а стараются собрать словно мозаику индивидуальное решение для себя из всего, что сегодня предлагает рынок. По мнению опрошенных CNews экспертов, именно гибкость ИТ-инструментов — один из главных факторов, обеспечивающих рост и конкурентоспособность в сфере e-commerce. Поэтому на рынке набирает популярность модульный подход создания платформ для электронной коммерции — Composable commerce.

«Большинство крупных игроков, понимая, что vendor lock-in (привязка к поставщику) возможна, эволюционно развивали свой е-com в сторону так называемого Composable commerce. Это — модульная архитектура, внутри которой можно использовать лучшие решения на рынке, легко заменяя те или иные сервисы из монолита. Думаю, что многие сервисные компании перестали обслуживать какую-то одну платформу и готовы создавать сервисы, которые существуют вне зависимости от вендора и умеют интегрироваться с остальными частями системы. Техстэк стал шире, понадобились новые специалисты, но и маневренность проектов и автономность разработки существенно выросли», — считает заместитель директора по развитию компании «Оджетто» Максим Грабов.

О тенденции на кастомизацию и подбор разных продуктов также говорит Александр Хачиян, основатель ИТ-интегратора AWG и B2B-маркетплейса SkillStaff. По его словам, сейчас на отечественном рынке нет собственных решений, которые могли бы заменить, например, SAP ERP, но ИТ-специалисты нашли выход.

«Несколько отечественных продуктов с доработкой позволяют полностью закрывать потребности и нужные процессы, которые ранее автоматизировались с помощью SAP. Поэтому есть тенденция к кастомизации и подбору наборов разных решений. Это позволяет получить больше гибкости, автономности и независимости для компаний», — дополняет Александр Хачиян.

Стремительный переход на отечественные решения вовсе не означает, что миграция происходит безболезненно. Если в части ПО, которое способно автоматизировать электронную коммерцию, в частности, обеспечить управление заказами, онлайн-оплату, доставку, наблюдаются успехи и интересные кейсы, то с «железом» ситуация сложнее.

«Наибольшие сложности остаются в области ИТ-оборудования, организация производства которого требует значительного времени и наукоемких ресурсов. На текущий момент многие задачи здесь решаются параллельным импортом», — добавляет Олег Сенчук из «Лиги Цифровой Экономики».

Еще одна сложность — денежные и временные затраты, которые компании вложили в решения ушедших вендоров. Теперь этим организациям приходится вновь инвестировать, но теперь уже в отечественные решения.

«Если брать нишу enterprise-платформ для e-commerce, то многие крупные игроки и так задумывались об отказе от решений, вроде SAP Commerce Cloud. Другая сложность связана скорее не с импортозамещением, а с высокими требованиями к ИТ-экспертизе, соответствие которым необходимо для успешной конкуренции в ритейле. Не все компании готовы развивать ИТ-технологии внутри, поэтому вынуждены либо уходить с рынка, либо делегировать это направление другим компаниям», — уверен Мелихов.

В перспективе крупные российские компании будут адаптироваться к сегодняшним реалиям в сфере цифровизации электронной коммерции на протяжении двух-трех лет. Как только перестройка рынка закончится, западные вендоры не смогут вернуться даже в том случае, если им дадут зеленый свет.

«Их функционал будет полностью замещен, вряд ли кто-то захочет инвестировать в иностранные решения, отказываясь от того, что уже работает, и подвергать свой бизнес новым рискам», — считает коммерческий директор Digital Chief Вячеслав Телицын.

Персонализация покупок

Чтобы максимально автоматизировать бизнес-процессы и сократить путь до клиента, в сфере электронной коммерции используются несколько инновационных ИТ-решений. Как и в других ИТ-отраслях, один из самых популярных инструментов — искусственный интеллект.

«В маркетинге ИИ — умные рекомендации на основе прогнозных моделей спроса, динамическое ценообразование. Анализируя большие массивы данных, ИИ помогает найти уникальные связи, например, в поведении клиентов, создать новый сегмент и сформировать уникальные предложения и сегменты. В сервисе — автоматизация коммуникаций и работа с отзывами, что позволяет реагировать мгновенно на запросы пользователей в цифровых каналах», — обращает внимание директор по отраслевым решениям в ритейле и FMCG компании К2Тех Алексей Загайнов.

Чуть менее популярная технология — интернет вещей, которая «добралась» до сферы электронной коммерции. Такие решения называют IoT-Commerce. Для клиента это — привычная онлайн-витрина на сайте или в приложении. Однако у подобных площадок есть связь с большим количеством устройств, и клиент получает доступ к данным с них, например в личном кабинете.

Для повышения эффективности коммуникации с потенциальным покупателем, используются технологии для персонализации покупок. Яркие примеры таких инструментов — большие данные и машинное обучение.

«Происходит персонализация покупок с помощью инструментов анализа больших данных и машинного обучения. Улучшается клиентский путь — внедряются чат-боты, голосовые помощники, гибкая оплата. Нас ждет внедрение интерактивных VR- и AR-технологий для улучшения опыта покупателя при переходе из офлайна в онлайн», — отмечает Олег Сенчук.

К этому списку вскоре может добавиться еще одна технология — решения PIM (Product Information Management) по управлению продуктовым контентом и автоматизации процессов его размещения на онлайн-площадках. По словам коммерческого директора Digital Chief Вячеслава Телицына, сегодня на рынке можно заметить огромное количество сервисных команд, которые делают это с привлечением человеческого труда.

«Ниша явно не занята, и в ближайшее время мы увидим ИТ-решения и сервисы, позволяющие автоматизировать такие процессы», — резюмирует спикер.

Используя названные технологии, на российском рынке появилось много интересных кейсов. Так, появилась система управления гейтами Lamoda: разработанное ПО позволяет управлять процессами в едином окне личного кабинета, мониторить загрузки гейтов и просматривать аналитику. Решение позволило автоматизировать 300 рабочих мест сотрудников склада и 2200 мест поставщиков.

«Hoff в мобильном приложении добавил функции поиска по штрихкоду в магазинах, детальную информацию о товарах, виртуальную примерку с использованием AR-технологий. Sunlight представил первую в мире платформу знакомств и видеообщений внутри e-commerce с каталогом продукции, разнообразными активностями и конкурсами для пользователей. Ozon внедрил «Оркестратор поставок» — систему для управления логистическими процессами. Она основана на разработанных компанией алгоритмах, которые оптимизируют рабочую нагрузку на всех этапах поставок, делая ее более управляемой и предсказуемой. Таким образом удалось значительно ускорить доставку товаров на региональном уровне и оптимизировать общую загрузку своей инфраструктуры. Это решение было разработано внутри компании за четыре месяца», — сообщили CNews в пресс-службе Softline.

Информационная безопасность и оптиканальность

Работа с клиентами в сфере электронной коммерции — работа с персональными данными, утечку которых нельзя допускать. Обеспечение информационной безопасности — один из главных трендов не только в сегменте цифровизации e-commerce, но и на всем российском ИТ-рынке в целом.

«Риск потери критической информации о заказах и поставках ставит под угрозу всю операционную деятельность компаний. Возможно, в будущем году мы увидим больше решений на базе блокчейн. Внедрение такой технологии может стать ключевым в решении проблем информационной безопасности, обеспечивая надежное хранение и передачу данных для e-commerce», — сообщили в пресс-службе компании Softline.

Объем рынка электронной коммерции из года в год растет, соответственно, баз данных в каждой компании становится больше. Чтобы эффективно с ним работать, требуются облачные решения. По мнению Евгения Александрова из компании «Инфосистемы Джет», все чаще игроки рынка e-commerce обращаются к ИТ-специалистам с запросом на частные облака. Это особенно актуально для компаний с множеством филиалов. Выбор частного облака позволяет гибко и быстро выдавать необходимые ресурсы бизнес-подразделениям и ускорить time-to-market (T2M).

В сфере электронной торговли, как в ритейле, есть периоды, когда количество заказов в день возрастает в несколько сотен раз. Яркий пример — «Черная пятница». В столь загруженные дни ИТ-службам компании важно обеспечить непрерывность работы систем, чтобы не упустить ни одного клиента.

Крупные российские компании будут адаптироваться к сегодняшним реалиям в сфере цифровизации электронной коммерции на протяжении двух-трех лет

«Микросервисная архитектура позволяет компаниям выдерживать повышенную нагрузку на приложения, вызванную сезонным повышением спроса. Из-за большой критичности для бизнеса многие компании идут в сторону коммерческих российских контейнерных платформ, таких как Deckhouse или «Штурвал». Второе решение проблемы сезонности нагрузки — публичные облака, в которых можно наращивать и уменьшать потребление ресурсов. Особо актуален сейчас переход с западных облаков на отечественные», — добавляет Евгений Александров.

Компании в сфере электронной торговли выстраивают коммуникацию с клиентом через разные каналы, среди которых — сайт, приложение, социальные сети, телефонная связь. Поэтому растет спрос на поддержку и развитие омниканальных систем. Такие системы начали развиваться в России примерно 10 лет назад, главная их особенность — «бесшовный» переход клиента из одного цифрового канала в другой. Сейчас же набирают популярность другие системы, основанные на принципах многоканальности и омниканальности, — оптиканальные.

«Внедрение оптиканальных инструментов означает способность быстро отслеживать ожидания клиентов в огромном количестве каналов и так же быстро внедрять ИТ-решения, которые эти ожидания поддержат. Отдельно стоит отметить, что решения должны выдерживать и не разваливаться из-за скорости потока изменений», — отмечает директор новых проектов Ensi.

С ростом объема рынка электронной коммерции требуется все больше квалифицированных ИТ-специалистов, которых сегодня в России не хватает. По мнению Александра Хачияна, особенно остро ощущается нехватка Frontend-разработчиков. В итоге дефицит кадров способствовал развитию направления ИТ-аутстаффинга, и все больше крупных ритейлеров обращаются к такой модели сотрудничества.

Обобщая все тенденции, которые есть на рынке, стоит назвать главную — на фоне спешного перехода на российские решения компании выстраивают дальнейшую стратегию развития, чтобы успешно функционировать в новых реалиях .

«Ключевой тренд — реализация новых ИТ-стратегий, в основе которых повышение безопасности и импортозамещение. Будет происходить дальнейшее «покрытие» российским программным обеспечением сегментов электронной коммерции, где до этого использовалось импортное ПО. Появляются кейсы, когда сами ритейлеры предлагают другим игрокам собственные ИТ-решения, активно используя при этом интеграторов как проводников. Таким образом, все больше развивается тренд на монетизацию инвестиций, сделанных ранее», — резюмирует Олег Сенчук.

Таким образом, можно сказать, что российский рынок цифровизации электронной коммерции, пережив шоковый 2022 г., продолжает трансформироваться, мигрируя на отечественные решения, создавая индивидуальные платформы путем кастомизации и подбора разных продуктов. Переход на российский софт должен быть максимально незаметным для пользователей, особенно в периоды высокого спроса на онлайн-покупки.

Виктория Млечко