Спецпроекты

Из умных теплиц – на умные прилавки: как цифровизируется агропром

Интеграция Ритейл

Стратегию производства мировых гигантов определяет новая модель ритейла. Ее составные части – контролируемая цепочка поставок вплоть до потребителя, роботизация производства и складских помещений, автоматизация сельского хозяйства и даже выращивание продуктов в городских условиях. Они не называют это «импортоопережением», но именно этим свойством и отличаются их решения: стабильное производство с уверенным планированием и прозрачная логистика, подстроенная под клиента, получающего товар прямо в руки. Как меняется производство овощей, способы их доставки и потребления в цифровую эпоху, можно рассмотреть на примере комплекса разработок компании Panasonic.

ИТ позволяют выращивать овощи с заданными характеристиками

Как работает вертикальная ферма, какие преимущества она дает в сравнении с традиционными теплицами, и какую роль в ней играют технологии, CNews рассказал директор агропромышленного дивизиона компании Panasonic Connected Solutions Юсукэ Адачи.

CNews: Какой у вас план по развитию, скажем, до 2030 года?

Юсукэ Адачи: Пока что это сложный вопрос, я не могу озвучить конкретные цифры. Мы точно будем развивать систему. В первую очередь, в Японии, Китае, Сингапуре и других странах Восточной Азии. В будущем мы планируем экспансию и в другие регионы, включая Европу.

CNews: Вы ведете разработки и в Сколково. В России тоже будет запущен аналогичный проект?

Юсукэ Адачи: Да, но это пока не массовое производство, а R&D центр, где мы тестируем технологии, учимся работать в условиях отличных от Японии и Китая. Скажем так, приближаемся к европейскому рынку сквозь сибирские холода.

CNews: Что можете сказать про стоимость таких овощей для потребителя?

Юсукэ Адачи: Пока что овощи, выращенные в вертикальных фермах, дороже, чем те, что производятся в обычных условиях. Но мы может более или менее стабильно рассчитывать объемы производства и стоимость. А вот с сезонными овощами сложнее: цена плавающая, да еще и зависящая от конкретного региона. Наши основные расходы – электричество, оплата труда сотрудников и начальные инвестиции.

CNews: Во всем мире сейчас популярна органическая еда. Можно ли отнести к таковой вашу продукцию?

Юсукэ Адачи: Смотря, что мы называем «органическими овощами». И это одна из проблем, которую мы сейчас пытаемся решить. Это определение основано на принципах традиционной агрономии, где под органическими продуктами подразумевается все, что выращено в почве под солнечными лучами. С этой точки зрения, мало кто из обычных людей назовет органической зелень, произведенную высокотехнологичными фабриками. В то же время, наш экологический контроль настолько высок, что овощи растут вообще без использования пестицидов. В плане безопасности наша продукция заметно лучше органических овощей. Именно для этого мы хотим создать новую систему оценки, чтобы наши усилия стали более понятными и видимыми конечным покупателям.

CNews: Можно ли сделать овощи вкуснее и полезнее, используя современные технологии?

Юсукэ Адачи: В целом, да. Конечно, многое зависит от ваших ожиданий – насколько лучший салат по сравнению с обычным вы хотите получить, какими критериями оперируете? Но когда мы анализируем питательную ценность своей зелени, ее витаминный состав, эти показатели у нее выше. Во многом, это происходит благодаря эко-контролю. Внешнее окружение очень важно для растений, в идеальной ситуации они набирают больше витаминов.

И еще мы можем гибко контролировать условия выращивания – освещение, температуру, влажность. В результате можно даже получить овощи с заданными характеристиками. Не скажу, что по вкусу они будут кардинально отличаться от обычных овощей. Но сделать салат более мягким или, наоборот, хрустящим, нам вполне по силам.

CNews: В закрытых помещениях выше риск поражения растений бактериями и насекомыми, как вы справляетесь с этой проблемой?

Юсукэ Адачи: Это еще один важный момент в работе наших теплиц. Проблема в том, что условия, идеальные для растений, идеальны и для различных типов насекомых. Для них там просто нет врагов. И как только они проникают в закрытую ферму, они могут распространиться мгновенно, как разорвавшаяся бомба. Что мы можем сделать в этой ситуации? Просто «перезагрузить» теплицу. Удалить все пораженные растения, продезинфицировать площадку и посадить новый урожай.

Избежать подобных катастроф помогают очень серьезные системы контроля. Мы должны поддерживать чистую среду без бактерий и насекомых, чтобы выращивать в ней растения без химикатов или пестицидов.

CNews: Есть какие-то особенные преимущества использования подобного решения для территорий с экстремальными погодными условиями? Рассчитывали ли вы, что заказчиками ферм станут, в первую очередь, регионы с суровым климатом?

Юсукэ Адачи: Локальные климатические условия не являются первопричиной для развития подобного бизнеса. Начиная этот проект, мы ориентировались преимущественно на большие тренды – глобальное потепление или изменение климата. Количество людей, занятых в земледелии, сокращается во всех регионах мира. В скором времени по всей планете мы будем вынуждены заняться качественным изменением сельского хозяйства. Не думаю, что это связано исключительно с географией – с северными регионами России или жаркой Африкой. Это глобальный мегатренд. Придет время, когда нам придется производить овощи на фабриках.

Что влияет – так это инфраструктурные условия. К примеру, в решении, разработанном для Юго-Восточной Азии, не предусмотрены системы отопления. Для северных регионов они потребуются. Нужно также будет отслеживать внешнюю температуру и регулировать обогрев, чтобы температура внутри была комфортной для растений. В холодных регионах расходы на обогрев составляют львиную долю от общей стоимости производства. И его надо контролировать, чтобы оптимизировать эти расходы. Такие решения сейчас тестируются на севере Японии, в регионе Хоккайдо. И это может быть актуально для России, потому что вы еще севернее.

CNews: То есть, для холодных регионов выращивание овощей таким способом может оказаться слишком дорогим?

Юсукэ Адачи: Возможно. Но, думаю, что доставлять их транспортом – еще дороже. Надо считать для каждой конкретной территории.

Взгляд месяца

Государство должно получать данные напрямую из информсистем компаний

Савва Шипов

Замминистра Минэкономразвития

Стратегия месяца

Уже появляются российские эквиваленты западных решений для банков

Сергей Пегасов

CIO Промсвязьбанка