Спецпроекты

На страницу обзора
Станислав Чегодаев, Boxberry:  В развитии бизнес-моделей российский e-commerce идет своим путем

Электронная коммерция, получившая мощный импульс во время пандемии, продолжает развитие и сейчас, когда локдауны отступили. Российский e-commerce демонстрирует фантастическую динамику – объем сегмента за первые восемь месяцев 2022 г. в денежном выражении вырос на 39% выше аналогичного показателя прошлого года, по данным АКИТ. Такие темпы роста требуют быстрого развития ИТ-инфраструктуры у компаний, работающих в сегменте. Как это выглядит на практике, какие тренды и особенности присутствуют сегодня? На вопросы CNews отвечает Станислав Чегодаев, директор по информационным технологиям в компании Boxberry.

Станислав ЧегодаевBoxberry

CNews: Что нового сегодня появляется в ИТ-инфраструктуре e-commerce, с учетом недавнего обновления систем прошедшего в период пандемии?

Станислав Чегодаев: Очередной стресс-тест для сегмента e-commerce был этой весной, когда на негативных ожиданиях произошел резкий рост заказов, и как следствие - опустошение складских запасов. Вынужденная перестройка логистики поставок привела к изменениям среди участников рынка и схем взаимодействия, что повлекло за собой перестройку ИТ-сервисов под новые бизнес-процессы.

Кроме того, как показала практика, очень много компаний использовавших зарубежные площадки для хостинга (PaaS/IaaS) для своих ИТ-ресурсов, а также санкционно-зависимое ПО (в том числе, в формате SaaS), столкнулись с проблемами из-за отказа западных вендоров работать на рынке РФ. Продолжение работы с такими инструментами или невозможно, или невыгодно, т.к. прямое взаимодействие с поставщиками зарубежных ИТ-ресурсов стало затруднено из-за санкций, а взаимодействие через посредников, как правило, имеет недостаточный уровень сервиса (SLA) за значительно бОльшую стоимость. Это коснулось как программных продуктов, так и программно-аппаратных решений, например, телекоммуникационного и серверного оборудования для ЦОДов.

photo_2022-06-27_11-44-28_izm.jpg
Станислав Чегодаев, Boxberry: Мы в своей работе учитываем специфику двух крупных рыночных сегментов: маркетплейсов и классических интернет-магазинов

Обновление систем, произошедшее во время пандемии, в основном было направлено на обеспечение удаленных форматов работы и масштабирование сервисов под резко возросший спрос на доставку. Одним из важных трендов является перенос облачной ИТ-инфраструктуры на площадки расположенные в РФ, а также, пересмотр политики использования ИТ-решений от западных вендоров. Таким образом, в современных реалиях необходимым условием для дальнейшей «цифровой трансформации» является освоение комплексного подхода, учитывающего необходимость импортозамещения, с новыми возможностями открывшимися вместе с «параллельным импортом». Это справедливо и для сферы электронной коммерции, и для других отраслевых сегментов российской экономики.

CNews: Как за последнее время изменились требования российских игроков рынка e-commerce и насколько они соответствуют глобальным трендам?

Станислав Чегодаев: Мы наблюдаем постепенное повышение требований со стороны крупных игроков рынка к партнерскому уровню сервиса. В частности, в договорах стали чаще появляются определенные SLA по уровню доступности и производительности партнерских сервисов, по времени отклика и т.д. Компании хотят не просто автоматизированного взаимодействия информационных систем, а «бесшовной» интеграции ИТ-сервисов на гарантированном уровне. Процессы эти начались, конечно, не вчера, но сейчас тенденция стала явно выраженной. Рост требований к организационно-технологическому уровню участников означает, что российский рынок e-commerce переходит на новый уровень зрелости.

Следует отметить, что несмотря на специфику российского e-commerce, которая имеет особенности (в т.ч. регуляторного управления транспортной отрасли в целом, требований к ВЭД, географии рынка и состояния транспортной инфраструктуры РФ и т.д.), наш рынок также подвержен общемировым трендам: замедление и даже падение объемов, снижение среднего чека покупок, рост транспортных издержек, постепенный отказ от дотации доставки (прежде всего, крупными игроками). Другими словами, стратегии экстенсивного роста в компаниях постепенно сменяются более сбалансированными моделями, направленными на оптимизацию внутренних процессов и удержание клиентов.

CNews: Насколько российский сегмент решений для e-commerce коснулось импортозамещение?

Станислав Чегодаев: Исторически сложилось так, что крупные торговые компании, у которых была потребность работать с большими товарными запасами, раньше предпочитали готовые платформенные решения от мировых лидеров, фирменный консалтинг от вендора и комплексные решения на этих платформах. В сфере e-commerce как таковых готовых «коробочных» решений (тем более OpenSource) в общем-то не было, поэтому довольно высок процент собственных разработок, порой довольно высокого уровня, выдерживающих беспрецедентные нагрузки. Таким образом, «импортозамещение», скорее всего, актуально для тех, кто использовал платформенные решения (прежде всего класса ERP) особенно если с ними работали по модели SaaS, а также, специфические решения (системы типа WMS, TMS) которые очень сложно «заместить» за короткий промежуток времени безболезненно для бизнеса. В такой ситуации нет простых решений, но в конечном счете придется выбрать между переходом на российский софт, использованием схемы «параллельного импорта» (т.е. схемы поддержки решений через посредников) или собственной разработкой.

CNews: Появились ли в последнее время изменения в ИТ-системах российских интернет-магазинов, вызванных новыми требованиями регуляторов?

Станислав Чегодаев: Со стороны государственных органов отмечаем новые требования к безопасности ИТ-систем (для крупных компаний). Также, возрастают требования к уровню контроля грузоперевозок, причем на всех этапах – от приема и до выдачи, что конечно, имеет свое отражение в обеспечивающих ИТ-системах. Эти изменения в целом предсказуемы, и в текущих условиях вполне обоснованы.

CNews: Как изменился спектр функционала модулей для интернет-магазинов в российском e-commerce? Что там появится в ближайшее время?

Станислав Чегодаев: Текущая рыночная ситуация отражает изменение покупательской способности, доступного ассортимента товаров и каналов массовых коммуникаций – все это порождает новые требования к участникам рынка. Спектр функционала модулей изменился в основном за счет: существенного изменения структуры каналов взаимодействия с клиентом (изменился состав «продающих» социальных сетей и мессенджеров), востребованности интеграции с сервисами крупнейших маркетплейсов, расширения набора способов приема оплаты от клиента (QR-коды, криптокошельки и пр.), существенного роста сервисов различного sharing- типа, рост объемов на рынке классифайд (площадки типа AVITO). Наша компания также старается соответствовать новым требованиям – у нас есть мини-апп в VK, развиваем функционал нашего мобильного приложения, подключаем новые способы оплаты в наших пунктах выдачи, реализуем гибкую интеграцию с крупными игроками (магазинами, площадками и маркетплейсами).

CNews: Появились ли новые задачи по интеграции у российских интернет-магазинов?

Станислав Чегодаев: Мы в своей работе учитываем специфику двух крупных рыночных сегментов: маркетплейсов и классических интернет-магазинов. Российские маркетплейсы взаимодействуя с партнерами, как правило, предлагают интеграцию через API-интерфейсы, т.е. партнерам (например, логистическим компаниям или курьер-паркам) предлагается некий «стандарт» типового взаимодействия между информационными системами, - и в этой нише все относительно стабильно. У интернет-магазинов, вслед за изменением лидеров на рынке продающих соц.сетей (с марта 2023г), существенно изменились каналы эффективной рекламы и лидогенерации. Многие небольшие интернет-магазины расширяют воронку продаж осваивая площадки классифайдов. Все эти изменения в определенной степени потребуют решения задач интеграции ИТ-систем у большинства участников рынка.

Стараемся развивать оба направления – и интеграцию c маркетплейсами, и модули для интеграции интернет-магазинов с нашими сервисами (полный перечень модулей под наиболее распространенные CMS представлен на нашем портале).

CNews: Как удается обеспечивать информационную безопасность при работе с большим количеством внешних партнеров?

Станислав Чегодаев: Общие подходы выработаны и в основном заключаются в соблюдении установленных правил при работе как в наших информационных системах (например, личный кабинет пункта выдачи заказов, приложение для курьеров), так и при взаимодействии с партнерскими сервисами через программные интерфейсы. В данном случае необходимо понимать, что не существует абсолютно защищенных систем, как и нет практической возможности обеспечить полный контроль соблюдения правил ИБ всеми сотрудниками партнера. Свою задачу видим в том, что бы обеспечить необходимыми инструментами (через специальный функционал приложений, необходимый порядок работы с данными, способами авторизации и т.д.) наших клиентов и партнеров, т.е. создать условия для соблюдения ИБ на уровне достаточном для нашего бизнеса.

CNews: Как решаются вопросы с интеграцией отдельных подсистем с подсистемами внешнего партнера? Насколько это технически сложные задачи?

Станислав Чегодаев: Как правило, вопрос интеграции на уровне ИТ-систем возникает с момента достижения определенных объемов грузооборота. Пока у вас «штучный» объем – как правило, вам достаточно функционала личного кабинета партнера – обычно там вполне дружественный интерфейс для оформления отправки/приемки небольшой партии груза, вся информация по движению которой тоже представлена в ЛК. Если объем грузопотока измеряется десятками-сотнями паллет, то «поштучный» режим работы с грузом через ЛК уже не удобен и очень трудоемок. Вот с этого момента требуется автоматизированный обмен между информационными системами исполнителя и клиента. Сложность задачи определяется требованиями к уровню контроля каждой грузовой единицы (т.н. статусная модель) – чем больше грузооборот, тем больше рисков и тем более тщательный контроль требуется на всех этапах транспортировки с постоянной трансляцией актуальных статусов в условную «подсистему управления заказами». Поэтому решение задачи по интеграции с крупными игроками – довольно сложная и трудоемкая задача суть которой – обеспечить синхронность обменов данными через некий «шлюз» в разные учетные системы (с разной статусной моделью) по всем «грузовым единицам» конкретной партии груза.

CNews: Какие параметры для ИТ-сервисов сейчас наиболее критичны: масштабируемость, настраиваемость методами low-code/no-code или какие другие?

Станислав Чегодаев: Основные тенденции здесь – не поменялись, по-прежнему все определяет оптимальное соотношение между производительностью, устойчивостью и гибкостью. Но если считать, что устойчивость и производительность относятся к безусловному «гигиеническому минимуму», то при текущем темпе изменений рыночных условий на первое место, безусловно, выходит адаптивность сервисов. И в этом отношении, все способы и методы, которые дают результат – хороши – и на уровне архитектуры приложения, и на уровне организации производственных процессов. Адекватная аналитика рынка и короткий цикл вывода ИТ-доработок (T2M) – это основа для создания «зарабатывающего» ИТ-сервиса, основная задача которого – появиться вовремя и попасть точно в цель. Для того что бы вовремя достигать целевых показателей в нашей ИТ-компании развиваем продуктовый подход и постоянно работаем над оптимизацией процессов разработки ПО сокращая T2M – видим в этом залог устойчивого положения и развития на рынке. Основным драйвером этого процесса является наша ИТ-команда, которую активно расширяем.

CNews: Какова сейчас «температура» на рынке труда ИТ специалистов? Сохранился ли дефицит разработчиков с прошлых периодов?

Станислав Чегодаев: Рынок труда ИТ-специалистов по-прежнему дефицитный, проблемы есть и сейчас, но по сравнению с прошлым годом отмечаем изменения в структуре спроса. Ситуация меняет спрос на профильных специалистов, например, сейчас фиксируем заметный спрос на аналитиков и разработчиков под платформу «» и с другим российским софтом, также, вырос спрос на инженеров в сфере ИБ - что вполне объяснимо.

Есть и другие факторы, оказывающие заметное влияние, например, имеет место некоторый спад по вакансиям в ИТ-стартапах и в компаниях, требования которых к ИБ не предусматривают возможности работать удаленно из-за границы. Крупные работодатели из сферы финтеха в ряде случаев вынуждены ограничивать возможности такой работы, это означает появление на рынке труда значительного количества свободных квалифицированных специалистов. Таким образом, поиск необходимых специалистов не стал проще, а кандидаты не стали «дешевле». Поэтому, как и прежде одна из основных ценностей для нашей компании – наша команда.

erid:Pb3XmBtztApAqMaZrG2SDiMPKYoX27yLBf6jFDQРекламодатель: ООО "БОКСБЕРРИ СОФТ"ИНН/ОГРН: 6685157931/1196658000615Сайт: https://boxberry.ru//