Статья

Как оплачивают заказы в российских интернет-магазинах?

Интернет Бизнес Ритейл E-commerce Финансовые результаты Интернет
мобильная версия

Крупные российские интернет-магазины, как правило, предлагают своим клиентам разнообразные способы оплаты заказов: от пластиковых карт до платежей с помощью мобильного телефона и наличными. С течением времени все большую популярность приобретают онлайн-платежи. Динамику можно оценить на примере работы крупнейшей в России службы доставки цветов "Флорист.ру" в 2010 - 2011 годах.

На сайте клиенты могут выбрать один из нескольких видов оплаты: пластиковой картой, наличными курьеру или в салоне, через электронные кошельки, платёжные терминалы, мобильный платёж, банковский перевод.

Наиболее популярный способ — с помощью пластиковой карты. В 2010 г. ими было оплачено 57% всех заказов, в 2011 г. - 62,5%. Объяснить рост популярности этого способа можно, во-первых, увеличением количества пластиковых карт, находящихся в обращении, во-вторых, тем, что люди стали активнее пользоваться ими для оплаты услуг в интернете.

Доля различных видов платежей в обороте "Флорист.ру" в 2010-2011 гг.

Увеличить


Источник: Флорист.ру, 2012

Растёт общий уровень доверия к online-магазинам, пользователи всё больше осознают, что платежи с помощью пластиковых карт в интернете достаточно безопасны. Процент людей, выбирающих данный способ, был бы, несомненно, большим, если бы существовала возможность оплачивать заказы в интернет-магазинах с помощью пластиковых карт Visa Eleсtron, которые обычно выдаются работникам в качестве "зарплатных", но этот тип карт не предназначен для покупок в интернете.

На втором месте — оплата наличными (2010 г. - 16,3%, 2011 г. - 11,4%). Значительное падение здесь можно связать с теми же причинами, что и рост в предыдущем случае: увеличением доверия к интернет-магазинам, позволяющим выбрать более удобные варианты оплаты, не требующие поездок в цветочный салон для того, чтобы оплатить свой заказ.

В рассматриваемый период несколько уменьшился и процент заказов, оплачиваемых с помощью электронных кошельков (2010 г. - 10%, 2011 г. - 7, 1%).

Доля платёжных терминалов в 2010 г. составила 4,5%, в 2011 г. - 9,3%. Основной фактор роста здесь связан с тем, что компания в 2011 г. начала принимать платежи с помощью терминалов QIWI (до этого времени они были ограничены системами "Элекснет"), но, несомненно, в целом можно говорить и о том, что терминалы становятся всё более популярными для оплаты заказов в интернет-магазинах.

В 2010 г. платежи с помощью мобильного телефона выбрали 3,1% клиентов компании, в 2011 г. - 3,9%. Совсем небольшой рост можно объяснить тем, что данная услуга непривычна для клиентов, многие из них просто не осведомлены о такой возможности. Вполне вероятно, что количество людей, выбирающих подобный вариант, будет увеличиваться с ростом осведомлённости об услуге.

Значительное снижение наблюдается по оплате заказов банковским переводом (2010 г. - 9%, 2011 г. - 5,9%). Как и наличный платёж, этот способ не является самым удобным для клиентов (нужно идти в банк), и его выбирает всё меньшее число людей, в основном этим способом оплаты пользуются юридические лица.

Средняя величина чека в компании также варьируется в зависимости от способа платежа. В 2011 г. она составила 4130 руб. при оплате пластиковыми картами, 4140 руб. - наличными, 3490 руб. - по электронным кошелькам, 3550 руб. - платёжным терминалам, 3320 руб. - мобильному платежу, 4040 руб. - банковскому переводу.

Средняя величина чека "Флорист.ру" в 2010-2011 гг.

Увеличить


Источник: Флорист.ру, 2012

Рассмотрев динамику способов оплаты заказов в службе доставки цветов "Флорист.ру", можно сделать следующий вывод. Уровень доверия клиентов к интернет-магазинам возрастает: люди всё чаще выбирают более удобные способы оплаты (например, пластиковые карты), постепенно отказываясь от наличных платежей и банковских переводов. Вероятно, эта тенденция сохранится, и всё большее количество людей будут оплачивать заказы в интернете при помощи пластиковых карт, платёжных терминалов и операторов сотовой связи.

Максим Самойленко / CNews