Любовь Рыбакова: Ритейлеры уходят от имиджевых ИТ-проектов
Кризис существенно повлиял на российских ритейлеров: некоторые сети столкнулись со сложностями в финансировании, другие прекратили свое существование, третьи же наоборот видят в нынешней нестабильности потенциальные возможности для роста. Производители ИТ-решений для автоматизации торговли следуют за игроками рынка. О сложившейся в отрасли ситуации, изменениях в структуре спроса и перспективах развития CNews рассказала генеральный директор компании Borlas Retail Любовь Рыбакова.Отмечу также, что все больше розничных предприятий используют мобильные технологии сбора и передачи данных при автоматизации бизнес-процессов как в торговом зале, так и за его пределами. Все чаще мы видим переход с пакетного режима сбора данных к онлайновому, что, в свою очередь, требует наличия беспроводной сетевой инфраструктуры. Часто это становится новой статьёй затрат, но, по оценкам клиентов, такие инвестиции себя оправдывают.
В условиях борьбы за каждого клиента возрос интерес к системам лояльности. Теперь недостаточно предоставлять всевозможные скидки - необходимы дополнительные инструменты.
CNews: Готовы ли российские поставщики удовлетворить спрос на новые решения?
Любовь Рыбакова: Сложно ответить за всех, тем более когда ситуация на рынке нестабильная. Скажу в отношении нашей компании: готовы. Мы стремимся не просто идти в ногу с требованиями рынка, а предугадывать их, поэтому постоянно инвестируем в развитие своего продуктового портфеля. Один из примеров касается системы лояльности – мы разработали решение, позволяющее накапливать, учитывать и применять различные бонусы клиентам, причем в режиме реального времени.
Мы развиваем мобильные приложения в составе наших решений. Расширяем сотрудничество, например, с компанией Motorola как в области радиочастотной идентификации (технология RFID) и штрихового кодирования, так и в сфере мобильных промышленных компьютеров и беспроводных сетей. В ближайшие 10 лет технология RFID, позволяющая находить, отслеживать путь и сортировать неограниченное количество предметов и товаров, станет общепринятой в ритейле и приведет к значительному снижению издержек.
CNews: Розничные компании всегда были особенно сильно зависимы от банковских кредитов. Всем известно, какие сложности испытывала, например, сеть "Седьмой континент", получившая margin call. Каким образом это сказывается на ИТ-бюджетах?
Любовь Рыбакова: Перед кризисом мы видели, как бурный рост требовал от ритейлеров больших финансовых затрат, но и прибыль обещал значительную. Многим было важно привлечь инвесторов, а в число факторов, повышающих инвестиционную привлекательность, входит наличие известной на Западе ИТ-системы. Как следствие, мы наблюдали старт проектов по внедрению ERP в рознице. Как только необходимость в такого рода капитализации отпала, ряд проектов был свернут. Это говорит только о том, что проекты не являлись существенными для ведения бизнеса - у них были другие задачи.
Любовь Рыбакова: Повышенным вниманием со стороны компаний сегмента non-food пользуются сейчас аналитические решения
При этом осталась текущая деятельность ритейлеров, которая требует ИТ-поддержки. Бюджеты на эту статью затрат выделяются с сокращенными объемами, но без резкого падения, ведь это вопрос жизнеспособности бизнеса.
Естественно, из-за закрытия торговых точек упал объем продаж оборудования, но спрос на ПО и его обслуживание остался. По результатам первого квартала 2009 года мы зафиксировали тот же уровень продаж своих программных продуктов, что и за аналогичный период 2008 года. А объем оказываемых нами услуг даже вырос.
CNews: Каким образом ваша компания смогла приспособиться к изменившимся экономическим условиям? Какие проекты вы сейчас ведете?
Любовь Рыбакова: Думаю, залог нынешней стабильности – накопленная нами за 8 лет клиентская база. И кризис – лишь временное явление, которое на наши с клиентами отношения кардинально не повлияет. Более того, на фоне кризиса у нас появились интересные проекты, отличающиеся от стандартной автоматизации сетей. Заказчиком выступают торговые центры, точнее, управляющие компании. Их заинтересовало решение, связанное с технологией оплаты аренды как процента с оборота. Без сомнения, это более прогрессивная технология ведения бизнеса, давно принятая в Европе и благодаря кризису имеющая шанс закрепиться у нас. Первыми заинтересовались наши действующие клиенты, которые имеют необходимое оборудование и положительный опыт работы с Borlas Retail. Сейчас мы ведем такой проект с крупным региональным торговым центром.
Еще один интересный проект мы ведем с группой компаний "Ташир", которая открывает сеть мультибрендовых магазинов "Модный Альянс" в своих торговых центрах. Это новый формат в ритейле, когда компаниям предоставляется возможность входа в торговые центры практически без издержек на оборудование, отделку, эксплуатацию магазина, ИТ-системы . Фактически ритейлеры становятся не арендаторами, а поставщиками в магазины "Модного Альянса". Мы полностью обеспечиваем автоматизацию товародвижения и процесса продаж, включая поставку специализированного торгового оборудования.
Одна из возможностей, рассматриваемых ритейлерами, – параллельное открытие интернет-магазинов, которые могут способствовать притоку посетителей в действующие магазины и повысить продажи. Совместно с компанией "Направление.RU" (разработчик интернет-магазинов), мы создали решение, в котором единый товарный учет ведется как в виртуальных, так и в реальных магазинах.
Любовь Рыбакова: Насколько "российским" будет ритейл в России, покажет время
Среди проектов, которые мы недавно реализовали : автоматизация франчайзинговой региональной сети компании Nike в ряде городов на Урале. Параллельно открывали бутик Chanel с нашим оборудованием и ПО в Екатеринбурге и скоро откроем еще один в Москве. Продолжаем сотрудничество с любимой нами компанией Bosco di Ciliegi, расширяющей свою сеть магазинов.
Так что залог наших успехов – в работе, в том числе на перспективу. Да, мы чувствуем кризис, но наш бизнес функционирует эффективно. Мы также хотим использовать возможности, которые дает кризис и одна из них – кадровая, мы планируем усилить нашу команду за счет приглашения профессиональных специалистов.
CNews: Что позволяет вам сохранять оптимизм в отношении своего бизнеса даже в кризис? Основывается ли он на вере в светлое будущее российского ритейла?
Любовь Рыбакова: Ритейл необходим нам всем, поэтому он вечен. А если серьезно, то насколько "российским" будет ритейл в России, покажет время. Пока западным сетям не удалось переломить ситуацию в свою пользу, и вряд ли удастся в ближайшие годы.
Впрочем, наши успехи зависят не от того, российские или западные магазины мы обслуживаем, а от того, насколько хотим добиться успеха вместе с каждым клиентом и насколько слаженно, командно работаем. Мне очень нравится то, чем я занимаюсь. Я люблю свое дело. Даже не просто люблю, а живу им.
А кризис… он просто сделает нас сильнее.