Спецпроекты

На страницу обзора
Системы управления ассортиментом: что нужно знать о PIM

Актуальность внедрения PIM-систем в России с каждым годом становится все сильнее. Компании все чаще избавляются от ручного управления товарным контентом, номенклатурой и распределения его по каналам. Это актуальный тренд ритейла и важная часть цифровизации бизнеса. Руслан Ишмаметов, независимый эксперт по цифровой трансформации и электронной торговле, и компания Compo Soft провели исследование, результаты которого помогут вам при поиске ответов: нужен ли вашей компании PIM; какие другие классы ИТ-решений и какие вендоры есть на российском рынке.

Что такое PIM

PIM (Product Information Management) — система для централизованного управления большими массивами данных о товарах. Данные могут включать: технические характеристики товаров, текстовое описание, маркетинговую информацию, фотографии, информацию о производителе, иногда даже наличии и ценах и т.д.

Все ERP-системы также позволяют управлять и хранить справочники товаров или услуг, но функциональные возможности ERP ограничены. MDM (Master Data Management) также отчасти выполняет функции работы с номенклатурой, но наиболее широкий и специализированный функционал для работы с номенклатурой есть только в решениях класса PIM.

Компания Compo Soft провела исследование, результаты которого помогут понять, нужен ли вашей компании PIM

Кейсы Compo PIM:

В компании по комплексному обслуживанию ресторанов и кафе управление товарным каталогом было настроено в 1C:ERP. Функционал 1C:ERP был доработан для более удобной работы контент-менеджеров. Данные из 1C:ERP передавались в интернет-магазин 1C:Битрикс.

Перевод функции управления каталогом из 1C:ERP в Compo PIM позволил компании: увеличить количество описаний товаров; систематизировать процесс наполнения карточки товара; ввести дополнительные функции обогащенного поиска на сайте (опечатки, синонимы); ввести вариативность каталогов для разных каналов продаж.

Ключевые составляющие функционала PIM-систем

На схеме отображены ключевые составляющие функционала PIM систем:

  • получение данных из внешних источников (поставщики, партнеры, сторонние системы и источники данных);
  • работа сотрудников с PIM и управление процессом работы с номенклатурой (обмен информацией, совместная работа, согласование);
  • стандартизация процессов работы с номенклатурой (получение данных, обогащение, управление / согласование, публикация);
  • выгрузка данных в различные каналы продаж или взаимодействия с клиентами.

PIM и финансовые показатели

Для успешного внедрения любой ИТ-системы необходимо ставить исключительно прагматичные цели. Попробуем определить их для PIM.

Дополнительные продажи

Непосредственно PIM не принесет дополнительных продаж, как, например, внедрение CRM системы. Однако PIM поможет навести порядок в номенклатуре, создать подробную карточку товара в CRM, ERP или на сайте, что отразится на продажах за счет следующих причин:

  • дополнительный трафик на сайт;
  • повышение конверсии в продажи:
    • длительность взаимодействия с сайтом;
    • большее количество товаров на сайте;
    • скорость вывода товаров в продажу / на сайт;
    • более эффективная работа менеджера по продажам (менеджер осведомлен о характеристиках товара);
    • увеличение кросс-продаж;
    • более эффективная работа функции поиска товаров.

Помимо увеличения продаж можно добиться оптимизации расходов:

  • сокращение числа сотрудников, занимающихся заведением номенклатуры или увеличение количества товаров без увеличения штата;
  • уменьшение обращений в контактный центр \ отдел продаж с очевидными вопросами;
  • более предметные и менее длительные обращения;
  • уменьшение количества ошибок, связанных с номенклатурой (на складе, пересортица, некорректная приемка / отгрузка, комплектация при производственных процессах и т.д.);
  • сокращение затрат на производство маркетинговых материалов (например, каталогов продукции).

Список «эффектов» можно дополнить:

  • удобство работы сотрудников;
  • централизация хранения данных по номенклатуре;
  • оперативность работы с товарной информацией внутри компании и т.д.

Все эти критерии вторичны:

  • если сотрудники не являются критически важным ресурсом, они могут работать чуть в менее дружелюбном интерфейсе с меньшим функционалом или вручную собирать данные из разных систем в экселе;
  • если время вывода товара на витрину задержится на неделю при длительности процесса продажи в полгода, то фактор скорости вывода товара на сайт может быть не критичен.

Когда речь идет о внедрении PIM (или любой другой системы) рекомендуется перевести выгоду от внедрения либо в дополнительные продажи, либо оптимизацию расходов, даже если это является опосредованным результатом внедрения ИТ-решения. Например, для одного клиента делалось экономическое обоснование внедрения PIM непосредственно на его показателях бизнеса.

Кейс Compo PIM:

В компании Compo создана практика бизнес-анализа. Задача практики в том, чтобы помочь клиенту в формировании бизнес-целей и задач по проектам управления товарным каталогом и в целом всеми данными заказчиков, проектам электронной торговли. В рамках этой практики сотрудники уже не раз помогали заказчикам в обосновании внедрения PIM системы на основе вводных данных заказчика. Материалы использовались сотрудниками заказчиков для внутренних процедур согласования проектов.

Предпосылки внедрения PIM

Помимо целей в виде дополнительных продаж или оптимизации расходов есть конкретные предпосылки, наличие которых приводит к мысли о внедрении PIM.

  • Планируется существенное расширение каталога товаров.
    Системы PIM масштабируемы, что позволяет бизнесу легко расширяться и добавлять новые продукты; входить на новые рынки; добавлять модель работы типа дропшиппинг, которая может кратно увеличить ассортимент.
  • Планируется расширение каналов сбыта существующего ассортимента, особенно электронных каналов.
    При работе с несколькими каналами продаж, например, с несколькими маркетплейсами, каталог умножается на количество каналов и происходит радикальное усложнение работы с товарами.
  • Данные о товарах распределены в разных системах предприятия, возникают конфликты данных, данные дублируются.
    Необходима централизация данных о товарах. В бизнес и ИТ-целях рекомендуется пересобрать ИТ-архитектуру с единым решением для работы с товарными данными. PIM позволяет объединять всю информацию о товарах в одном месте, что обеспечивает единообразие и доступность данных. Широкие возможности по интеграции обеспечивают возможность интегрировать решение в любой ИТ-ландшафт.
  • Низкое качество данных влекущее ошибки в работе и лишние издержки
    Требуется повышение качества данных и сокращение рисков и ошибок. Системы PIM помогают обеспечить точность, полноту и актуальность информации о продуктах, что важно, как для внутренних служб (продажи, склад, логистика, закупки, производство, бухгалтерия), так и для потребителей. Автоматизация и стандартизация процессов уменьшает вероятность ошибок, связанных с ручным вводом данных или дублированием информации.
Системы PIM помогают обеспечить точность, полноту и актуальность информации о продуктах
  • Управление каталогом занимаются пять и более человек
    Требуется эффективное управление каталогом: удобное управление большими каталогами товаров; управление процессами добавления, согласования, публикации, дистрибуции контента. Автоматизация процессов: Возможности автоматизации для упрощения и ускорения работы.
  • На сайте не представлена продукция или плохие описания товаров
    Сайт может стать дополнительным источником заявок или заказов при наличии качественного каталога продукции.
  • Требуется большое количество интеграций как с внешними системами (маркетплейсы, мобильное приложение), так и внутренними системами (ERP, CRM, BI и т.д.)
    Быстрая интеграция с другими платформами: PIM облегчает интеграцию с различными электронными торговыми платформами, ERP-системами и другими инструментами управления.
  • Планируется выход на новые рынки
    Мультиязычность и локализация: Поддержка множества языков и локализаций, что критично для глобальных рынков.
  • Каталог товаров администрируется различными отделами компании
    Улучшенное сотрудничество внутри команды: Упрощает совместную работу различных отделов (маркетинг, продажи, управление товарными запасами) над информацией о товарах.
  • Потребность в срочном и быстром выводе товаров в продажу
    Ускорение вывода продуктов на рынок, смена товарной матрицы: Быстрое добавление новых продуктов и обновление информации о существующих, что позволяет оперативно реагировать на рыночные тренды. Происходит более быстрое вымывание ассортимента, приходится вносить новые товары чаще, чем это было два-три года назад и в более сжатые сроки.
  • Планируете реализовать на сайте качественный поиск товаров, фильтры и сортировки товаров или блоки кросс-продаж
    PIM позволит обогатить товарный контент, по которому будет эффективно работать поисковый механизм, а также даст инструментарий для управления фильтрами и блоками «С этим товаром покупают», «Похожие товары» и др.
  • Планируете доработать ERP, чтобы стало удобнее работать с номенклатурой
    ERP не отвечает требованиям создания товаров, требуется кастомизация системы.
    Необходимую гибкость настройки системы под специфические нужды бизнеса обеспечит PIM.

Кейс Compo PIM

Частый запрос заказчиков — выход на маркетплейсы. Подобные задачи были реализованы для нескольких крупных производителей и дистрибьюторов в следующих отраслях: продукты питания, FMCG, электроника, автозапчасти и спортивные товары. В этом случае Compo PIM позволяет: трансформировать из мастер-каталога несколько каталогов под конкретные требования маркетплейсов; настроить интеграции с маркетплейсами; значительно увеличить количество SKU и скорость подготовки карточек товаров (либо новых товаров, либо под новые маркетплейсы); упростить изменения уже существующих карточек.

Другая задача, которую помогает решить Compo PIM — предоставление доступа поставщикам товаров к заполнению карточек товаров. Этот функционал был реализован в рамках проекта для системного интегратора X-Com. За счет гибкого функционала по формированию шаблонов, правил заполнения, статусной модели согласования публикации товаров Compo PIM эффективно решает эту задачу.

Compo PIM обладает гибким функционалом по формированию шаблонов

Отличия PIM систем от MDM и ERP

При поиске решения задач совершенствования работы с номенклатурой вы можете столкнуться с разными рекомендациями:

  • разработчики учетных систем / ERP вам предложат доработать ERP и настроить процесс в учетной системе;
  • веб-студии, занимающиеся разработкой интернет-магазинов, советуют хранить информацию о товарах на сайтах / интернет-магазинах / CMS (content management system);
  • вендоры MDM решений и их партнеры, порекомендуют MDM решения;
  • вендоры PIM и их партнеры — PIM;
  • команды, делающие заказную разработку, предложат написать с «0» микросервисы.

Все участники ИТ-рынка будут по-своему правы, но важно все же разобраться в отличии систем и определиться с условиями, когда применимо то или иное решение.

ERP содержит данные о товаре. Часто это учетные минимальные данные о товаре: артикульный номер / id, наименование, 3-5-10 ключевых атрибутов, упаковка, вгх, поставщик. Если вывести эти данные на витрину, данных будет недостаточно для принятия решения о покупке покупателем. Если вашему бизнесу достаточно функции идентификации товара в системе, то ERP системы может быть достаточно.

CMS — достаточно распространенный способ работы с товарным контентом при наличии интернет-магазина. ERP содержит ключевые характеристики. CMS — расширенные для интернет-магазина. Недостатками такого способа работы будут:

  • неприспособленность CMS для задач управление товарами;
  • отсутствии «омниканальности», т.е. на сайте будут одни данные, в CRM или в ERP менеджеры будут консультировать клиента по другим данным.

MDM системы могут содержать разные данные: сотрудники, поставщики, филиалы, клиенты, товары и т.д. Можно сказать, что PIM — это MDM система для управления только товарами. По этой причине в рамках одного тендера стоит рассматривать MDM системы наравне с PIM. Тем не менее к PIM системам вы вправе предъявлять самые строгие и расширенные требования по управлению номенклатурой.

Писать систему или микросервисы под свои задачи может быть целесообразно, но это исключительные случаи, которые мы не будем рассматривать. Мы последовательно будем отстаивать позицию: «хватить писать код».

Кейс Compo PIM:

На этапе бизнес-анализа мы изучаем цели и задачи бизнеса и то, как они решаются. В некоторых случаях мы обращаемся в наш отдел разработки 1С с целью проанализировать доработки 1С заказчика, которые могут заменить именно в конкретном случае PIM-решение.

Также были разработан Compo DAM и MDM для целей комплексного управления данными заказчиков. В большинстве проектов эти решения применяются комплексно. Частая практика заказчиков Compo PIM хранить на стороне PIM: склады, остатки товаров, цены, что не является типовым функционалом PIM-решений.

Виды PIM-систем

PIM системы можно поделить по признаку «тип установки»:

Данные системы могут быть с открытым кодом, т.е. систему можно дорабатывать, или с закрытым кодом — система имеет ограничения на доработку.

Отдельно можно выделить Open Source решения, которые разрабатываются и поддерживаются сообществом энтузиастов. Open Source решения в большинстве своем бесплатные, но иногда предлагается платная лицензия с расширенной версией системы или дополнительными сервисами.

  • Облачные PIM или cloud / saas. Вы пользуетесь готовой системой, которая расположена в облаке. Такие системы не являются гибкими и подходят компаниям с типовыми бизнес-процессами.

Также условно можно поделить PIM системы на универсальные — для управления номенклатурой и PIM для работы с маркетплейсами. Есть группа решений, которые обозначают главной задачей вывод товаров на маркетплейсы и управление ими.

Кейс Compo PIM:

Для заказчиков доступны версии как on-premise, так и cloud. Система с открытым кодом и на некоторых проектах разработчики заказчика участвуют во внедрении проекта, чтобы получить необходимые компетенции дальнейшей самостоятельной поддержки решения. В некоторых проектах эти 2 схемы работают одновременно: Compo PIM позволил для нескольких заказчиков для хранения файлов, картинок и документов подключать отдельное облачное хранилище, чтобы не зависеть от ограничений сервера.

Отдельно можно отметить отраслевую специализацию PIM решений: Compo Auto и Compo Electo. Эти решения заточены для решения задач в сфере автозапчастей и электротехнических товаров соответственно.

Список рассматриваемых в статье решений

В первую очередь мы рассматриваем решения PIM следующих вендоров: Compo, Ensi, Brandquard, PimCore, Catalog App. Формальное, табличное сравнение PIM систем приведено ниже.

Данные предоставлены компанией Compo на основании информации из открытых источников

Получить полное сравнение PIM систем

В этой статье мы коснулись базовых аспектов выбора PIM-систем и предпосылок внедрения. Важен также и сам процесс управления товарным контентом и его реализация в разных системах. Важны сценарии использования систем в типовых процессах управления номенклатурой. Перед выбором вендора и интегратора необходимо чётко понимать как должна работать PIM-система в вашей компании, какие функции выполнять и на основе этой информации принимать решение.

erid:LjN8Juv1EРекламодатель: ООО «Компо Софт»ИНН/ОГРН: 7726677170/1117746420263Сайт: http://www.compo.ru