Спецпроекты

На страницу обзора
Олег Сенчук, Лига Цифровой Экономики: Маркетплейсы стали главным драйвером электронной коммерции

После ухода из России зарубежных ритейлеров отечественный рынок e-com пережил серьезную трансформацию. Как на нем отразились зарубежные санкции, проблемы с платежными системами, изменение логистических цепочек и покупательского спроса, в интервью CNews рассказал партнер Лиги Цифровой Экономики Олег Сенчук.

Олег СенчукЛига Цифровой Экономики

«Рост в онлайне происходит за счет офлайна»

CNews: Расскажите, что сегодня происходит на рынке электронной коммерции?

Олег Сенчук: Отечественный рынок e-commerce продолжает расти, несмотря на то, что начиная с весны прошлого года многие иностранные ритейлеры ушли из России, а глобальные изменения в экономике привели к необходимости оптимизировать процессы, чтобы уменьшить затраты и повысить прибыль. Сложившаяся ситуация сильно влияет на ИТ-составляющую ритейла, и вопрос импортозамещения сейчас является ключевым.

Надо отметить, что рынок ритейла неоднороден из-за очень большого количества игроков. Наиболее высокий уровень цифровизации мы видим в крупных компаниях, федеральных сетях, где автоматизированы практически все бизнес-процессы, используются инструменты анализа больших данных и принятия решений на их основе. Основной драйвер роста всего рынка — маркетплейсы, которые обеспечивают открытую инфраструктуру для внешних потребителей.

CNews: По последним данным, e-com вырос почти на треть. Чем обусловлен такой рост?

Олег Сенчук: По данным Data Insight, за 2022 г. рынок вырос на 38%, но, думаю, это завышенная оценка. Конечно, рост есть, и он действительно значительный, но меньше, чем в 2020 и 2021 гг. При этом основной фокус сместился на FMCG, продовольственный ритейл — вырос спрос на продукты повседневного потребления, в первую очередь еду.

Другой момент — рост в онлайне происходит за счет офлайна. То есть электронная коммерция растет не сама по себе, а забирает объем рынка у физических магазинов. В частности, становится все более популярной доставка продуктов, чего не было еще несколько лет назад.

CNews: Как в целом на рынке отразились санкции и их последствия: уход брендов, проблемы с платежными системами, спад покупательской способности, закрытие логистических компаний сервиса PickPoint, например?

Олег Сенчук: Уход брендов в большей степени повлиял на трансграничные продажи, но здесь мы адаптировались: появились новые сервисы и так называемый параллельный импорт. Хотя, конечно, ассортимент магазинов, в том числе интернет-магазинов, сильно уменьшился.

Проблема с платежными системами уже решена. Да, первое время были сложности, связанные с иностранными игроками. Но сейчас крупные российские банки уже предлагают свои решения в этой области. Появились новые финтех-компании и сервисы платежей, в том числе СБП, стала более востребована система «Мир» от НСПК.

Сегодня уже можно оплачивать не только картой, но и по QR-коду, и даже с помощью чат-бота. Российские платежные системы позволяют справляться с тем объемом транзакций, который был до 2022 г.

Что касается PickPoint, то могу сказать, что его функции вполне заменили другие российские игроки, например, «СберЛогистика», «Деловые Линии», Beluga Projects Logistic.

«На маркетплейсы приходится 70% общего объема рынка»

CNews: Как протекает процесс импортозамещения?

Олег Сенчук: Происходит переход с зарубежных интернет-магазинов и ИТ-технологий на российские аналоги. Стратегии, по сути, только две: это либо переход на отечественное ПО, либо создание — за счет собственной экспертизы и ресурсов — решений на базе open source.

Раньше монополистом в области реализации интернет-магазинов был «1С-Битрикс», сейчас начали появляться аналоги, способные конкурировать с ним. Идет быстрое развитие отечественных облачных систем, в том числе для ритейла. Сейчас почти все компании пользуются услугами российских облачных провайдеров. Конечно, здесь еще остается много зон развития, но уже сейчас выполняется большинство тех функций, что были у западных поставщиков.

CNews: Что сегодня происходит на рынке маркетплейсов?

Олег Сенчук: Как я уже сказал, маркетплейсы стали главным драйвером электронной коммерции. На них приходится около 70% от общего объема рынка. Маркетплейсы выходят и на международную арену. Например, Ozon Global работает с Китаем, Турцией, Казахстаном и Беларусью.

Объемы продаж основных маркетплейсов, таких как Ozon и Wildberries, за прошедший год выросли в два раза, подобного быстрого роста раньше не было. Развиваются нишевые маркетплейсы, то есть те, которые специализируются на продаже определенного вида товаров: косметики, одежды, бытовой техники и даже лекарств.

При этом продавцы также продолжают активно интегрироваться с маркетплейсами, для многих это является трамплином в бизнесе. Вокруг маркетплейсов появляется большое количество разных сервисов, целая экосистема. Главный тренд маркетплейсов — это удешевление процессов.

Предоставление уникальных сервисов для клиентов — один из вариантов конкуренции с маркетплейсами для традиционных ритейлеров. То есть ты предоставляешь более гибкие условия для клиентов, обеспечиваешь повышенную лояльность для своего типа товаров и услуг. Можно говорить не только о продаже товара, но и об обеспечении его жизненного цикла, обслуживании и утилизации. Это тоже конкурентное преимущество. Также в этой связи стоит отметить рынок B2B, корпоративный сегмент. Он сейчас в малой степени занят маркетплейсами, там пока еще есть окно возможностей.

CNews: Что можно сказать по поводу социальной коммерции?

Олег Сенчук: Социальная коммерция хорошо развита за рубежом. В России она пока еще не прижилась в полной мере, но все отмечают, что этот тренд будет расти, потому что происходит смена поколений, меняется само общество, культура потребления. Все больше людей, живущих в соцсетях. Если говорить про ритейлеров, то развивается их сотрудничество с блогерами, инфлюенсерами — теми, кто влияет на мнение значительной аудитории.

«Основная задача электронной коммерции — персонализация»

CNews: Какие каналы продаж сейчас пользуются наибольшей популярностью?

Олег Сенчук: Значение какого-то конкретного канала продаж все меньше, потому что задача ритейлера создать некую экосистему — то есть обеспечить омниканальность, где каждый канал выполняет свою функцию.

Омниканальность стала обязательным условием работы больших сетей и остается одной из ключевых задач и глобальным трендом. При этом в нее включаются такие параметры, как лояльность для всех каналов, промоакции, скидки, единый клиентский путь. Все эти элементы составляют инструменты в борьбе за клиента на сегодняшнем рынке.

Необходимо работать с данными, потому что основной задачей электронной коммерции сейчас является персонализация. Ритейл становится все более клиентоцентричным. И строить экосистему нужно как раз вокруг покупателя. А это сложно сделать без досконального знания своего клиента, понимания его профиля, анализа данных.

CNews: За кем будущее, на ваш взгляд?

Олег Сенчук: Ближайшее будущее — за офлайн-магазинами, e-com пока занимает не больше 15% от всего рынка. Но, конечно, наш сегмент будет расти с течением времени и цифровизацией общества, развитием мобильных технологий, интернетизацией. Будущее здесь, наверное, в большей степени за теми ритейлерами, которые будут готовы продолжать этот тренд, сохранять динамику цифровизации и, как уже было сказано, обеспечивать персонализацию на высоком уровне. На первых ролях, конечно, останутся маркетплейсы, которые продолжат забирать долю рынка у традиционных ритейлеров.

CNews: А как за последнее время изменился клиентский путь?

Олег Сенчук: Основной тренд — это ускорение клиентского пути, то есть покупка в один клик, персонализация, которая позволяет ускорять выбор товара, и ультрабыстрая доставка. Оптимизация клиентского пути существенно повышает конверсию и может добавить 10–20% к продажам.

CNews: Что предлагает на рынке Лига Цифровой Экономики?

Олег Сенчук: Наша компания много лет работает в сфере электронной коммерции. Мы предлагаем клиентам самые актуальные решения на рынке: на базе open source, на основе продуктов от ведущих вендоров, а также собственной разработки. Так, наша система ЛигаМаркет представляет собой универсальное цифровое решение для запуска и управления многофункциональным интернет-магазином. ЛигаМаркет предназначен для повышения эффективности и управляемости, а также оптимизации сбытовых и маркетинговых процессов. Его конкурентные преимущества: российское open source-решение, современный стек технологий (Java, React, Next.js), гибкая микросервисная архитектура, низкие требования к инфраструктуре, широкие возможности по интеграции, а также высокий уровень информационной безопасности.

Ключевая ценность нашего продукта, на мой взгляд, заключается в том, что при его создании и развитии был задействован весь положительный опыт и экспертиза, накопленные за последние 10 лет на рынке электронной коммерции, при этом мы исключили недостатки аналогичных решений.

CNews: Что будет со сферой электронной коммерции в ближайшие пять лет?

Олег Сенчук: Онлайн-торговля в России уже закрепилась практически во всех нишах ритейла, даже в тех, где раньше это было сложно реализовать по разным юридическим причинам. Хочется отметить, что в 2022 г. отечественный рынок прошел проверку санкциями, что еще больше укрепило его. E-com стал более устойчивым, ситуация позволила продвинуться на рынке большому числу отечественных разработчиков. Безусловно, наш рынок продолжит уверенное развитие в ближайшие годы — сама жизнь к этому подталкивает.

erid:Kra23cjUJРекламодатель: ООО "ЭЙТИ КОНСАЛТИНГ"ИНН/ОГРН: 7715744096 / 1097746010559Сайт: https://www.digitalleague.ru/