Статья

Главные ИТ-темы в ритейле: 54-ФЗ, управление лояльностью и поиск недорогих альтернатив

Ритейл
мобильная версия
, Текст: Наталья Рудычева / Фото: photogenica.ru

Как развивается российский рынок ИТ в розничной торговле? Какие ИТ-решения могут помочь ритейлерам сохранить конкурентоспособность? Готов ли рынок предоставить ритейлерам ИТ-сервисы необходимого качества? Об этом говорили участники организованного CNews Conferences и CNews Analytics круглого стола «ИКТ в ритейле 2016» .

Согласно данным Росстата, по итогам 2015 г. оборот розничной торговли в России составил ₽27 575,7 млрд против ₽26 356,2 млрд в 2014 г. В сопоставимых ценах (с учетом инфляции) в 2015 г. российский рынок розничной торговли сократился на 10%. Расходы ритейлеров на ИТ напрямую зависят от их прибыли и составляют в среднем около 1,5–2%. В 2015 г. существенное влияние на развитие рынка ИТ в ритейле также оказало снижение курса национальной валюты. Стоимость иностранного оборудования и ПО в рублях существенно увеличилась, а поскольку ИТ-бюджеты верстались заранее, исходя из прогнозов курса доллара, более оптимистичных, чем наступившая реальность, они оказались заметно меньше планируемых, что, разумеется, отразилось на структуре расходов.

Что предлагает ритейлу ИТ-рынок

Сегодня в большинстве крупных российских предприятий уже созданы и эксплуатируются отказоустойчивые серверные системы, имеются надежные и дублированные каналы связи, функциональное программное обеспечение и консалтинговые команды, готовые к его внедрению. В текущей экономической ситуации преимущество получают операционно-эффективные торговые сети, которые имеют возможность не просто выживать, но и развиваться, говорит Александр Заржецкий, руководитель дирекции реализации интеграционных проектов «1С-Рарус».

В 2015 г. компанией был реализован проект внедрения ERP-системы в розничной торговой сети «Билайн». Он стартовал в июле 2015 г. На первом этапе было проведено пилотирование фронт-процессов для минимизации рисков падения продаж в 10 торговых точках одного филиала «Билайн». В результате была сформирована внутренняя структура БД, по которой можно изменять механику отчетов, и доказана работоспособность системы в офисах продаж. На втором этапе – в ноябре 2015 г. – было организовано тиражирование процессов на Россию и полное замещение старой системы.

План проекта внедрения ERP


Источник: «1С-Рарус», 2016

Сегодня система обеспечивает полную техническую поддержку решения, в том числе удаленное развертывание системы в регионах, консультации пользователей, прием заявок и исправление ошибок учета, а также проведение регламентных операций.

Одним из способов повышения операционной эффективности торговых сетей является проведение маркетинговых акций. Сегодня ритейлеры стремятся влиять на них путем формирования наиболее выгодных предложений для различных групп покупателей. Александр Беляков, руководитель отдела разработки ПО «Сервис Плюс», рассказал участникам круглого стола о решении, реализованном в одной из крупных федеральных торговых сетей. Использование системы управления программой лояльности позволило просчитать, как запуск акции «Скидка 5% на покупки от 500 руб» скажется на различных группах покупателей.

Эффективность скидки на 5% при покупке от p500


Источник: «Сервис Плюс», 2016

В результате организаторы маркетингового мероприятия смогли не просто пост-фактум оценить эффект ее проведения, а заранее спрогнозировать изменение поведения участников программы лояльности, доходы и потери от данной активности.

Важной статьей ИТ-расходов является обеспечение соответствия новым законодательным требованиям. По словам Юлии Русиновой, руководителя направления фискальных решений АТОЛ, в июле 2016 г. ожидается вступление в силу 54-ФЗ, предусматривающего передачу в электронном виде в ФНС информации о расчетах торговой сети с покупателями.

Пример бюджета на модернизацию контрольно-кассовой техники (ККТ)


Источник: АТОЛ, 2016

Таким образом, к 2017 г. ритейлеры должны будут провести модернизацию кассового ПО и кассовых аппаратов с тем, чтобы они могли формировать электронные чеки и передавать их в налоговые органы через оператора фискальных данных. Юлия Русинова настоятельно рекомендовала участникам рынка не откладывать этот процесс на последний момент. Тем более что затраты на модернизацию при грамотной организации не слишком высоки.

Из первых уст

О том, как меняется розничный бизнес под влиянием технологий, рассказал Николай Зайцев, советник по ИТ компании «Л’Этуаль». Сегодня практически все головные офисы компаний обеспечены современной ИКТ-инфраструктурой. На место традиционных сисадминов приходят операторы баз данных, аналитики и ИТ-менеджеры. Автоматизированные системы помогают анализировать всю имеющуюся информацию, выявлять закономерности и прогнозировать развитие бизнеса. Приходящие на смену простым кассовым аппаратам POS-терминалы реагируют на запросы и поведение покупателя в режиме реального времени. Все большую популярность приобретает цифровая реклама и видеоаналитика в торговых залах. Технологичной становится также сфера управления персоналом, оснащенная автоматизированной системой мотивации, внутреннего рекрутинга и дистанционного обучения.

В качестве иллюстрации сказанного участники круглого стола получили возможность услышать сразу о нескольких интересных ИТ-проектах, реализованных в 2015–2016 гг. Так, по словам Ильи Садовенко, директора по информационным технологиям европейского региона MaryKay, особенности бизнеса компании, специализирующейся на прямых продажах парфюмерии и косметики, предполагают проведение массовых мотивационных мероприятий, число участников которых достигает 12–15 тыс. человек.Компания столкнулась с необходимостью автоматизации процесса распространения  билетов и дальнейшей работы с их посетителями. Готовых решений на российском рынке не нашлось, поэтому MaryKay решила пойти по пути использования продукта западного разработчика по модели SaaS. Пилотное тестирование было проведено в рамках мероприятия на 800 чел. Сегодня MaryKay успешно продает через интернет билеты на все свои мероприятия. Благодаря наличию информации о покупателях существенно упростился процесс их регистрации, размещения в зале, управления ходом мероприятия и движением потока посетителей. 

Сеть магазинов «Леруа Мерлен» в 2015 г. приступила к реализации концепции омниканальности. По словам Петра Асратяна, директора программ по модернизации информационных систем «Леруа Мерлен», при определении основных принципов создания решения учитывались требования к нему как со стороны бизнеса, так и со стороны пользователей. В результате в основу была положена SOA-архитектура, обеспечивающая модульность и гибкость, свободный обмен информацией, единство, качество и безопасность данных и функций. Сегодня все необходимые данные хранятся в единой базе, которая отделена от расчетов специальной шиной, что позволяет снизить нагрузку на хранилище, обеспечить его безопасность и одновременно быстро и удобно добавлять новые функции.

О путях повышения эффективности торгового предприятия с помощью ИТ рассказал Максим Коньков, руководитель ИТ-отдела компании «Mr.Сумкин». В компании успешно завершено объединение всех магазинов в единое информационное пространство, сформирована сервисная структура, внедрено SLA. Задачами последнего времени стали устранение причин и предотвращение потенциальных сбоев, а также оптимизация затрат на запросы пользователей. Было принято решение о внедрении ежемесячной оценки деятельности ИТ-подразделения руководителями всех остальных отделов и формировании бюджета на улучшение инфраструктуры (приобретение ПО, «железа» и т.д.) для каждого отдела. В результате удалось добиться существенного сокращения заявок в службу технической поддержки и соответственного сокращения расходов на выезды в магазины и на привлечение внешних ИТ-специалистов. Также это привело к оптимизации использования ИТ-инфраструктуры и сокращению расходов на ее поддержку.

О том, как организован обмен документами с ритейлерами, рассказал Игорь Кастильо, менеджер по реализации бизнес-проектов компании «Паулиг Рус». Первая EDI-платформа была внедрена компанией в России в 2010 г. На сегодняшний день к ней подключены все федеральные торговые сети, реализована возможность обмена юридически значимыми электронными документами. Через систему проходит около 55% отгрузок и 65% заказов, поступающих в компанию.

EDI как средство общения с ритейлером


Источник: «Паулиг Рус», 2016

В дальнейших планах – подключение локальных розничных сетей и увеличение доли отгрузок через EDI до 70%. Также компания готова предоставить возможность ритейлерам управлять поставками товара с помощью VMI.

Наталья Рудычева



Презентации участников форума

Презентация Кураш Антон, модератор конференции
ИТ в ритейле 2016: Статистика. Примеры. Перспективы
Презентация Беляков Александр, руководитель отдела разработки ПО, Сервис Плюс
Лояльность. Сколько стоит покупатель
Презентация Заржецкий Александр, руководитель дирекции реализации интеграционных проектов, 1С-Рарус
Как сменить ERP-систему в условиях российского кризиса: хроника одного проекта
Презентация Русинова Юлия, руководитель направления фискальных решений АТОЛ
Изменение 54 ФЗ, новые правила торговли
Презентация Садовенко Илья, директор по информационным технологиям Европейского региона MaryKay
Использования SaaS для полной модернизации и развития одной из ключевых функций бизнеса
Презентация Асратян Петр, директор программ по модернизации информационных систем Леруа Мерлен
Три взгляда на омниканальность
Презентация Зайцев Николай, советник по IT Лэтуаль
Цифровые стратегии развития бизнеса
Презентация Коньков Максим, руководитель IT отдела mr. Сумкин
Как повысить эффективность с помощью IT
Презентация Кастильо Игорь, менеджер по реализации бизнес проектов Паулиг Рус
ИТ-инструменты для работы с ритейлом: СЭД и СРМ
Презентация Скачать архив целиком