Статья

Розница: Чем может помочь ИТ

Ритейл Розница
мобильная версия

Российский рынок розничной торговли является одним из самых быстрорастущих. Усиливающаяся конкуренция заставляет ритейлеров придумывать все новые методы борьбы за покупателя, в том числе и путем использования всевозможных технологических инноваций. Эти и многие другие вопросы обсудили эксперты на заседании секции «Розница: чем может помочь ИТ» в рамках CNews Forum 2013.

Сектор розничной торговли является одним из самых быстрорастущих сегментов ИТ-рынка в России. Согласно прогнозам IDC, в ближайшие 5 лет российский ИТ-рынок в целом будет расти на 5–7% в год в долларах. Однако рост расходов на ИТ у розничных предприятий в 2013 г. может достигнуть 17%, а в более долгосрочной перспективе – до 2017 г. – в среднем составит 10,7%.

Основной задачей ИТ в ритейле по-прежнему остается сокращение издержек бизнеса и внедрение решений, необходимых покупателям. Это достигается путем развития функциональности уже имеющихся или внедрения новых ERP-систем, в особенности в сфере продажи и сервисов обслуживания, планирования ассортимента, закупок и логистики. CRM-системы необходимы для оптимизации взаимоотношений с потребителями и партнерами путем реализации всевозможных программ лояльности: бонусных карт, SMS-рассылок, анкетирования и др. Все большее значение приобретают BI-инструменты, позволяющие анализировать данные о товарах, клиентах, формировать бизнес-показатели (эффективности работы сотрудников, эффективности тех или иных каналов продаж, особенностей движения товара) и на этой основе делать прогнозы развития компании.

Развиваются и электронные продажи, в том числе и в рамках уже существующих торговых сетей. По оценкам Morgan Stanley, интернет-продажи в России составят 4,5% от всего объема ритейла к 2015 г. и 7% – к 2020 г. Одновременно торговые предприятия создают мобильные приложения для своих клиентов, которые позволяют оперативно ознакомиться с ассортиментом, информацией о скидках и пр.

Болезни роста

Вместе с ростом торговой сети перед ее владельцами встает целый ряд проблем, связанных с увеличением штата персонала и отсутствием квалифицированных кадров, а также с управлением расширяющейся инфраструктурой, часто унаследованной и разнородной.

Опыт крупнейших международных торговых сетей подсказывает, что наиболее эффективным выходом из подобной ситуации является полная или частичная передача части работ на аутсорсинг. По такому пути пошла, например, компания Carrefour, которая заключила контракт с IBM на 5 лет на поддержку ИТ-инфраструктуры, или 7-Eleven с 5-летним соглашением на обслуживание корпоративных приложений и управление инфраструктурой с HP-EDS. Список продолжает Marks&Spencer и ее 7-летний контракт с компанией Fujitsu Services на предоставление ИТ-услуг по внутренней ИТ-поддержке магазинов и центрального офиса, а также DSG с соглашением об аутсорсинге бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры на тот же период. Даже Wal-Mart, которая всегда была противником аутсорсинга в ИТ, заключила контракты почти на $500 млн на услуги по разработке и сопровождению бизнес-приложений.

Понятно, что вопрос передачи части ИТ-функций вовне должен решаться индивидуально в зависимости от конкретной ситуации. Ведь инсорсинг имеет целый ряд преимуществ, особенно в ситуации поступательного роста компании и наличия у нее четкого плана развития. Он позволяет, иногда существенно, сэкономить на привлечении персонала и необходимых компетенций по мере необходимости.

Однако участие в проекте вендора может способствовать получению глобальных компетенций и освоению лучших мировых практик. Например, по словам Дмитрия Абрамова, руководителя направления Retail российского представительства Fujitsu, его компания совместно с SAP предлагает российской рознице программно-аппаратные комплексы и их сервисное обслуживание. Вендор готов поделиться опытом целого ряда успешных проектов в России, в частности, к компаниях «Юлмарт», «Твое», SNS, «Технодом», Runway Duty Free, Kari.

Конечно, к выбору поставщика услуг необходимо подходить очень серьезно. Евгений Закрепин, первый заместитель управляющего директора, коммерческий директор компании «Техносерв», советует ритейлерам в первую очередь обращать внимание на компании, которые способны предоставить полный комплекс необходимых компетенций – как в области консалтинга, так и в сфере разработки ПО и построения инфраструктуры. «Мы, кроме всего сказанного, можем еще рекомендовать собственный банк, который может обеспечить кредитование проектов, в случае необходимости», –дополняет он. Только синергия собственной команды, команды вендора и команды поставщиков решений способна привести крупную развивающуюся розничную сеть к успеху, резюмирует Александр Томашевский, заместитель директора дирекции сервиса и аутсорсинга компании «Открытые технологии».

Какие инновации нужны ритейлерам?

По мнению Сергея Прохорова, директора по ИТ ECCO Russia, основными технологическими трендами в ритейле сегодня являются усложнение структуры корпоративных ИТ-систем, размытие границ между транзакционными приложениями, средствами совместной работы и системами аналитики. Ключевыми направлениями в автоматизации все чаще становятся CRM и SCM-системы. Происходит снижение привязки прикладного ПО к аппаратным платформам, увеличивается доля промышленных бизнес-приложений перед самописными, растет доля быстро развертываемых приложений. На рынке бизнес-приложений для ритейла появляется все больше иностранных вендоров, которые стремятся к единству на ключевых участках автоматизации.