Разделы

Ритейл Розница

Зачем ритейлу ERP?

В последние годы, говоря об автоматизации торговли, мы, в первую очередь, имеем в виду внедрение ERP-систем. По сути ERP стали знаковым явлением для отечественной розницы. Практически все крупные сети уже пришли к таким решениям, а с недавних пор к ним присоединились и компании калибром поменьше. Попытка разом решить все наболевшие вопросы - реализовать наиболее критичные функции, увеличить капитализацию бизнеса – именно эти факторы чаще всего становятся причинами «тяжелых» внедрений в торговле.

Сегодня рынок ERP-систем для торговли – это почти два десятка разработок от различных вендоров, плюс тысячи партнерских продуктов, созданных на базе решений софтверных вендоров. Несмотря на такое разнообразие, первые позиции на этом рынке традиционно у SAP, Oracle и Microsoft. В России к этому списку можно смело прибавить 1С, которая с каждым годом набирает обороты и стремительно приближается к лидерам, а, по некоторым данным, уже существенно обходит Microsoft Dynamics, и практически настигает Oracle. SAP пока, вроде бы, обеспечивает себе существенный перевес, удерживая доминирующее место. Однако, как замечают, некоторые эксперты, многое здесь зависит от критериев, изначально принятых для подсчета. Скажем, Microsoft выступает как разработчик системного ПО, то есть предоставляет платформу своим партнерам для дальнейших разработок - отраслевых решений на основе Microsoft Dynamics, созданных самим поставщиком, не существует. Партнерская же сеть Microsoft очень масштабна – во всем мире насчитывается более тысячи партнерских ERP-решений на базе Microsoft, в России их около двух десятков. Так что, если учесть этот факт, то в лидерстве SAP есть все основания усомниться.

Как отмечает Валентин Фосс, руководитель отдела маркетинга «Утилекс АйТи», во всяком случае, в количественном измерении лидерами рынка, безусловно, являются продукты на базе Microsoft Dynamics AX, а также . Эти решения привлекательны не только своей финансовой доступностью. Так, например, решение на базе Microsoft Dynamics AX хорошо масштабируется – количество пользователей можно расширять в достаточно больших пределах. Гибкость решения и встроенные средства разработки позволяют настроить его так, как необходимо заказчику. К преимуществам Microsoft Dynamics AX можно отнести и возможность его интеграции с решениями 1С, с помощью которых ведется бухгалтерия в большинстве компаний.

Практически же информационным стандартом для крупных торговых компаний в России стали «саповские» продукты. Число их внедрений в сетях уровня «Эльдорадо», «МИРа», «Копейки», «Ленты» и т.д. растет с каждым днем. Вот и X5 Retail Group – самый крупный российский ритейлер – с весны этого года также приступил к внедрению SAP.

Так или иначе, но лидеры ERP-сегмента в торговле понятны, их продукты по своему функционалу во многом схожи, во всяком случае, практически все они отлично ложатся на основные бизнес-процессы ритейлеров. В конце концов, в розничной торговле эти бизнес-процессы особой уникальностью, как правило, не отличаются, а «подстройка» самого бизнеса под схемы, заложенные в ERP-системе, просто приводит к повышению четкости и прозрачности операций и их упорядочиванию. Как раз в этом – одно из главных преимуществ ERP-систем, один из основных мотивов их внедрения.

Технологические преимущества ERP

Все функции «торговой» ERP-системы, будь то управление логистикой, цепочками поставок, товародвижением или HR, учет и планирование финансовых операций, управление ценообразованием, ассортиментом или бизнес-аналитика, работают в рамках единого интерфейса и программно-аппаратной платформы, с единой базой данных, реализованы и поддерживаются одним разработчиком. Такой подход «все в одном», без сомнения, служит сильным аргументом «за» ERP. Даже если компании не требуется весь набор возможностей, которые предоставляют ERP-решения (до определенного момента фирма вполне может обходиться и разрозненными программными решениями, позволяющими автоматизировать отдельные «куски» бизнеса), она всегда может добавить те или иные модули, которые приобретут свою актуальность в процессе роста сети, ее качественного развития. Внедрение ERP-системы в торговле предполагает использование опыта управления бизнесом, накопленного в ходе развития системы. Он может быть формализованным или заключенным в отраслевой экспертизе разработчиков и внедренцев. В любом случае ERP-решение – это отличный инструмент для бизнеса торговой компании, ибо в большинстве случаев содержит функциональность, позволяющую достаточно легко принять новые инициативы без необходимости доработки программного обеспечения.

Приведение же к «единому знаменателю» всех процессов ритейлера через использование ERP позволяет, во-первых, провести гибкую настройку, а, во-вторых, четко зафиксировать бизнес-процессы, обеспечить протоколирование транзакций, а значит, исключить мошенничество и ошибки, что влечет за собой повышение прозрачности бизнеса.

Система, связывающая воедино все основные процессы компании, обеспечивает ей всегда доступную и достоверную информацию по движению товаров – от склада до магазина. Это серьезно снижает вероятность нехватки товара, а также позволяет принимать заказы на товар, еще «не доехавший» до склада. То же самое по излишкам товара и тем позициям, которые плохо реализуются – ERP отслеживает эту информацию, что дает возможность компании предпринимать соответствующие действия. Еще один момент, кажущийся на первый взгляд не таким уж и важным, но с точки зрения развития сети имеющий очень даже существенное значение, а именно – возможности, которые предоставляет совмещение в ERP блоков CRM и HRM. Это позволяет поощрять персонал компании в зависимости от объема и динамики продаж, условий оплаты рабочего времени, в зависимости от времени суток, режима торговли, расположения магазина, других параметров.

Использование же возможностей анализа бизнес-данных, которые дает ERP, способствует выявлению «узких мест», позволяет определять эффективность работы тех или иных подразделений компании и даже отдельных сотрудников и, само собой, выявлять перспективные направления бизнеса, принимать оптимальные решения. Аналитика спроса и поведения покупателей помогает выявлять лояльных клиентов (и поощрять их), наиболее продаваемый товар, определять правильность ценообразования и используемой системы скидок, а также планировать маркетинговые мероприятия.

Особенности «торговой» ERP

Практически все преимущества крупных ERP-систем, раскрывающиеся при автоматизации в промышленности, несомненно, распространяются и на торговые предприятия. Это и финансово-экономические преимущества их использования – прозрачность бизнеса, принятие управленческих решений; и технические – единая платформа, технологические стандарты, дающие возможность модернизации и дальнейшего развития.

В то же время, как отмечает Андрей Видякин, старший консультант практики SAP группы «БДО Юникон», розничная торговля имеет тут свои особенности. Во-первых, это непрерывный процесс, не допускающий простоев информационных систем. Если где-то в промышленности еще можно допустить задержку отражения операции в системе, то есть проведение ее задним числом, то в торговле это зачастую недопустимо: покупателю необходим товар здесь и сейчас – он ждать не будет, отправится в соседний магазин. Во-вторых, это огромные объемы данных. Если в производстве в общем случае операции осуществляются с относительно небольшим набором номенклатуры и довольно крупными партиями, то в розничной торговле наблюдается обширный ассортимент продукции и обработка малых ее объемов за одну операцию. Пример: сети, торгующие продовольственными товарами – покупатель зачастую приобретает всего лишь одну единицу продукции, в то время как наименований продукции в одной группе товаров может встречаться очень много.

Кроме того, в торговле необходимо проводить внушительное количество вспомогательных мероприятий, которые самым непосредственным образом влияют на объемы продаж. Это маркетинговые исследования, акции, рекламные кампании, мероприятия, связанные с проведением ценовой политики, усилением лояльности покупателей, развитием способов оплаты. Все это также должно отражаться в системе.

Одна из наиболее сложных проблем, которую приходится решать при автоматизации торговых сетей, – их территориальная распределенность. Здесь сказываются сложности организации инфраструктуры обмена данными, а также техническая поддержка пользователей.

Еще один важный вопрос – нормативно-справочная информация и, в первую очередь, товарный справочник. Номенклатура ведь в розничной торговле очень обширная, к тому же самому товару присущи многочисленные маркетинговые признаки, которыми необходимо оперативно управлять, чтобы, например, залежалый товар не оказался на прилавке, а ходовой – на складе.

Портрет «розничного» ERP-потребителя

Если говорить абстрактно, типичным пользователем ERP-системы в торговле на сегодняшний день является компания, которой жизненно необходимы (в ином случае – не выдержит конкуренции) возможности для максимально оперативной обработки значительных объемов информации. Эта информация может быть связана с большим ассортиментом товара, его стоимостью, большими объемами закупок и продаж, логистическими сложностями, территориальной распределенностью, большой численностью сотрудников и т.д. По оценкам некоторых экспертов, насущная потребность в ERP-системе в торговле появляется тогда, когда ритейлер достигает показателя – примерно 80-220 тыс. транзакций в сутки.

Иными словами, речь идет в основном о крупных торговых сетях с существенным территориальным охватом и количеством магазинов, измеряемым десятками и даже сотнями. В то же время все больший интерес к ERP проявляют сети калибром поменьше. Однако, как отмечают эксперты, в их мотивации акценты смещены, как правило, в нескольку иную сторону – владельцы среднего бизнеса чаще задумываются о такой возможности, предоставляемой ERP, как увеличение капитализации компании. Хотя, разумеется, свойственно это далеко не только предприятиям СМБ. Фактор повышения рыночной стоимости компании учитывается при внедрении ERP-системы всеми сетями – и большими, и маленькими. Но, совершенно естественно, что чем меньше у компании шансов выйти в «первую лигу», и даже просто остаться на рынке, тем чаще и серьезнее она задумывается о своей продаже, и, конечно же, по максимально высокой цене. И ERP в данном случае – весомый аргумент для потенциального покупателя.

ERP и российская торговля

Идеологически ERP-система направлена на то, чтобы компания могла максимально четко следовать своей миссии. Как правило, миссия – это получение максимальной прибыли (хотя она может быть и иной – например, завоевание рынка). В то же время, исходя из нынешнего состояния бизнес-процессов, происходящих в российских компаниях, в том числе и торговых, вопросы миссии и достижения «больших» целей в ERP-системах пока не ставятся. Большинство российских игроков в настоящее время рассматривают ERP не как систему, позволяющую решать глобальные задачи, а, скорее, как мощный продукт, в котором можно сосредоточить большинство процессов учета и управления. Таким образом, внедряя ERP-систему, отечественные ритейлеры преследуют сегодня три основные цели: решение задач оперативного бизнес-контура, решение учетных задач и, наконец, повышение рыночной стоимости компании.

Как полагает Михаил Ульянов, партнер группы «БДО Юникон», инициируя ERP-проекты, большинство российских сетей пытается решить через внедрение одновременно все наболевшие вопросы (управление ассортиментом и ценами, управление цепочкой поставок, унификация процессов и учета, внедрение WMS-, HR-, BI-систем и т.д., список можно продолжать вплоть до управления транспортом). По его мнению, каждая из перечисленных задач может быть решена в рамках проекта с понятными сроками и бюджетом при одном обязательном условии – компания методологически подготовилась к проекту такого масштаба. В ином случае остается определить приоритеты «наболевших вопросов», разработать программу проектов и поэтапно приближаться к целевой модели. На этом пути существуют свои «подводные камни», так как современный российский ритейл является высокодинамичным бизнесом.

«Уже после этапа определения основного вектора движения, в компаниях очень сложно проходят процессы реорганизации, – добавляет еще один представитель «БДО Юникон» Ольга Васильева, партнер группы. – Традиционное желание работать «по старинке» сложно преодолевается, а если при этом еще и используются новые технологии, модели, то необоснованное противостояние встречается на проектах еще чаще. Осознание того, что любой проект внедрения, – это, в первую очередь, проект компании, а не внешних исполнителей, также происходит далеко не сразу и не у всех».

При этом, как подчеркивает Андрей Видякин, еще не существует ни одной системы, которая бы целиком покрывала потребности российского розничного бизнеса. Во-первых, сказывается его некоторое отставание от мировых стандартов. Во-вторых, постоянно появляются новые инструменты для удовлетворения потребительских запросов и завоевания новых рынков сбыта – информационные системы не успевают за этими процессами. К тому же, на каждую торговую точку, в каждую палатку не поставишь рабочее место, например, SAP. В составе этой ERP-системы в настоящий момент отсутствует функциональность именно для торговых точек, необходим дополнительный продукт: либо собственные разработки, либо программные продукты крупных производителей.

«В качестве примера комплексного внедрения ERP-системы, в котором мне довелось участвовать, приведу проект внедрения ERP-системы в одной из торговых сетей бытовой электроники, – делится Андрей Видякин. – Я как раз занимался работами по автоматизации процессов розничной торговли. Мы применили следующее решение: в торговых точках оставили прежнюю торговую систему, правда, с существенными доработками для взаимодействия с SAP. SAP играл роль централизованной системы, в которой выполнялись управление запасами в магазинах и распределительных складах, ведение НСИ, бухгалтерский учет. Торговая система имела распределенную структуру, позволявшую магазину работать в автономном режиме собственными запасами. В результате мы смогли автоматизировать следующие бизнес-процессы магазинов: обычные продажи (за наличный расчет, по кредитам и платежным картам); продажи организациям по безналичному расчету; продажи под заказ клиента, в том числе по каталогам; продажа через Internet; продажа с доставкой, в том числе из другого магазина и с распределительного центра; возврат товара от клиента, в том числе с вывозом транспортом торговой компании; складские операции (приемка, отгрузка, складские перемещения, инвентаризация); управление категориями качества товаров. Помимо всего этого, также были автоматизированы процессы закупки товаров и их распределения между региональными распределительными центрами и конечными торговыми точками».

«Спрос на комплексные информационные системы со стороны розничного бизнеса сегодня весьма высок, и он продолжает расти вместе с ростом этого сектора экономики. Компании розницы развиваются, идет процесс слияний и поглощений розничных сетей, что требует от ритейлеров более высокого уровня внутренней организации и поддержки бизнес-процессов, поэтому с ростом объема и сложности бизнеса растет потребность компании в ERP-системе. Достигнув определенного масштаба, компания уже не может обходиться без ERP. Управляемость и контроль со стороны владельцев бизнеса – это основной мотив внедрения», – подытоживает Александр Сиркин, директор проектов в сегменте «Розничная торговля и FMCG» департамента корпоративных систем управления компании IBS.

Цена вопроса

Итак, значимость ERP для розничного бизнеса никаких сомнений не вызывает. Необходимость внедрения подобного рода систем – на лицо. Однако как дорого «встают» компаниям такие масштабные ИТ, какова цена подобных проектов, и насколько быстро они окупаются? Вопросы отнюдь не праздные.

Исходя из практики ведущих отечественных торговых сетей, здесь можно сделать следующие примерные расчеты: лицензии крупным компании обходятся примерно в 4-8 млн долл., само внедрение – в 5-10 млн долл. Плюс – расходы на внутреннюю команду и, конечно, на владение системой. Так, TCO, например, для SAP, по оценкам аудиторской компании Mega Group составляет, около 400-500% от стоимости внедрения, при этом только консультант SAP обходятся ритейлеру в 1-2 тыс. долл. в день. Разумеется, нельзя забывать и о необходимом в данном случае «железе», хотя подсчитать, даже в среднем, его стоимость очень непросто. Единственное, что можно тут отметить – один соответствующий проекту сервер обойдется примерно в 1-2 млн долл. Что же касается окупаемости, то, по приблизительным оценкам аудиторов, у SAP она составляет 48 месяцев после окончания внедрения, у Oracle – 46 месяцев, у Microsoft Dynamics AX этот срок несколько меньше.

Как замечает Ольга Васильева, стоимость внедрения полностью зависит от масштаба предприятия, набора функциональных требований, сложности функционального решения, готовности к оперативной реорганизации компании. «Оценка стоимости проектов включает как минимум три составляющие: лицензии, инфраструктура (сервера, сети, рабочие станции и прочее), услуги по внедрению. Для крупных сетей с широким спектром задач стоимость таких проектов исчисляется в миллионах долларах», – говорит специалист.

По словам же Александра Сиркина, на стоимость внедрения влияет множество факторов, поэтому оценить ее можно лишь приблизительно (в рассматриваемой отрасли это обычно доли процента), а сроки окупаемости могут варьироваться еще сильнее, причем не только в зависимости от ситуации в бизнесе, но и от выбранной методики оценки окупаемости. «В целом, если заказчик четко формулирует бизнес-задачу, которой он хотел бы достичь при внедрении системы, улучшения каких бизнес-параметров он собирается добиться, то результат можно получить в течение года-полутора. Скажем, в некоторых наших проектах шла речь о снижении запасов на складе, повышении оборачиваемости и делалась оценка до и после внедрения. Поверьте, изменение этих цифр в сторону улучшения получалось весьма внушительное», – заключает специалист.

Леонид Волчанинов/ CNews Analytics