Разделы

Ритейл Розница

Александр Сиркин: Торговые сети выбирают ERP на вырост

Российская розничная отрасль находится на пороге бума внедрений ERP-систем. Рынок корпоративных систем управления в рознице, по оценкам аналитиков, в ближайшие пять лет будет расти значительно выше, чем в среднем по рынку. Практически еженедельно анонсируются новые проекты и многомиллионные контракты по внедрению ERP в розницы. Каким образом влияет ERP на бизнес розничного оператора – об этом в интервью CNews рассказал Александр Сиркин, директор сегмента «ТНП, Дистрибуция, Финансы» департамента корпоративных систем управления компании IBS.

CNews: Последние годы российские предприятия розничной торговли активно внедряли информационные системы класса ERP. Каковы, по-вашему, основные мотивы заказчиков этих проектов? Можно ли ожидать спада внедрений в ближайшем будущем?

Александр Сиркин: Российские розничные компании очень быстро развиваются как с точки зрения объемов бизнеса, так и с точки зрения используемых бизнес-технологий. Однако пока они практически по всем показателям отстают от западных, которые уже решили задачу эффективного управления и существуют в условиях очень жесткой конкуренции за потребителя. Сегодня для российского ритейлера основным мотивом внедрения ERP, особенно в условиях крайне динамичного роста, является повышение управляемости компанией.

Задача повышения конкурентоспособности для российского ритейлера стоит на втором месте. Эта задача по-настоящему актуальна только для отдельных территорий со сформированной конкурентной средой – Москвы, Санкт-Петербурга, некоторых крупных региональных центров. Что касается остальной России, то там конкуренция розничных сетей пока практически незаметна, причем во всех областях розничной торговли: от бытовой техники до продуктов питания. В российском ритейле еще достаточно места, чтобы вместить новых игроков.

Именно поэтому на рынке будет продолжаться рост числа магазинов, открытие новых розничных сетей, процессы слияний и поглощений, и, как следствие, в ближайшие пару лет спрос на ERP со стороны российских ритейлеров останется неизменно высоким.

CNews: Какие бизнес-задачи российские ритейлеры сегодня решают с помощью ERP? Какие автоматизированные процессы будут для них актуальны в будущем?

Александр Сиркин: Сегодня большинство российских торговых сетей в рамках проектов по созданию ERP-систем стремится, в первую очередь, автоматизировать критичные для розницы процессы логистики (запасы, закупки, продажи) параллельно с управленческим учетом. Ряд компаний в числе приоритетных задач таких проектов видит также задачу управления ассортиментом. Реализация же налогового и бухгалтерского учета выполняется чаще всего на следующем этапе проекта.

После того как розничные компании завершат внедрения ERP для критичных процессов и, тем самым, решат основные проблемы управляемости, я уверен, возникнет большой интерес к таким вопросам, как консолидация и трансформация отчетности, управление персоналом, CRM и пр. — автоматизация этих процессов способна дать компании дополнительные преимущества на высококонкурентном рынке.

Взять, например, такую традиционную для розницы проблему, как текучесть кадров на уровне линейного персонала. Эта огромная проблема для любой крупной розничной сети, которая серьезно отражается в том числе на бизнес-результатах. К ней относятся как к печальной неизбежности. В действительности современные технологии дают компании возможность более эффективно управлять кадровыми процессами. С одной стороны, можно автоматизировать, удешевить, поставить на поток процесс найма сотрудников. С другой стороны, внедрив более гибкие методики управления мотивацией сотрудников, их карьерным ростом и развитием, можно повысить их лояльность и снизить текучесть кадров. IBS успешно решает такие задачи для банков, которые с этой проблемой столкнулись уже достаточно давно, и, как нам кажется, скоро с похожими задачами к нам придут розничные сети.

CNews: Какие торговые сети являются основными потребителями ERP? Как не ошибиться в выборе системы?

Александр Сиркин: ERP-система как инструмент комплексной автоматизации основных бизнес-процессом сейчас становится достаточно общеупотребительным инструментом. Необязательно быть национальным оператором, чтобы внедрять ERP – эффект от системы получит и региональная компания, которая владеет несколькими гипермаркетами.

Ключевым параметром, который определяет выбор системы, является количество наименований ассортимента и ежедневный объем транзакций. Если речь идет, скажем, о десятках тысяч транзакций в день, то без ERP-системы не обойтись.

Если торговая компания осознала необходимость внедрения ERP и при этом планирует рост, решение нужно подбирать так, чтобы оно было способно решать не только текущие задачи, но и задачи, которые возникнут через два-три года. Выбирая же систему только под текущие объемы бизнеса, компания рискует уже в ближайшем будущем столкнуться с большими проблемами при многократном увеличении объема операций и ассортимента. Например, чтобы осуществить в системе операцию по оприходованию товара придется ждать несколько минут, а какой-нибудь отчет по компании в целом может формироваться несколько часов.

Поэтому крупным растущим компаниям необходимо выбирать соответствующие их размерам ERP-решения, способные работать с постоянно растущей базой данных и эффективно поддерживать основные процессы в сети на всех уровнях управления.

CNews: Какое ERP-решение наиболее востребовано крупными растущими сетями? Насколько велико значение качественного внедрения решения для его успешной эксплуатации? Как правильно выбрать компанию-внедренца?

Александр Сиркин: Понятно, что в рознице имеется множество задач, специфичных для этой отрасли. Поэтому решения, предлагаемые розничным сетям, должны быть определенным образом «заточены» под эти отраслевые задачи. При выборе решения компании обычно ориентируются на опыт внедрения в других компаниях, схожих по профилю и объемам бизнеса. Если говорить о крупном сетевом ритейле, то на лидирующие позиции сейчас вышло отраслевое решение компании SAP AG — SAP for Retail. Решение обладает объективно сильнейшими позициями в своем классе и позволяет решить практически все возможные задачи управления крупной торговой сетью на любом этапе ее развития.

Однако правильный выбор решения – лишь первый из шагов. Внедрение ERP-системы — это всегда комплексный проект, включающий изучение и реинжиниринг бизнес-процессов, решение инфраструктурных задач, импорт исторических данных, интеграцию с другими системами торговой сети и т.д. Его выполнение можно поручить только компании, обладающей опытом создания информационных систем такого класса и разбирающейся в специфике розничной торговли. Нужно понимать, что розница относится к тем отраслям, для которых непрерывность обслуживания – ключевое требование. Остановить операции даже на короткое время невозможно – покупатель ждать не будет. Поэтому отработанная методология внедрения, достаточные ресурсы, способность максимально точно соблюсти сроки и рамки проекта – главные критерии при выборе компании-внедренца для розницы.

CNews: Спасибо.