Разделы

Телеком Мобильная связь Ритейл Маркет

МТС меняет кошачий корм на SMS

Холдинг X5 и МТС создали виртуального оператора «Алле». Его пользователи будут получать бесплатные SMS и минуты разговора при покупке определенных товаров в сетях магазинов «Перекресток» и «Карусель». Эксперты предполагают, что основной аудиторией проекта станут домохозяйки.

Холдинг X5 Retail Group запустил проект виртуального оператора (MVNO, mobile virtual network operator) «Алле», который будет работать на сети МТС. Примечательно, что руководят проектом выходцы из этого оператора: директор по корпоративным отношениям X5 Михаил Сусов (в 2002 – 2004 гг. был вице-президентом МТС по маркетингу), вице-президент X5 по сервисам Руслан Гурджиян (в 2004 – 2007 гг. - возглавлял в МТС макро-регион «Северо-Запад») и ряд других менеджеров. Впрочем, в X5 говорят, что рассматривали предложения от различных сотовых сетей.

Де-факто X5 будет крупным корпоративным абонентом МТС, выкупающим у него все виды трафика и продавая их абонентам «Алле» по собственным тарифам, говорит Сусов. Де-юре X5 будет действовать как агент МТС, собирая деньги за обслуживание его абонентов и оставляя себе комиссионное вознаграждение. Стоит отметить, что начиная с прошлого года Минкомсвязи начало выдачу специальных лицензий для виртуальных сотовых операторов. X5 такую лицензию получил, но пока ее не использует. Как пояснят Сусов, существующие лицензионные требования предусматривают наличие у MVNO собственного сетевого оборудования.

За три года X5 намерен подключить не менее 500 тыс абонентов, которые будут консолидировать в абонентской базе МТС. На первом этапе проект будет работать в Москве и области, продажу комплектов SIM-карт будут осуществляться в принадлежащих холдингу магазинах «Перекресток» и «Карусель» (в столице их насчитывается более 160). В магазинах будут оборудованы специальные стойки для обслуживания сотовых абонентов ритейлера. В первом тарифе проекта «Алле» - «1-2-3», нет абонентской платы, одна минута разговора стоит 2 руб., 1 SMS – 1 руб. В будущем планируется разработать отдельное предложение и для покупателей сети дискаунтеров «Пятерочка», также принадлежащей X5.


Руководить проектом виртуального оператора в X5 будут сразу несколько выходцев из МТС, в том числе Михаил Сусов

Главной особенностью «Алле» является начисление бонусов за покупки определенных товарных наименований. По словам Михаила Сусова, в этой программе захотели принять участие многие производители, но в связи с необходимостью специальной маркировки соответствующих товаров X5 отобрал лишь нескольких из них: «Вимм-биль-данн», Nestle, «Экстра-М», Bacardi. Например, покупка вишневого сока J7 и творога «Домик в деревне» будет премироваться 1 минутой бесплатных разговоров, пюре «Агуша» и приправы Maggi – 1 SMS, макарон «Знатные» и кошачьего корма «Пурина» - 5 SMS, «Бакарди Супериор» - 5 SMS и 5 минутами, двух каш «Быстров» - 10 SMS и 10 минутами. Бонусный трафик будет оплачиваться производителями приобретенных товаров.

Кроме того, «Алле» интегрирован с бонусными программами «Перекрестка» и «Карусели»: SIM-карта будет привязана к картам участников соответствующих дисконтных программ, бонусный счет станет общим. Если у клиента такой карты нет, то он получит ее при покупке комплекта «Алле». Соответственно, бонусные баллы теперь будут накапливаться как при розничных покупках (от 1 до 9 баллов на каждые 10 руб. покупки в зависимости от ее общей стоимости), так и при пользовании сотовой связью (по одному баллу за каждые потраченные 5 руб. и каждую минуту входящих вызовов от абонентов других операторов, не МТС). Баллы можно будет использовать как при оплате товаров в магазинах сети из расчета 1 балл – 10 коп., так и при покупке пакетов услуг сотовой связи от «Алле» (например, одно SMS-сообщение будет стоить 15 баллов, одна минута звонков – 30 баллов, 5 минут и 5 SMS – 150 баллов).

Гендиректор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков сомневается, что с помощью бонусов удастся привлечь большое число абонентов. «Прошло то время, когда абонент ехал подключаться к оператору через весь город, если тот дарил в подарок зажигалку или кепку, - говорит аналитик. - К тому же в условиях высокого проникновения услуг сотовой связи MVNO-проекты не смогут привлечь большого числа подключений, поскольку они будут вынуждены оказаться быть второй или третьей SIM-картой. В этой связи проект, скорее всего, будет в первую очередь ориентирован на домохозяек». Как показывает европейский опыт, для успеха MVNO-проектов необходима не только известная торговая марка, но и наличие эффективной бизнес-модели, напоминает пресс-секретарь «Мегафона» Татьяна Иванова.

Игорь Королев