Разделы

Бизнес Цифровизация Внедрения ИТ в банках ИТ в госсекторе Ритейл Маркет

Что такое RPA, кому и зачем нужны эти технологии и что получит компания, которая внедрит RPA

В недавнем прошлом на базе CRM-систем вырос сегмент BPM-систем. А сегодня мы наблюдаем, как на базе BPM-систем разрастается рынок решений для роботизации и автоматизации бизнес-процессов — RPA (Robotic Process Automation). О том, что это такое, кому и зачем нужно и какие задачи решает, рассказывает Александр Низов, Product Owner ELMA RPA компании ELMA.

Что такое RPA

Если кратко, то технология RPA позволяет записать последовательность действий на компьютере и многократно их воспроизвести. Отличие их от обычного кликера состоит в том, что системы RPA работают с технологиями компьютерного зрения, выбор необходимого места для клика определяется не простыми координатами (X, Y), а с помощью индикаторов.

Как работает RPA? Например, если мы хотим нажать на ярлык «Мой компьютер», то в процессе записи мы собираем о данном ярлыке все доступные сведения: картинку, расположение, какие элементы находятся рядом, название, определяем тип данного элемента. А при воспроизведении, отталкиваясь от ранее собранных данных, робот определяет местоположение ярлыка в текущий момент. То есть, в процессе записи мы не говорим роботу «искомый элемент точно должен быть здесь», а даем информацию «необходимый элемент должен выглядеть так», и робот уже сам ищет его.

rpa800.jpg
Александр Низов, Product Owner ELMA RPA: Автоматизация бизнес-процессов осуществляется таким образом, как будто их выполняет сотрудник, но робот работает в режиме 24х7

Так как RPA-системы используются для решения бизнес-задач, то вокруг основной базы «записывай и повторяй» строится дополнительный функционал, который позволяет решать самые распространенные кейсы офисных сотрудников проще. Например, работа с Excel-таблицами, распознавание текста сканов документов, работа с электронной почтой.

Существование таких специализированных действий (активити) позволяют записывать RPA-процессы проще. Помимо всего прочего, строится функционал контроля за системой: распределение прав пользователей, логирование, выстраивание цепочек задач и ее распределение между роботами, функционал для обмена данными с внешними системами.

Целевая аудитория RPA-систем

Если посмотреть на компании, то можно увидеть, что чаще всего автоматизируется функционал, связанный с их основным продуктом. Но в каждой компании есть повторяемые процессы, которые так или иначе перекладываются на плечи сотрудников, превращая их работу в сервисную. Каждый день приходится делать какие-то задачи, в которых сотрудник знает логику, но их попросту не автоматизируют, потому что затраты не соответствуют результату. Как итог, сервисная раздражающая однотипная работа остается на ответственности сотрудников, и ее качество выполнения зависит от конкретного человека: в каком он настроении сегодня, выспался или нет, хочет сделать эту работу сейчас или сначала закроет другие задачи.

В этом как раз поможет RPA-платформа — потому что автоматизация бизнес-процессов происходит именно таким образом, как бы ее выполнил сотрудник, но воспроизводится роботом 24\7. RPA подход позволяет решать такие задачи быстро, без привлечения времени сверх-программиста.

Но тут стоит понимать, что возможна автоматизация не только сервисных бизнес-процессов. Даже в процессах, направленных на основной продукт компании, есть место для RPA-систем.

Что получит компания, внедрив RPA

Занимаясь внедрением RPA, компания получит сокращение затрат на сервисные процессы. Внедрение RPA происходит существенно быстрее, чем внедрение классических программных продуктов, так как автоматизация бизнес-процессов проходит наглядно и выполняется вместе с сотрудниками. Внутренние процессы автоматизируются, и результат не заставляет себя долго ждать.

Автоматизировав процесс один раз, он будет выполняться до тех пор, пока соответствует требованиям задачи. Но если требования задачи изменились, то доработка существующего процесса не требует повторного погружения программиста в бизнес-задачу.

Функционал современных систем: какие функции уже есть, какие появятся в ближайшем будущем

Сегодня активно разрабатываются активити для наиболее часто встречающихся продуктов: работа с почтой, работа с Excel, Active Directory, PDF-файлами, SOAP\REST-запросами.

В перспективе ожидается, что робот станет автономным. В текущем понимании есть деление на роботов и процессы, которые он воспроизводит. То есть RPA в текущей его реализации — это инструмент, но не решение.

Определенно будет существовать «магазин» процессов — например, та же сортировка входящей корреспонденции. Процесс будет предоставляться отдельно, на его входе будут существовать только несколько переменных: общий ящик, откуда собираем письма, адресаты и их ключевые слова.

Как другой пример — заказ билетов. Владелец будет осуществлять только настройку типа билетов: ЖД/Авиа, максимальную/ минимальную стоимости. Робот сам будет находить наиболее подходящий билет, в зависимости от даты и дополнительных условий.

Для заказчика такой подход проще — мы просто должны показать ему, куда надо ввести данные, чтобы получить ответ. Но для реализации таких роботов RPA должен пройти этап унификации — адаптивное воспроизведение процессов в изменяющихся системах.

В отдаленной перспективе развитие RPA-систем продолжится в направлении самообучения. Сейчас в любой RPA системе, прежде чем воспроизвести процесс, человек должен его записать: показать роботу пошагово, что и когда он должен сделать, учесть возможные ошибки. Уверен, что в будущем будут существовать программы-агенты, которые будут запоминать действия пользователя, а после набранного пула повторений воспроизводить их самостоятельно.

Конкретный пример внедрения RPA: задача — решение — результат

Типичные задачи, которые RPA-системы могут выполнять уже сегодня:

  • Сортировка входящей электронной почты с общих ящиков и отправка ее адресатам;
  • Создание нового пользователя во внутренних системах компании;
  • Выкладка товаров на сайт интернет-магазина;
  • Парсинг цен с сайтов конкурентов;
  • Интеграция с внешним ПО, для которого отсутствует API;
  • Формирование реестра лидов внешних сайтов;
  • Верификация документов;
  • Отправка информации клиентам;
  • Проверка поступления платежей в банковских системах.

С чего лучше начать внедрение RPA

Автоматизацию бизнес-процессов лучше начинать там, где сотрудник сможет проконтролировать результат работы робота. После того, как будет получена определенная экспертиза в разработке RPA-процессов, можно автоматизировать любую сферу, оставив за контролем только одного человека, который будет получать уведомления об ошибках от самого робота.

Главное — иметь при себе поверхностную оценку от затраченного времени/ожидаемой выгоды. И автоматизировать в первую очередь то, что будет экономить как можно большее количество времени сотрудников.

Краткий обзор ELMA RPA

ELMA RPA — это система автоматизации бизнес-процессов или их отдельных частей посредством управления сторонними приложениями и сбором данных с помощью пользовательского графического интерфейса.

Система состоит из двух основных модулей — серверного и клиентского. Серверный блок включает оркестратор, репозиторий процессов и контекстов, сервис синхронизации данных и другие элементы. RPA клиент — программа, которая содержит в себе методы для записи/воспроизведения/отладки/публикации RPA-процессов.

2.jpg
Архитектура ELMA RPA

Примеры задач, которые может решать ELMA RPA:

  1. Создание учетных записей — система позволяет создавать учетные записи в различных системах, выдавать пользователям права доступа. При этом можно предусмотреть проверку наличия дублей в каждой из систем, проверку свободных имен и реализовать авторизацию с безопасным хранением паролей.
  2. Регистрация клиентов, партнеров и сотрудников в личном кабинете — система позволяет перенести данные из одной системы в другую и получить логин и пароль из внешней системы.
  3. Оформление новых сотрудников в бухгалтерии — система позволяет заполнять данные о новых сотрудниках в справочниках специализированных программ, например, «1С:Предприятие» и «Камин».
  4. Поиск подходящих резюме — система позволяет искать кандидатов на вакансии на специализированных сайтах. ELMA RPA формирует список возможных кандидатов с ссылками на их резюме.
  5. Бронирование и покупка билетов для командировки — система позволяет бронировать и покупать билеты по заданным критериям.

Более подробная информация о ELMA RPA представлена на официальном сайте продукта https://elma-rpa.ai/ru/.