Спецпроекты

На страницу обзора
Как превратить незавершенные заказы в инструмент развития в онлайне: опыт «М.Видео-Эльдорадо»

Платформа AppDynamics обеспечивает мониторинг производительности сайта и предоставляет ключевую бизнес-аналитику для одного из ведущих российских онлайн-игроков. Компания получила объективную информацию о влиянии ИТ-процессов на действия пользователей.

Главным катализатором развития ритейлера в 2020 г. стали онлайн-продажи — у «М.Видео-Эльдорадо», одного из крупнейших игроков российского e-commerce-рынка, они выросли более чем вдвое и достигли 60% оборота группы, что делает сайты и мобильные приложения ведущими каналами продаж и коммуникации с потребителем. В условиях непрерывного роста и совершенствования онлайн-платформ критически значимым элементом, помимо разработки, стал мониторинг их устойчивой и стабильной работы. Сокращение и предотвращение инцидентов, снижение времени восстановления работоспособности приложений в случае сбоев, увеличение скорости загрузки страниц сайта — все эти параметры крайне важны для поддержки высокого уровня клиентского сервиса в цифровых каналах.

Задача: мониторинг клиентского опыта

«М.Видео-Эльдорадо» активно модернизирует свои веб-платформы, используя современный технологический стек и лучшие практики. Ритейлер применяет облачные решения, микросервисную архитектуру с использованием Kubernetes, AngularJS, Node.js и т.д. При этом сайты и приложения «М.Видео» и «Эльдорадо» продолжают работать в режиме 24/7, что требует непрерывного контроля их производительности.

Среднемесячная аудитория сайтов группы «М.Видео-Эльдорадо» в 2020 г. выросла почти на 30% в сравнении с 2019 г. и достигла 75 млн. Мобильные приложения «М.Видео» и «Эльдорадо» в 2020 г. были скачаны пользователями примерно 7,8 млн раз, что в 5,5 раз больше, чем годом ранее. Среднемесячное количество активных пользователей мобильных приложений покупателя (MAU) составило более 2 млн.

На фоне регулярных обновлений приложений разработчиками, сквозной мониторинг клиентского опыта и оценки взаимодействия пользователя с сайтом приобрели крайне важное значение. «М.Видео-Эльдорадо» требовалась такая система мониторинга, которая смогла бы одинаково эффективно работать на разных веб-платформах сайта mvideo.ru, собирая одинаковые метрики для их дальнейшего исследования.

На этапе совместной работы разных платформ необходимо было измерять время загрузки страницы на каждом этапе: от первого байта до готовой страницы, качество работы приложений на разных устройствах, количество и путь переходов между страницами и многое другое. Все данные были нужны в режиме онлайн с возможностью показательного сравнения между собой, в том числе и за разные периоды времени. Решением стал транзакционный мониторинг, интеграцию которого реализовали Winncom Technologies.

Транзакционный мониторинг как класс решений в сфере управления производительностью приложений (APM Application Performance Management) появился всего несколько лет назад. Он позволяет отслеживать транзакцию от клика пользователя на сайте/приложении до строчки кода или до базы данных и т.д., предоставляя возможность за считанные минуты не только узнать о факте наличия проблемы у пользователей, но и понять ее корневую причину. Подобные решения становятся обязательным дополнением комплексной ИТ-инфраструктуры. Ритейлер «М.Видео-Эльдорадо» сделал свой выбор в пользу компании AppDynamics, которая входит в корпорацию Cisco и является мировым лидером на рынке мониторинга и контроля работоспособности веб-сервисов и мобильных приложений, обеспечивая их бесперебойную работу и высокую производительность.

Мониторинг как инструмент принятия бизнес-решений

Эксперты компании AppDynamics и системного интегратора Winncom Technologies, обладающего статусом AppDynamics Titan Partner и значительным опытом реализации сложных проектов, совместно со специалистами «М.Видео-Эльдорадо» внедрили решение AppDynamics, помогли настроить, адаптировать и запустить в эксплуатацию платформу в соответствии с поставленными требованиями и задачами. Объединяя все передовые подходы APM-рынка, AppDynamics позволила ритейл компании анализировать и оптимизировать производительность бизнес-приложений в распределенной инфраструктуре.

Уже с первых дней использования AppDynamics специалисты «М.Видео» смогли более эффективно оценивать и отслеживать клиентский опыт в онлайн-каналах, повысить доступность приложений, а также в считанные минуты выявлять сбои и определять их причины. Более того, аналитика влияния сбоев на отслеживаемые бизнес-метрики (выручку, конверсию, сегмент, местоположение и т.д.) позволила правильно распределить нагрузку ИТ-команд и приоритизировать их задачи.

mvideo800.jpg
С первых дней использования AppDynamics специалисты «М.Видео» смогли более эффективно отслеживать клиентский опыт в онлайн-каналах

Технические специалисты компании в реальном времени могут отслеживать, какое количество клиентов испытывают трудности при взаимодействии с сайтом из-за проблем с кодом/БД/сетью/серверами/сторонними сервисами, и какое влияние это оказывает на продажи в данном канале по сравнению с нормой для соответствующего времени дня. И что самое важное — ИТ-менеджеры получили возможность увидеть корреляцию с backend и буквально в три клика определить корневую причину проблемы.

Благодаря усилиям команды «М.Видео-Эльдорадо», экспертов AppDynamics и инженеров Winncom Technologies, удалось в сжатые сроки не только имплементировать платформу AppDynamics в ИТ-ландшафт ритейлера, но и оперативно сделать использование этого инструмента повседневной практикой различных команд ИТ и бизнеса.

Одна из ключевых целей для команды «М.Видео» — сделать самый быстрый сайт на рынке — накладывает высокие требования к внедрению каждого скрипта или трекера (решение для отслеживания End User Performance-метрик не должно сказываться на доступности станиц), и AppDynamics полностью соответствует этому запросу. Внедрение агентов на конечную страницу никак не сказалось на скорости загрузки и отображении страницы на всех этапах ее формирования. В настоящее время в продуктивной среде успешно работают два фронт-приложения, продуктивность которых компания отслеживает с помощью AppDynamics. И теперь благодаря транзакционному мониторингу специалисты в любой момент точно видят текущее состояние клиента, своевременно отслеживают сбои и быстро выявляют их корневые причины.

Какую ценность дает внедрение AppDynamics

Отличительной особенностью платформы AppDynamics является возможность осуществлять мониторинг как программного, так и аппаратного обеспечения в одном модуле, что гарантирует более точное и быстрое обнаружение проблемных зон. Имеющийся опыт использования AppDynamics обозначил следующие ключевые преимущества.

Во-первых, ускоренная идентификация исходной причины позволяет снизить среднее время восстановления работоспособности приложения, по экспертным оценкам, в среднем не менее чем на 50%, что, в свою очередь, сокращает количество обращений в службу поддержки. Например, возможность проверки корректной работы приложения при обращении к нему с разных браузеров или разных типов мобильных устройств помогает своевременно устранить проблемы доступа к приложению.

Во-вторых, закономерно, что, когда сайт перестает отвечать, клиент вынужден прекратить работу с приложением, что напрямую негативно влияет на бизнес-показатели. Использование AppDynamics дает возможность в значительной степени снизить показатель отказов сайта, что приводит к повышению эффективности бизнес-процессов.

В-третьих, возможность раннего обнаружения проблем снижает временные и финансовые затраты на разработку приложений. Обнаруживая корневую причину отказа или деградации на уровне кода, разработчики могут оперативно устранять ошибки еще до релиза.

В-четвертых, платформа AppDynamics дает полное представление о пользовательском опыте внутри приложения, а также отражает полную корреляцию клиентского опыта с инцидентами в инфраструктуре и бизнес-метриками.

Доказано опытным путем:

  • Платформа AppDynamics предоставляет объективную аналитическую информацию о влиянии ИТ-процессов на действия пользователей;
  • в случаях возникновения проблем в приложениях, платформа автоматически предупреждает технических специалистов о необходимости их срочного устранения;
  • непрерывно предоставляемая информация позволяет соотносить параметры производительности приложений с их влиянием на бизнес-процессы;
  • весь мониторинг осуществляется в реальном времени, что повышает прозрачность, понимание и контроль работоспособности приложений, компонентов инфраструктуры и восприятия приложений конечными пользователями;
  • служба поддержки получает уведомление об ухудшении функционирования приложения еще до того, как пользователи начинают испытывать неудобства;
  • операционные затраты сокращаются благодаря уменьшению количества инцидентов (теперь поддержка может заранее видеть ухудшение производительности приложений и реагировать проактивно), а также сокращению MTTR с часов до минут (среднее время до нахождения корневой проблемы), что приводит к уменьшению количества специалистов, задействованных в расследовании инцидентов (сокращается время привлечения к расследованию инцидентов дорогостоящих разработчиков, которые сфокусированы на создании новых продуктов);
  • обеспечивается полная видимость архитектуры приложений, а использование инструментов машинного обучения, искусственного интеллекта и других возможностей AppDynamics позволяет значительно улучшить конверсию и повысить качество бизнес-аналитики.

Интервью обзора

Рейтинги

CNews100: Крупнейшие ИТ-компании России 2020
№ 2020 Название компании Основные сферы деятельности
1 Ланит Группа компаний
2 OCS Distribution Дистрибуция АО и ПО
3 EPAM Systems* ИТ-услуги
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие ИТ-разработчики России 2020
№ 2020 Название компании Совокупная выручка компании в 2020 г., c НДС, ₽тыс.
1 1С* 65 010 000
2 ИКС Холдинг 88 563 000
3 Лаборатория Касперского* 50 638 566
Подробнее

Рейтинги

CNewsFast: Самые быстрорастущие ИТ-компании 2020
№ 2020 Город (расположение центрального офиса) Совокупная выручка компании в 2020 г., c НДС, ₽тыс.
1 Москва 25 000 000
2 Москва 2 091 196
3 Москва 29 522 555
Подробнее

Рейтинги

Самые эффективные компании 2020
№2020 Название компании Основные сферы деятельности
1 Марвел-Дистрибуция Дистрибуция АО и ПО
2 Новый Ай-Ти Проект Дистрибуция АО и ПО
3 Smart technologies (1) ИТ-услуги
Подробнее