CNews:
Как вы оцениваете итоги 2012
года для российской отрасли ИТ в целом? Влияние каких факторов, в частности,
ощутила или продолжает ощущать ваша компания?
Сергей Корнеев: Рост ИТ-рынка в
2012 году совсем небольшой — 3-4%. Все, что происходит в национальной экономике — замедление
темпов роста, увеличение налогового бремени, не говоря уже о продолжающейся не
первый год рецессии
в Европе, — свидетельствует о том, что российский и европейский ИТ-рынки находятся в стагнации. По сути, кризис предыдущих пяти лет и не
прекращался, а просто переходил в различные фазы своего развития. Много
проектов остается на бумаге из-за недофинансирования, когда бюджет, отведенный
под ИТ, отдается под другие нужды в компаниях-заказчиках. В этой ситуации для
каждой ИТ-компании важно искать свой путь к стабильности, как это делает
«Техносерв». В прошлом году мы отметили свое 20-летие, и все эти годы (за
исключением кризисного 2008 года) компания планомерно органически росла. В 2012
финансовом году, который для нас закончился 31 марта текущего года, оборот всей группы компаний вырос на
6,9% до 43 млрд. руб.
Еще одна тенденция, оказывающая влияние на
интеграторов, работающих, как «Техносерв», на рынке крупнейших российских
заказчиков, – смена менеджерских команд. Она привела к тому, что условия работы
с этими заказчиками стали более рыночными. Для независимых интеграторов, как
мы, это неоспоримый плюс, так как появляется возможность получить ИТ-контракты
на основе реальных компетенций, а не политического ресурса.
CNews:
Какие изменения вы отмечаете
на отечественном ИТ-рынке за последнее время? Как меняется ландшафт, с точки
зрения системного интегратора?
Сергей Корнеев: В нынешней ситуации первенствуют технологические и
продуктовые тренды, обеспечивающие решение большего количества задач меньшими
средствами. Это единственный общий тренд для всех отраслей. Девиз крупных
заказчиков: «Решить сегодня больше, чем вчера, потратив существенно меньше, чем
обычно». Поэтому среди технологических трендов главенствуют
виртуализация;
частные облака; комплексные
интегрированные решения на базе
нескольких прикладных продуктов от разных нишевых технологических
лидеров; собственные разработки, использующие программные платформы мейджоров.
Также важным для российского ИТ-рынка трендом является
разворот государства в сторону ИТ-технологий для улучшения своего
взаимодействия с населением. Технологии уже показали свою реальную эффективность
в этом вопросе, а значит, приток
государственных средств на автоматизацию
этих процессов не прервется. Меняется не только видимая населению часть
деятельности ведомств — происходят изменения в рабочих процессах, переформатируется
внутренняя
инфраструктура госструктур. В силу государственной специфики почти
всегда под задачи каждого ведомства разрабатываются индивидуальные
ИТ-приложения, решающие конкретные задачи госструктуры. И все больше, и больше
эти приложения ориентированы на интернет-взаимодействие ведомства с гражданами
либо на
электронное взаимодействие ведомств между собой. Хорошим примером,
иллюстрирующим этот тренд, является проект группы «Техносерв» для ФМС России.
Это проект по переводу в электронный вид 8 государственных услуг ведомства, в
том числе
госуслуги по выдаче и замене паспортов гражданина России, и проект
создания «сервисного концентратора
ФМС России», предназначенного для
обеспечения единой точки подключения информационных систем ФМС России к государственной
системе межведомственного электронного взаимодействия.
CNews:
Насколько серьезной вам
видится угроза российскому сервисному рынку со стороны инсорсинга крупных
компаний?
Сергей Корнеев: История инсорсинга идет с момента рождения
российского
ИТ-рынка. Крупные холдинги видят в создании своих ИТ-компаний выход с точки
зрения сокращения расходов на ИТ и создания видимости контроля над ситуацией.
Однако, как показывает практика, эти структуры быстро «жиреют» и перестают
устраивать свою материнскую структуру. В результате, чаще всего
материнская компания по целому ряду ключевых проектов вынуждена привлекать
независимых интеграторов, которые обладают необходимой экспертизой, юридически проводя проекты через свои ИТ-дочки. Еще один вариант развития ситуации –
это превращение инсорсинговой компании не в исполнителя заказа, а в
своеобразный
проектный офис, который ставит задачу и контролирует ход
реализации проектов, выполняемых опять же независимыми игроками. Невозможно развить качественную
экспертизу по всем направлениям, работая только для одного заказчика. За 20 лет
существования
российского ИТ-рынка нет ни одного действительно успешного
примера инсорсинга.
CNews: Насколько
серьезно консолидируется отрасль ИТ в России, на ваш взгляд? Какова ваша
стратегия в этом вопросе?
Сергей Корнеев: Громкие примеры последних двух лет, на мой взгляд,
показывают, что сейчас покупать крупные компании бессмысленно. ИТ-компания – это прежде всего
люди, и объединение двух крупных структур чаще всего приводит к каннибализации
бизнеса одной из них на фоне ожесточенных командных войн внутри. «Техносерв»
идет другим путем. Если мы покупаем компании, то сохраняем и их бизнес, и
команду. Посмотрите: со времени приобретения в 2008 году группой
«Техносерв» компаний «
Рексофт» и
Sputnik Labs (сегодня «
Техносерв Консалтинг»)
эти активы продолжают возглавлять их прежние лидеры –
Александр Егоров и
Кирилл
Булгаков, понимающие все нюансы своих сегментов бизнеса и ответственные за свои
команды. Сегодня мы приветствуем приход к нам полноценных сложившихся команд,
готовых развивать у нас свои уникальные продукты и практики. Со своей стороны мы гарантируем им необходимый
уровень инвестиций и доступ к мощным ресурсам «Техносерва» и базе крупных клиентов. Именно такое сочетание интересов
дает нужную бизнесу синергию.
CNews: Насколько
актуальным и полезным вам видится шаг к IPO в сегодняшних
условиях развития рынка? Что может стимулировать российских игроков к такому
способу привлечения инвестиций?
Сергей Корнеев: Пока мы видим выход на
IPO
российских компаний, ориентированных на написание заказных разработок в первую очередь для западных рынков. Это всего лишь один небольшой
пласт ИТ-рынка, практически не затрагивающий сегмент российской системной
интеграции. Рынок интеграции не готов к такой активности. Стимулировать этот
процесс может существование на рынке объективной оценки реальной деятельности компаний-интеграторов,
что весьма сложно. Интегратор — это люди и их компетенции, а это актив, совершенно
несравнимый с привычными для
инвесторов материальными понятиями — сетями связи,
продуктом для рынка
B2C, производством по добыче
полезных ископаемых.
CNews: Появились ли
новые требования у заказчиков, по вашим наблюдениям? Насколько сложнее
выстраиваются с ними взаимоотношения? Как в этой связи трансформируется ваш
бизнес?
Сергей Корнеев: Как я уже говорил, во многих крупных
компаниях-заказчиках произошла смена управленческих команд. Эти люди приносят
свежее, самостоятельное виденье
ИТ-стратегий для своих компаний. Они хорошо
разбираются во всех аспектах новых технологий. Нам нужно соответствовать этим
требованиям, предлагать решения, находящиеся на переднем крае современных
технологий. Именно поэтому мы работаем в очень тесной связке со всеми
ведущими мировыми вендорами, такими как
IBM,
HP,
HDS,
EMC и пр. Для
примера, только в этом году наш бюджет на
обучение персонала «
Техносерва»
составляет более $3 млн. Мы активно развиваем институт пресейлинга, позволяющий
удовлетворить все возрастающие требования наших заказчиков. Кроме того, понимая, что бизнес требует от ИТ
быстрых побед и результатов, мы развиваем блок собственных решений высокой
готовности, которые создаются под наиболее актуальные и востребованные
ИТ-запросы заказчиков. Любой индивидуальный
ИТ-проект включает в себя такие
необходимые составляющие, как разработка архитектуры и проектная деятельность.
Обычно эти этапы занимают от 20 до 40% времени и средств, выделенных на
реализацию проекта. Создавая решения высокой степени готовности, мы ставим
перед собой задачу минимизировать для наших заказчиков эту часть проекта как в
денежном выражении, так и во временном. Решения, которые мы предлагаем, уже оттестированы, а значит, мы добиваемся
дополнительного сокращения сроков на поставку оборудования и наладку системы.
CNews: Какова
отраслевая структура вашей выручки? Доля каких отраслей растет сейчас наиболее
заметно?
Сергей Корнеев: В структуре
выручки «Техносерва» основными драйверами роста интеграционного направления
стали проекты для операторов связи (42%),
государственных структур (17%) и
транспортных предприятий (15%). Более чем двукратный рост в 2012 году показали
направления по работе с финансовыми организациями и предприятиями
ТЭК. Кроме
того, направление «Техносерва» по предоставлению
технической поддержки и
аутсорсингу систем и
инфраструктуры заказчиков демонстрирует уже второй год
подряд 60% рост. За прошлый год
клиентская база «Техносерва» выросла более чем
на 20%.
CNews: Какие проекты за
последний год были для вас самыми интересными и масштабными?
Сергей Корнеев: Бесспорно, одним
из самых интересных проектов прошлого года стала масштабная работа для
ДИТ
Москвы по созданию и внедрению единой
системы мониторинга и администрирования услуг связи объектам Правительства и госучреждениям города, число которых на
сегодняшний момент превышает 13,5 тыс. Три месяца тестовой эксплуатации системы
обеспечили бюджету столицы экономию в 37,1 млн руб. за счет снижения платы за
несоответствие качества и 5,5 млн руб. штрафов за несвоевременное оказание
услуг операторами связи. Проект построен на базе 12 продуктов разных
производителей и 3-х масштабных программных разработок группы «
Техносерв».
Система полностью интегрирована в существующую ИТ-инфраструктуру Правительства
Москвы. Более того, архитектура проекта такова, что подобный комплекс может
быть внедрен не только в любом другом городе или регионе, но и на
федеральном
уровне, а также использоваться для контроля за
услугами связи в интересах
крупных компаний, имеющих территориально-распределенную структуру. Ведь все они
являются заказчиками огромных разноуровневых
VPN-сетей. И понимание того, насколько
качественно предоставляется связь (канал соответствовал заявленному 1Гб или уменьшился до 500 Мб, восстановили связь за 4 часа или за день), а также
автоматизация
претензионной работы – это эффективный инструмент для снижения костов и
контроля за расходами.
Глобальный и абсолютно инновационный проект сейчас идет у «Техносерва» в
одном из крупнейших банков страны. Впервые на финансовом рынке создается полноценная тестовая среда для организации
процесса перехода
банка на новое ПО или
аппаратное обеспечение без негативных последствий для пользователей. При этом
очень важно, что тестовая среда будет полностью идентична или максимально приближена к
боевой ИТ-среде банка. Только в таком случае можно эффективно протестировать
весь функционал. Ну, и конечно, я не могу не упомянуть
совместный
проект c HP для «Аэрофлота» —
мобильный ЦОД.