Интервью

Почему переход на онлайн-кассы может занять полгода

Ритейл Розница Общепит Интернет
мобильная версия
, Текст: Наталья Рудычева

В 2017 г. все торговые предприятия России должны обеспечить передачу кассовых чеков в Федеральную налоговую службу в режиме онлайн. О том, как подготовиться к новым правилам работы, с какими сложностями могут столкнуться ритейлеры и какова стоимость модернизации оборудования и программного обеспечения в интервью CNews рассказал Алексей Макаров, президент компании «Атол».

CNews: 4 июля 2016 года президент Владимир Путин подписал 54-ФЗ, согласно которому розничные предприятия должны будут переходить от обычных кассовых аппаратов к онлайн-кассам. Готовы ли к таким изменениям ритейлеры?

Алексей Макаров: Несмотря на то, что все крупные производители контрольно-кассовой техники заблаговременно начали подготовку к переходу на новое оборудование, пока закон не был подписан, ритейлеры не проявляли к нему особого интереса. На сегодня, когда закон принят и стало ясно, что обозначенные в нем сроки не изменятся, работа активизировалась.

С 1 сентября 2016 года ритейлеры могут начать модернизировать имеющуюся у них кассовую технику или закупать новую. Например, на сегодняшний день в реестр контрольно-кассовой техники внесено 2 модели, еще 20 находятся на рассмотрении. Надеюсь, скоро в нем появится еще целый ряд касс, соответствующих новым требованиям.

CNews: Были ли пилотные проекты по внедрению онлайн-касс?

Алексей Макаров: 1 августа 2014 года Федеральная налоговая служба запустила пилотные проекты в четырех субъектах федерации – Москве, Московской области, Татарстане и Калужской области. В пилотах, которые продолжались полгода, участвовали около 4000 кассовых аппаратов, установленных у самых разных ритейлеров. По результатам проектов в идеологию системы были внесены необходимые коррективы.

Вообще, процесс обсуждения реформы был максимально открытым. Новый федеральный закон на всех этапах активно обсуждался и с профессиональным сообществом разработчиков контрольно-кассовой техники, и с ритейлерами. На его подготовку ФНС России потребовалось более 2 лет.

CNews: Как будет строиться взаимодействие торгового предприятия и ФНС после 1 января 2017 г.?

Алексей Макаров: Законом предусмотрено несколько ключевых изменений, касающихся использования контрольно-кассовой техники. Основное из них – данные с кассового аппарата должны в режиме онлайн направляться в Федеральную налоговую службу. Но направляться не напрямую, а через операторов фискальных данных. Операторы фискальных данных будут работать по тем же принципам, что и операторы электронного документооборота, через которых большинство юридических лиц сдает налоговую отчетность в ФНС, – они обеспечивают технологическую возможность электронного взаимодействия ведомства и пользователей.

Все пользователи контрольно-кассовой техники должны подключиться к операторам фискальных данных и передавать им кассовые чеки. Затем операторы фискальных данных отправят их в Федеральную налоговую службу. Таким образом, налоговая служба получит первичные данные о продажах каждого торгового предприятия в режиме онлайн.

Вторым важным изменением является то, что если раньше ритейлеры были обязаны заключать договор на техническое обслуживание с центрами технического обслуживания (ЦТО) и платить им за это абонентскую плату, то теперь они могут сами решать, каким образом обслуживать кассы – силами собственной ИТ-службы, оплачивая услуги специалистов в случае поломки оборудования и пр. Таким образом, расходы ритейлера, связанные с обязательным заключением договора с оператором фискальных данных, могут быть скомпенсированы снижением затрат на обслуживание ККТ.

Еще одно важное изменение – это возможность постановки контрольно-кассовой техники на учет в электронном виде. Раньше после покупки кассы пользователь заключал договор с центром технического обслуживания, а затем нес ее на регистрацию в налоговую инспекцию. Сегодня можно через личный кабинет налогоплательщика с помощью электронной цифровой подписи удаленно подать электронное заявление и зарегистрировать кассу. Понятно, что это значительно быстрее и дешевле.

И последнее изменение. Поскольку кассы должны работать в режиме онлайн, все торговые точки обязаны подключиться к интернету. Если связь вдруг прервется, чеки будут собираться в фискальном накопителе, и при первой возможности касса отправит их оператору фискальных данных и получит от него подтверждение доставки. В фискальном накопителе чеки могут храниться до 30 дней, поэтому даже значительные технические проблемы не должны существенно повлиять на работу ритейлера – он будет продолжать обслуживать покупателей.

CNews: Какая модернизация потребуется торговым предприятиям? Обязательно ли им покупать новую ККТ или можно модернизировать уже имеющуюся?

Алексей Макаров: Все зависит от того, какую технику продавец использует сегодня. Большая часть оборудования, купленного в последние годы, подлежит модернизации.

Ритейлерам необходимо обратиться к производителям контрольно-кассовой техники и выяснить, возможна ли модернизация оборудования, которое они используют. Если модернизация невозможна, то надо приобрести и зарегистрировать новую кассовую технику. Сделать это можно до 1 июля 2017 года. Замену кассы лучше всего приурочить к моменту окончания срока службы ЭКЛЗ. Вместо покупки нового ЭКЛЗ за те же самые деньги необходимо установить фискальный накопитель.

Также хочу отметить, что Атол принял решение предоставить пользователям оборудования FPrint возможность бесплатной модернизации кассы в соответствии с новыми требованиями 54-ФЗ, если эта ККТ была произведена с 15-го июля текущего года.

CNews: Какова минимальная стоимость кассового аппарата, который должны будут приобрести небольшие торговые предприятия?

Алексей Макаров: Пока еще производители не объявили цены на новое оборудование. Но я думаю, что простейшая касса будет стоить не дороже 15000 рублей. Кроме того, стоимость эксплуатации онлайн-кассы будет ниже, чем используемой сейчас.

CNews: Как новый закон изменит порядок работы интернет-магазинов?

Алексей Макаров: Если вы рассчитываетесь за покупку в электронном виде (например, приобретаете музыку или книги), то теперь интернет-магазин должен предоставить вам электронный чек, который, согласно новой редакции закона, может быть отправлен на ваш e-mail или мобильный телефон.

Если вы заказываете в интернет-магазине товар с доставкой на дом, курьер должен будет распечатать кассовый чек при расчете.

CNews: Как изменится работа кассира на онлайн-кассе?

Алексей Макаров: Кассовый аппарат будет самостоятельно передавать данные в Федеральную налоговую службу, поэтому на работе кассира это отразится только в случае, если покупатель захочет получить электронный чек. Он должен будет сообщить кассиру свой email или номер мобильного телефона, на который его необходимо прислать.

CNews: Какие требования к каналам передачи данных предъявляет система?

Алексей Макаров: Для работы онлайн-кассы достаточно интернета любого качества, даже EDGE. Объемы передаваемой информации небольшие – каждый чек занимает несколько килобайт.

CNews: Недавно ритейлерам уже пришлось произвести замену оборудования в связи с внедрением ЕГАИС. Получат ли они какие-то преимущества перед остальными предприятиями?

Алексей Макаров: Обычно ритейлеры, работающие с ЕГАИС, используют более современные модели контрольно-кассовых аппаратов. То есть для них вероятность того, что кассы можно модернизировать, выше.

Кроме того, в магазинах, работающих с ЕГАИС, явно нет проблем с интернетом, а значит, они смогут избежать дополнительных расходов.

CNews: Надо ли будет получать дополнительную ЭЦП?

Алексей Макаров: ЭЦП уже имеется у многих – она обеспечивает доступ в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России. Через личный кабинет происходит взаимодействие  компании с налоговой службой, в том числе и регистрация контрольно-кассовой техники.

CNews: Как лучше организовать процесс перехода на новое кассовое оборудование?

Алексей Макаров: Главная рекомендация – начать работу в ближайшее время. Особенно это касается крупных и средних торговых сетей. Ведь если они используют хотя бы 100 кассовых аппаратов, то занимаются заменой ЭКЛЗ каждый месяц. К 1 февраля 2017 года они должны быть готовы к перерегистрации касс. А для этого надо уже сейчас с помощью производителей или ЦТО оценить свой парк оборудования, понять, что можно модернизировать, а что придется заменить, и составить план перехода в зависимости от окончания сроков действия ЭКЛЗ.

Вторая важная задача – это адаптация программного обеспечения к контрольно-кассовой технике, работающей по-новому. Хотя изменения потребуются небольшие, ритейлерам надо удостовериться в том, что вендор или разработчик внесут их вовремя.

В-третьих, мы рекомендуем запускать пилотные проекты сначала на одной кассе, потом в одном магазине, а уже затем распространять на всю сеть. На то, чтобы убедиться в том, что модернизированные модели и программное обеспечение работают, взаимодействие с операторами фискальных данных налажено, электронная регистрация контрольно-кассовой техники происходит без проблем, потребуется время.

CNews: Какова стоимость модернизации оборудования?

Алексей Макаров: Снятие старой контрольно-кассовой техники с учета в среднем по стране стоит 900 руб. Доработка техники «Атол» обойдется клиентам примерно в 5000 рублей. Кроме того, ритейлерам придется приобрести фискальный накопитель – вместе с установкой это обойдется примерно в 6 тысяч рублей. Если установить фискальный накопитель в тот момент, когда подошел срок замены ЭКЛЗ, то никаких дополнительных затрат нести не придется –  их стоимость одинакова.

Затем необходимо заключить контракт с оператором фискальных данных. На сегодня такой статус получили 4 компании – «Энергетические системы и коммуникации», «Такском», «Эвотор ОФД» и «Ярус». Стоимость их услуг составляет около 3000 руб в год за одну кассу.

Как я уже говорил, некоторым магазинам придется потратиться на подключение интернета. Если необходимо приобрести новую кассу, то самый простой вариант обойдется примерно в 15 000 рублей. Новый фискальный регистратор стоит около 25000-30000 рублей.

CNews: С какими сложностями могут столкнуться ритейлеры в процессе перехода на новую ККТ?

Алексей Макаров: Самые большие сложности могут возникнуть, если ритейлеры будут откладывать переход на новые кассы на последний момент. Перерегистрация и установка ККТ в короткие сроки чревата множеством проблем.

Сложности могут возникнуть, если ритейлера подведет производитель программного обеспечения –  не вовремя проведет модернизацию. «Атол» как производитель и контрольно-кассовой техники, и программного обеспечения уже подготовил обновленные версии ПО. Мы своих клиентов точно не подведем.

Также у магазинов, расположенных в глубинке, могут возникнуть проблемы с подключением к интернету. Субъекты федерации могут разрешить предприятиям, расположенным в определенных населенных пунктах, не передавать данные онлайн. Однако, таких будет немного – ведь 99,9% страны обеспечено доступом в интернет.

 Наталья Рудычева