Разделы

Ритейл Логистика Общепит

Павел Иванов: Современный логист немыслим без знания ИТ

Современный крупный склад – это сложное техническое сооружение, управление которым требует использования новейших информационных технологий, в частности автоматизированных систем управления складскими процессами. Об опыте внедрения WMS, возникших сложностях и принятых решениях CNews рассказал Павел Иванов, директор по логистике "Марр Руссия"

Одним из минусов такого способа внедрения является удорожание проекта. Но, на наш взгляд, оно с лихвой окупается тем, что в отличие от традиционного способа, нет риска не довести дело до конца. Не секрет, что есть множество проектов сложных программных комплексов WMS/ERP, внедрение которых ведется традиционным способом и очень часто затягивается, начальные бюджеты превышаются иногда и в разы – а все это результат того, что в самом начале проекта очень трудно предусмотреть все детали. При итерационном способе внедрения уже заранее закладываются возможности наращивания функционала, дополнительной детализации и проч. Мы с самого начала имели работоспособный прототип, который постоянно и всесторонне изучался нашими людьми, и всегда видели недостатки. По ходу работы мы, например, меняли стратегию подбора товара, т.к. она не устраивала нас по производительности, по точности или по возможностям консолидации.

CNews: В чем заключались особенности проекта? Отмечались ли какие-либо сложности?

Павел Иванов: Специфика бизнеса нашей компании, естественно, самым непосредственным образом сказывалась на процессе внедрения. Наиболее сложным и затратным для нас оказалось внедрение системы “traceability” - отслеживания продукции. Суть данной системы заключается в том, что по требованию клиента (в данном случае это McDonald’s и Burger King) мы обязаны в течение нескольких часов с точностью до конкретной коробки, отгруженной клиенту, указать, когда и от какого поставщика/поставщиков был принят или кем изготовлен данный продукт. Данная система является одним из важнейших компонентов международного стандарта пищевой безопасности и позволяет, например, отследить, из мяса какой конкретно коровы была изготовлена данная котлета. Здесь "Марр Руссия" является лишь одним из звеньев в длинной цепочке отслеживания продукции, именно поэтому мы обязаны поддерживать такую возможность. К чести Manhattan, задача была решена очень хорошо.

Также специфической для нашего бизнеса является выписка кроме стандартного набора грузосопроводительной документации еще и ветеринарных свидетельств. С точки зрения WMS это означает выгрузку из системы данных о параметрах готовых к отправлению товаров: информации о производителе товара, даты выработки и так называемого "клейма" производителя. Для Manhattan, к счастью, это оказалась довольно простая операция.

Другой особенностью было внедрение весового подбора или, более общо, поддержка неточного подбора. Суть состоит в том, что в нашем бизнесе клиент заказывает приблизительное количество товара – скажем, два куска такого-то мяса. Каждый кусок имеет свой уникальный вес. В начальной конфигурации WMS "не умеет" подбирать приблизительное количество и всегда оперирует точными цифрами. Есть, конечно, лежащее на поверхности решение дать WMS задание на подбор не конкретного веса, а двух кусков. Но оно подразумевает хранение в системе веса каждого куска. В принципе, такие решения есть, например, в итальянском отделении "Марр", куда мы ездили в период подготовки к внедрению. После изучения итальянского опыта мы отказались от этой идеи, поскольку для этого необходимо дисциплинировать всех поставщиков и обязать их маркировать каждый кусок, что нереально, учитывая количество, разнородность и обширную географию поставщиков "Марр Руссия". Мы выбрали другой путь, а именно модификацию базовой функциональности Manhattan, где в качестве параметра подбора указывалась еще и его точность.

Сложным этапом была интеграция WMS Manhattan с системой складского учета высотного автоматизированного склада WMS Systore. Сложность была не столько в сопряжении двух независимых WMS, но в большей степени в том, что у нас не было возможности тестирования. WMS Systore настолько тесно интегрирована в "железо" высотного склада, что все работы приходилось делать "вживую". Свою роль также играли и языковые факторы. Некоторые наши итальянские коллеги, специалисты по WMS Systore никакого языка, кроме итальянского, не знали. Многие вещи понимались и делались на основе интернациональных жестов и универсальных языков программирования.

Много сил ушло на интеграцию WMS Manhattan с производством. Для управления производством гамбургеров используется специализированная производственная программа PPS (Patty Plant Software) – в качестве входных параметров она использует параметры отслеживания продукции и специальные баркоды. Кроме того, естественно, требуется синхронизация мастер-данных и получение на выходе программы данных о произведенной продукции. Как и в предыдущем случае, проблема была опять же в отсутствии возможности тестирования. PPS тесно интегрирован с уникальным производственным оборудованием, эмулировать которое очень сложно, и нам опять приходилось работать "вживую".

CNews: Каковы итоги проекта? Насколько удобной оказалась система для пользователей? Что приобрела компания "Марр Руссия" с внедрением WMS? Планируете ли вы развивать систему?

Павел Иванов: Основным итогом проекта я считаю то, что WMS Manhattan в корне изменила не столько систему складского управления, но и саму компанию "Марр Руссия". Если до Manhattan это была традиционная компания с традиционной системой складского управления и штучной сборкой товара, то после внедрения Manhattan мы получили конвейер. Причем очень прозрачный и легко масштабируемый. Мы всегда видим и знаем кто какой товар собирал, кто, где, когда и какие делал ошибки, где и какой товар находится, что с ним происходило и происходит, кто и как работает и прочее.

Сейчас идут плановые работы по наращиванию количества отчетов, корректируются некоторые бизнес-процессы, отшлифовываются навыки сотрудников. Если говорить о будущих модификациях системы, то сейчас мы видим потребность в разработке веб-интерфейса, есть планы по реализации системы подбора по LIFO и прочее. Наша инсталляция WMS Manhattan - это живой продукт, который постоянно будет модифицироваться, улучшаться и доделываться. В этом смысле у нас продолжаются итерации.

CNews: Как происходило обучение сотрудников навыкам работы в новой системе? Наблюдались ли какие-либо трудности?

Павел Иванов: Особенных трудностей с обучением сотрудников у нас не было. Благодаря итерационной схеме внедрения у нас всегда был костяк очень хорошо обученных сотрудников, которые по мере наращивания функционала системы постепенно передавали опыт своим коллегам. Конечно, был однажды критический момент, когда товаропоток через новый склад скачкообразно вырос в несколько раз, и у нас ощущалась нехватка обученного персонала. Но буквально в течение нескольких дней проблема была решена.

CNews: Какие планы на будущее есть у компании в проектах по автоматизации?

Павел Иванов: Следующим этапом автоматизации будет внедрение новой ERP-системы, и это только вопрос времени.