Статья

Самообслуживание на АЗС уже в России

Ритейл Embedded Розница
мобильная версия

По степени автоматизации платежей на АЗС Россия пока отстает от развитых стран, где многие заправки в нерабочие часы функционируют в режиме самообслуживания. Однако, по оценкам участников рынка, в последние 2 года наметилось заметное оживление по части автоматизации приема оплаты заправочными станциями. Современные решения в этой области способны не только снизить издержки АЗС, повысить их пропускную способность, но и внести больше разнообразия в форматы заправок в стране.

Развитие современных сетей АЗС движется в сторону их автоматизации. Установка платежного терминала рядом с колонкой позволяет сократить время заправки одного автомобиля до трех минут, что помогает решить проблему очередей и значительно ускорить заправку корпоративного транспорта. С применением современных ИТ-решений на заправках можно и вовсе отказаться от присутствия операторов, а значит, становится возможным формат небольших заправок с минимальной инфраструктурой.

Заправка с функцией самообслуживания

Обычно платежные терминалы самообслуживания размещаются на АЗС рядом с топливно-раздаточной колонкой. В таком случае операции по обслуживанию производятся быстро и не требуют перемещений клиента по территории АЗС. Сегодня в России предлагается множество таких устройств, участники рынка свидетельствуют о высокой конкуренции в этом сегменте.

Среди последних разработок в сфере оборудования для АЗС – платежный терминал самообслуживания для клиентов АЗС от «Топливной Процессинговой Компании» (ТПК). Компания ТПК – специализированный оператор по процессингу различных пластиковых карт на топливном розничном рынке – проводит свыше 300 млн транзакций в год, обслуживает более двух тысяч АЗС в России и странах СНГ и более 700 АЗС в Восточной Европе.

Заправочная станция с терминалами самообслуживания

В результате длительных научно-технических разработок опытные специалисты компании ТПК создали уникальный платежный аппарат для оптимизации оплаты топлива на АЗС пластиковыми картами. Терминал также принимает к оплате наличные и может выдать сдачу в виде ваучера на следующую заправку. Основной акцент сегодня делается на возможность приема бесконтактных платежных носителей.

По словам Романа Дуденко, заместителя генерального директора по инновациям ТПК, сегодня рынок предъявляет спрос на платежные терминалы, которые могут интегрироваться с оборудованием и программным обеспечением различных производителей. «Очень важно, что наш терминал ОРТ (Outdoor Payment Terminal) способен и к автономной работе, и к работе в составе автоматизированной системы управления АЗС. Мы детально проработали возможность интеграции нашего терминала напрямую с различными системами управления АЗС, используя международный стандартизированный протокол IFSF, или через контроллеры технологического оборудования АЗС, например, DOMS, Топаз и т.д.», – уточняет Роман Дуденко.

Программно-аппаратный комплекс OPT, представленный на выставке – это симбиоз универсальной немецкой программной разработки по автоматизации управления АЗС Namos, которая работает в Европе уже многие годы, и платежного терминала компании ТПК, специально доработанного российскими и немецкими программистами под немецкое программное обеспечение. Результат – платежный терминал, поддерживающий программное обеспечение для полной автоматизации всех систем управления на АЗС и совместимый с оборудованием различных вендоров.

Требования и возможности

Основными требованиями российских потребителей к платежным терминалам являются вандалоустойчивость и наличие надежной системы безопасности, в том числе системы активного оповещения о событиях в условиях удаленного доступа. Устройства также должны соответствовать требованиям, предъявляемым со стороны банков и служб инкассации. Большинство аппаратов западных производителей не обладают высокими вандалоустойчивыми параметрами, поэтому в России отдается предпочтение терминалам отечественного производства.

Платежный терминал ТПК

Обязательным требованием для российских АЗС является наличие сертификата пожарной безопасности для оборудования, размещаемого на «островке» с топливораздаточной колонкой. Без такого сертификата невозможно установить платежный терминал не только рядом с топливораздаточной колонкой, но и в принципе на территории АЗС. Еще одно требование к терминалам предъявляет суровый российский климат: устройства должны быть устойчивы к воздействию всевозможных внешних неблагоприятных факторов и функционировать при низких и высоких температурах.

Использование терминалов самообслуживания позволяет сократить издержки на персонал, повысить контроль владельца за работой АЗС, в том числе и в удаленном режиме, улучшить качество обслуживания клиентов, как за счет снижения риска мошенничества на самой АЗС, так и снижения рисков, возникающих при оплате наличными. Установка внешних терминалов обслуживания может быть этапом развития программ лояльности. Согласно данным компании ТПК, у корпоративных клиентов в топливной рознице, которые используют программу лояльности на АЗС, средний чек продаж на 40% выше, чем у других компаний, при этом 85% активности – это постоянные покупки по картам лояльности. В обороте ряда топливных компаний, владеющих сетью АЗС, средняя доля программы лояльности составляет до 40%.

Терминал самообслуживания для держателей топливных карт

В линейке платежных устройств ТПК присутствует отдельный терминал самообслуживания для корпоративных клиентов. «Как правило, этот аппарат находит применение на АЗС, обслуживающих большое количество клиентов-держателей топливных карт: это или корпоративные АЗС, или станции, расположенные рядом с площадками отстоя автомобилей, автопарками или заправками на удаленных трассах. Этот терминал позволяет отпустить точное количество нефтепродуктов, избежав очередей и избавив водителей и владельцев корпоративного транспорта от возможных неприятностей, связанных с наличными деньгами», – пояснил Роман Дуденко, заместитель генерального директора ТПК по инновациям.

Мини-станция

Используя ОРТ-терминал, владельцы сетей АЗС получают возможность создавать компактные автоматизированные заправки. Этот формат позволяет значительно сократить площадь, занимаемую станцией, уменьшить количество необходимых согласований, обязательных при строительстве и эксплуатации крупноформатных объектов. Кроме того, компактные размеры автоматизированных АЗС позволяют размещать их в экономически привлекательных местах с высокой пропускной способностью, но имеющих ограничения по размерам территории и подключению необходимых коммуникаций. На автоматизированных заправках для приемки нефтепродуктов, отпуска топлива, подготовки сменно-суточного отчета участие оператора не требуется.

Автоматизированные заправки экономически выгодны как для небольших, так и для крупных сетей заправочных станций. Станции этого типа более компактны и могут быть размещены в центре мегаполиса, где разворачивание полноразмерной АЗС затруднительно в силу дефицита свободных площадей и высокой стоимости аренды. Первые такие заправки уже начали появляться в России в 2013 г.

Заправка на колесах

Современные решения по автоматизации заправок позволяют также оптимизировать работу мобильных АЗС, предназначенных для заправки спецтехники и транспорта, работающего на удаленных объектах. Например, программно-аппаратный комплекс для автоматизации топливного заправщика, разработанный компанией ТПК, устанавливается в кабине бензовоза и позволяет дистанционно контролировать работу мобильной АЗС. Это решение дает возможность мобильным АЗС оперативно, безопасно, в том числе с финансовой точки зрения, и с предельной четкостью (до миллилитра топлива) осуществлять заправку таких гигантов, как БелАЗы и КрАЗы, – на удаленных карьерах или угольных разрезах.

Система управления автомобильного топливозаправщика

Решение для автомобильного топливного заправщика обеспечивает безопасность расчетов и выверенность литража топлива. Это наиболее важные параметры для крупных топливных компаний или небольших сетей АЗС, владеющих бензовозами и осуществляющих удаленные заправки. «Система позволяет контролировать не только отпуск нефтепродуктов, но и все действия топливозаправщика, в том числе непосредственно не связанные с отпуском нефтепродуктов, как, например, манипуляции со сливными и заливными магистралями», – говорит Роман Дуденко.

Эксперты компании ТПК отмечают оживление топливных компаний в направлении оптимизации форм оплаты на АЗС и внедрения новых форматов. Наметилась тенденция по автоматизации заправочных станций и активному внедрению карточных платежных систем. Установка терминалов самообслуживания позволяет повысить удовлетворенность клиентов заправочных станций и их владельцев. Технологичные современные АЗС – это комфорт, безопасность и скорость обслуживания. Подъехал, заправился, заплатил – счастливого пути!

Александра Кирьянова