Любовь Рыбакова: Ритейлеры уходят от имиджевых ИТ-проектов
Кризис существенно повлиял на российских ритейлеров: некоторые сети столкнулись со сложностями в финансировании, другие прекратили свое существование, третьи же наоборот видят в нынешней нестабильности потенциальные возможности для роста. Производители ИТ-решений для автоматизации торговли следуют за игроками рынка. О сложившейся в отрасли ситуации, изменениях в структуре спроса и перспективах развития CNews рассказала генеральный директор компании Borlas Retail Любовь Рыбакова.CNews: Насколько сильно изменился ландшафт отрасли ритейла в связи с кризисом, какие тенденции прослеживаются?
Любовь Рыбакова: Ритейл – очень динамичный бизнес. Ландшафт сферы розничной торговли постоянно меняется, происходит перераспределение долей рынка между игроками. А в ситуации экономического кризиса эти процессы ускоряются. Если говорить конкретно, то это и смена владельцев ряда сетей, и уход с рынка крупных игроков ("Банана-Мама" и не только), и закрытие магазинов в центре Москвы, где были завышены арендные ставки.
Вместе с тем, часть ритейлеров используют текущую ситуацию для роста: количественного (выкупают другие сети) или качественного – корректируют бизнес-процессы и практику корпоративного управления, рассчитывая на прирост эффективности. Если одни расплачиваются бизнесом за то, что слишком рисковали с кредитами в период бурного роста, то другие держатся стабильно и успешно борются с издержками. На основе закрывающихся или действующих торговых точек уходящих сетей будут появляться другие или создаваться новые, более мощные сети. На рынке есть игроки, готовые сделать прыжок вперед, стать сильнее.
Таким образом, если кратко охарактеризовать ситуацию, - отрасль находится в движении. Риск или шанс изменить свое положение на рынке возрос в разы именно в кризис.
CNews: Как вы оцениваете состояние рынка и его перспективы?
Любовь Рыбакова: По нашим оценкам, перспективы рынка – это развитие и укрупнение сетей, прежде всего за счет слияний и поглощений, а также повышение эффективности за счет внедрения новых технологий торговли.
Что касается краткосрочной перспективы - уже совсем скоро мы не увидим некоторых торговых сетей, к названиям которых привыкли. Уйдут с рынка те, кто, как я уже говорила, слишком рисковал на волне роста, те, у кого качество управления оказалось достаточно низким, те, для кого этот бизнес был непрофильным активом.
Кроме того, обязательно будут усиливать свое присутствие серьезные иностранные сети. Их экспансию тормозили масса ограничений, сложное законодательство и общая нестабильность, однако западные компании преодолевают преграды и все активнее начинают разворачиваться в России, поскольку наш рынок становится все более привлекательным. Поэтому мы готовимся к спросу на ИТ-решения и со стороны западных игроков, в том числе работаем над расширением продуктового предложения.
CNews: А каким образом в нынешних условиях в ритейле меняется отношение к роли ИТ?
Любовь Рыбакова: Общая тенденция в области ИТ для ритейловых сетей сегодня – уход от "имиджевых" проектов и фокусировка на решении насущных бизнес-задач. И это правильный подход. С нашей точки зрения, именно сейчас вложения в информационные технологии могут принести наибольший эффект. Однако есть один существенный момент – предметная область ИТ-проекта должна быть действительно наиболее значимой для основного бизнеса в текущей ситуации.
К примеру, повышенным вниманием со стороны компаний сегмента non-food пользуются сейчас аналитические решения. При имеющемся разнообразии, как правило, не интегрированных между собой в рамках одной сети программных продуктов быстро наладить оперативный и объективный контроль показателей работы компании можно только за счет использования аналитических решений, например, Business Intelligence (BI).
Эффект от применения таких решений значителен: так, они дают возможность обоснованно распределять товар между магазинами сети, отслеживать эффективность каждого направления деятельности, снижать риски (например, при закупке новых коллекций одежды), улучшать управляемость и увеличивать прибыльность бизнеса в целом. И все происходит оперативно, что особенно важно: ведь ритейл - это бизнес, который должен идти на высокой скорости.
Сравните эти методы бизнес-анализа с традиционным способом сбора данных в формате электронных таблиц – он трудоемок, медлителен и связан с риском ошибок сотрудников. Кроме того, я вижу, что многие владельцы торговых сетей сейчас вернулись к оперативному управлению бизнесом. Как раз для них BI-решения весьма удобны: быстро перерабатывают весь объем информации и позволяют строить системы целей и показателей, анализировать результаты предыдущих управленческих решений. Любые другие способы сбора и представления аналитических данных ни по скорости подготовки данных, ни по их качеству уже не удовлетворяют сегодняшним требованиям. А в условиях кризиса потери от ошибочных решений топ-менеджмента могут оказаться слишком существенными.
CNews: Как вы оцениваете сейчас возможности превращения интереса ритейлеров к BI-решениям в реальные проекты по их внедрению?
Любовь Рыбакова: Если говорить о текущей ситуации, то мы только что закончили проект по внедрению аналитического решения для известной сети магазинов Companys, InWear/Matinique. В перечне требований к системе были полная прозрачность и актуальность отчетности по коллекциям, поставщикам, продажам и ценам вплоть до каждой единицы товара, а также оптимизация закупок на основе анализа динамики продаж.
Любовь Рыбакова: Именно сейчас вложения в ИТ могут принести наибольший эффект
Borlas Retail предложил компании установить разработанное на платформе Oracle Business Intelligence аналитическое решение для торговли. В качестве платформы для хранилища данных был выбран Microsoft SQL 2005. Благодаря наличию типового решения разработка технического задания заняла минимальное время, а проект в целом шел всего три недели, включая консультации с пользователями и реализацию их дополнительных пожеланий. Стандартный набор отчетов мы расширили за счет ряда новых, учитывающих специфику компании и наиболее полезных в работе менеджеров Companys. Этот проект очень показателен с точки зрения анализа текущего спроса, среди ключевых критериев выбора: оптимальная стоимость, быстрота проекта, кастомизация решения и отраслевая экспертиза компании как гарантия качества и, главное, возможность сразу же получить результат.
CNews: Что еще востребовано торговым сектором в текущих условиях?
Любовь Рыбакова: Для управления розничным бизнесом по-прежнему актуальны российские решения: они лучше адаптированы к законодательству, не нагружены "особенностями" локализации, надежны и экономичны. Но по мере консолидации бизнеса, укрупнения сетей, усложнения управленческих задач растут требования к качеству и оперативности отчетности, анализа и прогнозирования. Для соответствия этим требованиям нужно переходить на более функциональные и проверенные западные решения.
Мы развиваем функциональность ИТ-продуктов и с точки зрения требований меняющегося законодательства, и функционально, дорабатывая их по заявкам наших клиентов. Для большинства этого достаточно, но остается еще пул более требовательных ритейлеров (прежде всего, крупная сетевая розница), у которых уровень зрелости бизнес-процессов высок и требует более серьезных систем автоматизации. Прогнозируя перспективы роста этого рынка, мы вводим в свою продуктовую линейку серьезные западные решения, тестируя их возможности вместе с вендорами и клиентами.