Спецпроекты

На страницу обзора
Персонализация работы с покупателями диктует требования к информационной безопасности

Почти треть выручки Топ-20 участников рейтинга CNews Analytics «Крупнейшие поставщики ИТ в розницу 2023» приходится на производителей кассового и торгового оборудования. Однако теперь рост своего бизнеса они обеспечивают не только благодаря диверсификации продуктовых линеек, но и за счет программных решений и облачных сервисов. Рост числа небольших офлайн- и онлайн-магазинов и изменения в структуре розницы в регионах создают спрос на аутсорсинг ИТ-услуг и стимулируют разработку новых решений. ИИ, мобильные приложения и решения в сфере ИБ обеспечивают ритейлеров инструментами для поддержки принятия решений, ускорения работы сотрудников и персонализации работы с клиентами.

Большинство компаний увеличило свой бизнес в ритейле

Совокупная выручка топ-20 участников рейтинга CNews Analytics «Крупнейшие поставщики ИТ в розницу 2023» составила ₽86,5 млрд. Объем выручки по сравнению с 2022 г. топ-20 уменьшился на 8,2%. Одной из причин отрицательной динамики стало исключение из рейтинга компании «Инвента», которая не предоставила данные. В 2022 г. ее доля составляла 22,7% от выручки топ-20 рейтинга. Однако, если провести сопоставимое сравнение, исключив из рассмотрения «Инвенту» и в рейтинге по итогам 2022 г., то суммарная выручка первой двадцатки показывает рост на 17,1 %.

Процессы по переходу на онлайн-кассы с фискальной регистрацией данных, а также внедрение системы маркировки, начавшиеся в 2017–2018 годах, в основном завершены.

Традиционно на первую тройку участников исследования приходится более 50% выручки топ-20. Первую строку, как и годом ранее занимает Softline. Компания заработала в сфере цифровизации ритейла ₽27,1 млрд, что на 24,4% больше, чем в 2022 г.

Следующие три места забрали производители кассового и другого специализированного оборудования, а также сопутствующих решений. Компания «Эвотор» с результатом ₽14,1 млрд расположилась на второй строке, «Атол» с оборотом ₽7,05 млрд — на третьей, CSI с оборотом ₽5,35 млрд — на четвертой. На их долю приходится почти треть (30,6%) от суммарной выручки топ-20 участников рейтинга. Все три компании показали рост по сравнению с 2022 г. — на 22,4%, 23,4% и 17,5% соответственно.

Поднявшись на две строчки, 5-е место занимает «1С-Рарус», разработчик, системный интегратор и дистрибьютор решений на платформе «1С:Предприятие». Оборот в отрасли ритейл в 2023 г. составил ₽3,42 млрд, рост к предыдущему году — 9,6%.

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ в розницу

№ 2023 г. № 2022 г. Название организации Совокупная выручка от проектов в рознице в 2023 г. (включая НДС, в ₽млн) Совокупная выручка от проектов в рознице в 2022 г. (включая НДС, в ₽млн) Рост выручки 2023/2022, %
1 1 Softline 27 112 21 790 24,4%
2 3 Эвотор 14 072 11 500 22,4%
3 4 Атол 7 048 5 711 23,4%
4 5 CSI 5 349 4 551 17,5%
5 7 1С-Рарус 3 423 3 123 9,6%

В топ-20 появились новые игроки. «Крайон», ИТ-консалтинговая компания в сфере цифровизации бизнеса, с оборотом в отрасли ₽3,38 млрд занимает 6-е место. Компании, работающие под брендом «Первый Бит» расположились на девятой строке, показав выручку в ритейле ₽2,79 млрд. В предыдущие годы они были представлены как отдельные участники. На 20-й строчке рейтинга, увеличив свой бизнес за год на 50,9%, расположилась компания ITL, специализирующаяся на аутсорсинге ИТ-услуг для ритейлеров. Оборот организации в 2023 г. составил ₽889,5 млн.

Динамика выручки 20 крупнейших поставщиков ИТ в ритейл

Как менялась выручка лидеров рынка за последние 15 лет

Выручка топ-20, ₽млн
Динамика выручки, %

Процессы по переходу на онлайн-кассы с фискальной регистрацией данных, а также внедрение системы маркировки, начавшиеся в 2017–2018 годах, в основном завершены. Эти процессы были сопряжены с необходимостью приобретать новое и модернизировать имеющиеся оборудование в кассовой зоне магазинов (фискальные регистраторы, сканеры штрих-кодов). Именно производители оборудования занимали верхние позиции рейтинга в последние годы. На сегодняшний день, по данным CNews, общее количество онлайн-касс на рынке на протяжении последних трех лет остается практически стабильным. Это стимулирует производителей оборудования смотреть в сторону диверсификации своих продуктов, переориентироваться на развивающиеся рынки среднего и малого бизнеса и интернет-торговли. Кроме того, смещение фокуса с кассового оборудования на другие решения может вести к переходу от роста к тренду на стабилизацию суммарной выручки Топ-20 участников рейтинга.

В исследовании по итогам 2023 г. из 55 компаний, по которым можно провести сравнение данных с результатами 2022 г., более 80% или 45 организации показали рост объема выручки. Если посмотреть на динамику участников с долей выручки в ритейле более половины, то среднее значение роста составит 44%, а среднее значение роста по всем участникам рейтинга — еще выше. Бизнес лидеров отрасли цифровизации ритейла растет более сдержано и более предсказуемо — средний рост у компаний, вошедших в топ-20 составил 26%.

Динамика выручки топ-15 поставщиков ИТ в ритейл

Сравнение выручки игроков рынка в 2022 и 2023 гг.,%

От оборудования к облачным сервисам и программным решениям

Поставщики торгового и кассового оборудования связывают рост с развитием e-commerce, малоформатной торговли и самообслуживания. Удовлетворяя потребности покупателей, которые возникают в связи с этими трендами, они расширяют линейки продуктов и услуг. В частности, на дифференциацию продаж техники для зоны кассового обслуживания (смарт-терминалы, POS-системы, фискальные накопители, сканеры), как на один из драйверов роста выручки указали в пресс-службе «Эвотора».

Дополнительно к этому производители оборудования предлагают программные решения и все более широкий спектр услуг, не ограничиваясь только сервисным обслуживанием. Компании разрабатывают услуги, которые помогают ритейлерам быстрее адаптироваться к новым регуляторным требованиям и избавляют их от лишних хлопот, связанных с «железом».

Такие сервисы и решения, как, например, облачные онлайн-кассы и электронные чеки, позволяют предприятиям среднего и малого бизнеса, малоформатным магазинам и небольшим интернет-площадкам быстро и экономично запустить и вести свой бизнес. Говоря о программных решениях, способных помочь сэкономить затраты на закупку оборудования, можно упомянуть SoftPos-решения для оплаты, мобильные приложения для сотрудников внутри магазина и в службе доставки. Интерес к облачным сервисам в противовес on-premise-решениям, отметил и Дмитрий Папин, генеральный директор Iiko (8-е место в рейтинге с результатом ₽2,94 млрд).

Развитие сферы розничной торговли в регионах, в том числе интерес к ним со стороны крупных сетей, также стимулировали рост рынка цифровизации ритейла. Михаил Фомичев, директор ITL, отмечает «значительное увеличение объема работ по услуге открытия торговых точек». Компания ITL, занявшая 20-е место, специализируется на аутсорсинге ИТ-услуг для ритейлеров. Судя по отмеченному спросу на услуги открытия магазинов, а также по динамике роста выручки ITL (50,9%) на фоне расширения географии ее услуг в регионы Сибирского, Дальневосточного и Северо-Западного округов, можно говорить об интересе к аутсорсингу ИТ-услуг в малоформатной региональной торговле.

Геннадий Тарантасов, коммерческий директор группы компаний «Корус Консалтинг», также отмечает, что «структура затрат компаний на ИТ сместилась с продуктов в сторону консалтинга». Выручка группы в 2023 г. увеличилась более, чем в полтора раза (на 56%) и составила ₽2,2 млрд. Это позволило «Корус Консалтингу» подняться на четыре строчки и занять 11-е место рейтинга.

Интернет-торговля и ИИ драйвят разработку цифровых решений

Развитие онлайн-торговли способствует росту спроса на разработку программных решений для ритейла, отмечает Марина Горелова, руководитель направления аккаунтинга SimbirSoft. Компания увеличила свой бизнес в сегменте цифровизации ритейла в 2023 г. почти вдвое (95,7%) и заняла 27-е место, показав выручку ₽537 млн. Рост связан не только с увеличением числа приложений, мобильных, веб и десктоп, но и с увеличением сложности и масштаба этих приложений.

Топ-10 поставщиков ИТ в ритейл

Совокупная выручка от проектов в рознице в 2023 г. (включая НДС, в ₽млн)
27 112
14 072
7 048
5 349
3 423
3 380
3 162
2 942
2 790
2 759

Потребности ритейлеров в аналитических решениях, в том числе с применением ИИ, растут не только из-за увеличивающегося объема данных, но и в связи с новыми задачами. Заметную положительную динамику (45,8%) продемонстрировала компания Retail Services, предлагающая специализированную аналитику для ритейлеров. Компания поднялась с 17-го на 12-е место. Вся выручка в 2023 г. связана с отраслью розничной торговли и составляет ₽2 млрд. Рост обеспечили как увеличение числа клиентов, так и спрос на дополнительные аналитические решения, сообщили в пресс-службе компании.

Интерес к решениям на базе ИИ, в том числе, генеративного интеллекта, подтверждается также результатами Arcsinus, занимающей 30-ю позицию в рейтинге. В прошлом году в организации создали отдел решений на базе ИИ. Бизнес компании увеличился за год более, чем в полтора раза (54%).

Импортозамещение и запрос на обеспечение ИБ

Все большая персонализация работы с покупателями и внедрение новых решений в различных областях деятельности ритейлеров требуют соответствующего уровня информационной безопасности. Эту тенденцию подтверждает рост выручки участников рейтинга, специализирующихся на ИБ.

«В 2023 году для ритейл-индустрии мы делали проекты в таких направлениях, как кибербезопасность данных и приложений, импортозамещение существовавших решений и миграция данных из них, различные проекты по внутренней автоматизации, в том числе с применением ИИ» — сообщили в пресс-службе компании «Крайон».

О процессе импортозамещения можно судить также по результатам компании Arenadata, чей профиль — решения для хранения и обработки данных. Она показала рост в сфере цифровизации ритейла в 345,2%, заработав ₽374 млн. «В минувшем году заметный темп роста нашей выручки в этом сегменте бизнеса был обеспечен расширением клиентской базы, а также увеличением продаж текущим клиентам за счет кросс-продаж и наращиванием инсталляционной базы ранее проданного ПО» — обратил внимание Юрий Рубцов, директор департамента Arenadata по работе с ритейлом, FMCG и фармкомпаниями.

Таким образом, можно сказать, что российский рынок цифровизации ритейла развивается вместе с отраслью, поддерживая движение крупных игроков в регионы, развитие малоформатной и интернет-торговли. Игроки ИТ-рынка предлагают ритейлерам не только современное оборудование, но и новые решения, в том числе в формате облачных сервисов, и аутсорсинг ИТ-услуг. Российские разработчики создают для ритейлеров мобильные решения, интеллектуальную аналитику для специализированных задач и продукты на базе ИИ. Ритейлеры сохраняют интерес к инструментам обеспечения информационной безопасности и продолжают переход на отечественные решения, импортозамещая продукты международных вендоров.

Светлана Мацкевич