Актуальность внедрения PIM-систем в России с каждым годом становится все сильнее. Компании все чаще избавляются от ручного управления товарным контентом, номенклатурой и распределения его по каналам. Это актуальный тренд ритейла и важная часть цифровизации бизнеса. Руслан Ишмаметов, независимый эксперт по цифровой трансформации и электронной торговле, и компания Compo Soft провели исследование, результаты которого помогут вам при поиске ответов: нужен ли вашей компании PIM; какие другие классы ИТ-решений и какие вендоры есть на российском рынке.
Что такое PIM
PIM (Product Information Management) — система для централизованного управления большими массивами данных о товарах. Данные могут включать: технические характеристики товаров, текстовое описание, маркетинговую информацию, фотографии, информацию о производителе, иногда даже наличии и ценах и т.д.
Все ERP-системы также позволяют управлять и хранить справочники товаров или услуг, но функциональные возможности ERP ограничены. MDM (Master Data Management) также отчасти выполняет функции работы с номенклатурой, но наиболее широкий и специализированный функционал для работы с номенклатурой есть только в решениях класса PIM.
На схеме отображены ключевые составляющие функционала PIM систем:
- получение данных из внешних источников (поставщики, партнеры, сторонние системы и источники данных);
- работа сотрудников с PIM и управление процессом работы с номенклатурой (обмен информацией, совместная работа, согласование);
- стандартизация процессов работы с номенклатурой (получение данных, обогащение, управление / согласование, публикация);
- выгрузка данных в различные каналы продаж или взаимодействия с клиентами.
PIM и финансовые показатели
Для успешного внедрения любой ИТ-системы необходимо ставить исключительно прагматичные цели. Попробуем определить их для PIM.
Дополнительные продажи
Непосредственно PIM не принесет дополнительных продаж, как, например, внедрение CRM системы. Однако PIM поможет навести порядок в номенклатуре, создать подробную карточку товара в CRM, ERP или на сайте, что отразится на продажах за счет следующих причин:
- дополнительный трафик на сайт;
- повышение конверсии в продажи:
- длительность взаимодействия с сайтом;
- большее количество товаров на сайте;
- скорость вывода товаров в продажу / на сайт;
- более эффективная работа менеджера по продажам (менеджер осведомлен о характеристиках товара);
- увеличение кросс-продаж;
- более эффективная работа функции поиска товаров.
Помимо увеличения продаж можно добиться оптимизации расходов:
- сокращение числа сотрудников, занимающихся заведением номенклатуры или увеличение количества товаров без увеличения штата;
- уменьшение обращений в контактный центр \ отдел продаж с очевидными вопросами;
- более предметные и менее длительные обращения;
- уменьшение количества ошибок, связанных с номенклатурой (на складе, пересортица, некорректная приемка / отгрузка, комплектация при производственных процессах и т.д.);
- сокращение затрат на производство маркетинговых материалов (например, каталогов продукции).
Список «эффектов» можно дополнить:
- удобство работы сотрудников;
- централизация хранения данных по номенклатуре;
- оперативность работы с товарной информацией внутри компании и т.д.
Все эти критерии вторичны:
- если сотрудники не являются критически важным ресурсом, они могут работать чуть в менее дружелюбном интерфейсе с меньшим функционалом или вручную собирать данные из разных систем в экселе;
- если время вывода товара на витрину задержится на неделю при длительности процесса продажи в полгода, то фактор скорости вывода товара на сайт может быть не критичен.
Когда речь идет о внедрении PIM (или любой другой системы) рекомендуется перевести выгоду от внедрения либо в дополнительные продажи, либо оптимизацию расходов, даже если это является опосредованным результатом внедрения ИТ-решения. Например, для одного клиента делалось экономическое обоснование внедрения PIM непосредственно на его показателях бизнеса.
Предпосылки внедрения PIM
Помимо целей в виде дополнительных продаж или оптимизации расходов есть конкретные предпосылки, наличие которых приводит к мысли о внедрении PIM.
- Планируется существенное расширение каталога товаров.
Системы PIM масштабируемы, что позволяет бизнесу легко расширяться и добавлять новые продукты; входить на новые рынки; добавлять модель работы типа дропшиппинг, которая может кратно увеличить ассортимент. - Планируется расширение каналов сбыта существующего ассортимента, особенно электронных каналов.
При работе с несколькими каналами продаж, например, с несколькими маркетплейсами, каталог умножается на количество каналов и происходит радикальное усложнение работы с товарами. - Данные о товарах распределены в разных системах предприятия, возникают конфликты данных, данные дублируются.
Необходима централизация данных о товарах. В бизнес и ИТ-целях рекомендуется пересобрать ИТ-архитектуру с единым решением для работы с товарными данными. PIM позволяет объединять всю информацию о товарах в одном месте, что обеспечивает единообразие и доступность данных. Широкие возможности по интеграции обеспечивают возможность интегрировать решение в любой ИТ-ландшафт. - Низкое качество данных влекущее ошибки в работе и лишние издержки
Требуется повышение качества данных и сокращение рисков и ошибок. Системы PIM помогают обеспечить точность, полноту и актуальность информации о продуктах, что важно, как для внутренних служб (продажи, склад, логистика, закупки, производство, бухгалтерия), так и для потребителей. Автоматизация и стандартизация процессов уменьшает вероятность ошибок, связанных с ручным вводом данных или дублированием информации.
- Управление каталогом занимаются пять и более человек
Требуется эффективное управление каталогом: удобное управление большими каталогами товаров; управление процессами добавления, согласования, публикации, дистрибуции контента. Автоматизация процессов: Возможности автоматизации для упрощения и ускорения работы.
- На сайте не представлена продукция или плохие описания товаров
Сайт может стать дополнительным источником заявок или заказов при наличии качественного каталога продукции. - Требуется большое количество интеграций как с внешними системами (маркетплейсы, мобильное приложение), так и внутренними системами (ERP, CRM, BI и т.д.)
Быстрая интеграция с другими платформами: PIM облегчает интеграцию с различными электронными торговыми платформами, ERP-системами и другими инструментами управления. - Планируется выход на новые рынки
Мультиязычность и локализация: Поддержка множества языков и локализаций, что критично для глобальных рынков. - Каталог товаров администрируется различными отделами компании
Улучшенное сотрудничество внутри команды: Упрощает совместную работу различных отделов (маркетинг, продажи, управление товарными запасами) над информацией о товарах. - Потребность в срочном и быстром выводе товаров в продажу
Ускорение вывода продуктов на рынок, смена товарной матрицы: Быстрое добавление новых продуктов и обновление информации о существующих, что позволяет оперативно реагировать на рыночные тренды. Происходит более быстрое вымывание ассортимента, приходится вносить новые товары чаще, чем это было два-три года назад и в более сжатые сроки. - Планируете реализовать на сайте качественный поиск товаров, фильтры и сортировки товаров или блоки кросс-продаж
PIM позволит обогатить товарный контент, по которому будет эффективно работать поисковый механизм, а также даст инструментарий для управления фильтрами и блоками «С этим товаром покупают», «Похожие товары» и др. - Планируете доработать ERP, чтобы стало удобнее работать с номенклатурой
ERP не отвечает требованиям создания товаров, требуется кастомизация системы.
Необходимую гибкость настройки системы под специфические нужды бизнеса обеспечит PIM.
Отличия PIM систем от MDM и ERP
При поиске решения задач совершенствования работы с номенклатурой вы можете столкнуться с разными рекомендациями:
- разработчики учетных систем / ERP вам предложат доработать ERP и настроить процесс в учетной системе;
- веб-студии, занимающиеся разработкой интернет-магазинов, советуют хранить информацию о товарах на сайтах / интернет-магазинах / CMS (content management system);
- вендоры MDM решений и их партнеры, порекомендуют MDM решения;
- вендоры PIM и их партнеры — PIM;
- команды, делающие заказную разработку, предложат написать с «0» микросервисы.
Все участники ИТ-рынка будут по-своему правы, но важно все же разобраться в отличии систем и определиться с условиями, когда применимо то или иное решение.
ERP содержит данные о товаре. Часто это учетные минимальные данные о товаре: артикульный номер / id, наименование, 3-5-10 ключевых атрибутов, упаковка, вгх, поставщик. Если вывести эти данные на витрину, данных будет недостаточно для принятия решения о покупке покупателем. Если вашему бизнесу достаточно функции идентификации товара в системе, то ERP системы может быть достаточно.
CMS — достаточно распространенный способ работы с товарным контентом при наличии интернет-магазина. ERP содержит ключевые характеристики. CMS — расширенные для интернет-магазина. Недостатками такого способа работы будут:
- неприспособленность CMS для задач управление товарами;
- отсутствии «омниканальности», т.е. на сайте будут одни данные, в CRM или в ERP менеджеры будут консультировать клиента по другим данным.
MDM системы могут содержать разные данные: сотрудники, поставщики, филиалы, клиенты, товары и т.д. Можно сказать, что PIM — это MDM система для управления только товарами. По этой причине в рамках одного тендера стоит рассматривать MDM системы наравне с PIM. Тем не менее к PIM системам вы вправе предъявлять самые строгие и расширенные требования по управлению номенклатурой.
Писать систему или микросервисы под свои задачи может быть целесообразно, но это исключительные случаи, которые мы не будем рассматривать. Мы последовательно будем отстаивать позицию: «хватить писать код».
Виды PIM-систем
PIM системы можно поделить по признаку «тип установки»:
- Коробочные решения или on-premise. Данные системы устанавливаются на сервера или в частное облако. Обычно предполагается оплата годовой лицензии и ее продления.
Данные системы могут быть с открытым кодом, т.е. систему можно дорабатывать, или с закрытым кодом — система имеет ограничения на доработку.
Отдельно можно выделить Open Source решения, которые разрабатываются и поддерживаются сообществом энтузиастов. Open Source решения в большинстве своем бесплатные, но иногда предлагается платная лицензия с расширенной версией системы или дополнительными сервисами.
- Облачные PIM или cloud / saas. Вы пользуетесь готовой системой, которая расположена в облаке. Такие системы не являются гибкими и подходят компаниям с типовыми бизнес-процессами.
Также условно можно поделить PIM системы на универсальные — для управления номенклатурой и PIM для работы с маркетплейсами. Есть группа решений, которые обозначают главной задачей вывод товаров на маркетплейсы и управление ими.
Список рассматриваемых в статье решений
В первую очередь мы рассматриваем решения PIM следующих вендоров: Compo, Ensi, Brandquard, PimCore, Catalog App. Формальное, табличное сравнение PIM систем приведено ниже.
Получить полное сравнение PIM систем
В этой статье мы коснулись базовых аспектов выбора PIM-систем и предпосылок внедрения. Важен также и сам процесс управления товарным контентом и его реализация в разных системах. Важны сценарии использования систем в типовых процессах управления номенклатурой. Перед выбором вендора и интегратора необходимо чётко понимать как должна работать PIM-система в вашей компании, какие функции выполнять и на основе этой информации принимать решение.
■ erid:LjN8Juv1EРекламодатель: ООО «Компо Софт»ИНН/ОГРН: 7726677170/1117746420263Сайт: http://www.compo.ru