Разделы

Ритейл Розница

Розница: правила антикризисной информатизации

Несмотря на падение ИТ-расходов в 2014 г., ИТ – отделам розничных компаний и поставщикам решений есть и будет чем заняться. Усиление конкуренции, передел рынков, необходимость сокращать издержки и искать способы повышения маржинальности – таковы реалии современного российского ритейла. И без информационных технологий здесь не обойтись.

Анализ поведения потребителей компаний Mary Kay и Oriflame показал отсутствие сезонных пиков, характерных для офлайн торговли. В тоже время ярко выраженный всплеск потребительской активности наблюдается несколько раз в течении месяца, фиксируются и ежедневные пики, в несколько раз превышающие средние. «Пиковые нагрузки, которые часто становятся для ИТ–служб серьезным испытанием, у нас проходят безболезненно», – рассказал Константин Быстров, ИТ-директор Oriflame в России и СНГ. Компания использует Windows Azure. По мнению Константина Быстрова, с помощью облачных технологий можно экономить как минимум треть ИТ-бюджета. В том числе за счет возможности предварительно протестировать решение вендора. «В облаке можно подключить на время любое решение без внедрения, как это происходит в традиционной инфраструктуре», – отметил он. Принцип «платишь за то, что используешь» удобен, также как и высокая скорость внедрения. Но работа в облаке требует подготовленных специалистов. «Традиционная SQL и SQL в облаке сильно различаются», – заметил он.

Облачные технологии актуальны и при решении вопросов безопасности. Денис Староверов, начальник отдела информационных технологий «Ив Роше Восток», поделился опытом создания резервного ЦОД для российского отделения компании, которое является вторым по объемам продаж в мире. Спикер напомнил историю об ИТ-администраторе MacDonalds, «убившем» более 80 виртуальных машин. «Ив Роше Восток» рассматривала несколько вариантов создания резервного ЦОД. «Вариант дублированной «физической» системы был признан самым дорогим. Полный «переезд» в облако также потребовал бы значительного увеличения затрат на каналы связи. Распределение инфраструктуры между облаком и собственными серверами не спасло бы в случае полного уничтожения ЦОД. Схема построения резервного облачного ЦОД (он «включается» при получении соответствующей команды), при сохранении основной системы внутри компании, оказался оптимальным по соотношению цена/риски», – рассказал он.

Онлайн-проекты: логистика всего

С необходимостью иметь штат ИТ-специалистов, специально подготовленных для работы с облачными технологиями, согласен Егор Хлуднев, ИТ директор холдинга KupiVIP.ru. Компания использует 360 виртуальных серверов. «К сетевой структуре с распределенными офисами и возможностью подключения к системе контрагентов по всему миру постепенно приходят все», – отметил он.

Егор Хлуднев рассказал об особенностях развития ИТ в сегменте онлайн торговли. Особую актуальность приобретает развитие мобильных приложений и мобильных касс (50% покупок у KupiVIP.ru оплачивается на месте). При этом, по его словам, найти решение для мобильных касс, полностью удовлетворяющее потребностям ритейлера, компании пока не удается. Принципиально значимым для онлайн ритейлера является и выстраивание системы персонализации предложений и систем управления всеми каналами связи, а также защита от DDos-атак.

В 2013 г. «Утконос» закрыл все точки продаж и самовывоза, и теперь позиционирует себя как продуктовый интернет – супермаркет. По словам, Сергея Еремеева, руководителя отдела автоматизированных систем управления «Утконос», компания сосредоточилась на том, чтобы сделать доставку максимально удобной. «Стандартный срок доставки составляет 3 часа, но покупатель может заказать и доставку к конкретному времени», – рассказывает он. Он поделился опытом создания системы мониторинга передвижения автотранспорта, которая позволяет клиенту отслеживать передвижение своего заказа, без необходимости «караулить» машину. «Благодаря мониторингу мы сократили пробег и расходы на топливо, разработали систему мотивации водителей. Улучшили точность соблюдения сроков доставки, тем самым повысив лояльность клиентов и минимизовав звонки в колл-центр», – рассказал Сергей Еремеев.

Продукты и решения

Через сотрудников компании-интегратора проходит множество компаний, благодаря чему можно составить картину типичных узких мест в сфере ИТ у участников рынка. По словам, Дмитрия Савочкина, руководителя проектов департамента корпоративных продаж «Ланит», до сих пор множество рутинных процессов у ритейлеров не автоматизированы. Ручная обработка документов, длительные сроки их согласований и проблемы, возникающие при изменении процедур, тормозят развитие бизнеса и приводят к дополнительным затратам.

В тоже время, современные ИТ-продукты и облачные технологии позволяют организовать электронный документооборот с большим количеством участников при помощи простой настройки, «без единой строчки кода». Дмитрий Савочкин привел пример проекта, выполненного «Ланит» для интернет-магазина KupiVIP.ru, в котором использовалось платформа Microsoft SharePoint Server (она бесплатно включатся в пакет для корпоративных пользователями Microsoft), Nintex Workflow – визуальный конструктор рабочих процессов в среде Microsoft SharePoint Server и Nintex Mobile, позволяющая работать со всеми задачами на мобильных устройствах. В результате срок согласования договоров сократился с 1 месяца до 1 недели, отпала необходимость расширения юридического отдела. Решение было внедрено в течении 3 месяцев, теперь интегратор планирует использовать его и у себя в компании.

Михаил Ушаков, генеральный директор группы компаний ТОНК, отметил преимущества использования IPC (индустриальных промышленных компьютеров) в ритейле. «На мировом рынке доля рабочих станций IPC, которые позволяют свести до минимума влияние человеческого фактора, составляет 10–12%, в России этот рынок только развивается», – отметил он. Российская компания ТОНК производит рабочие станции на базе процессоров Intel и AMD, изначально выстроенные под специфику работы тех или иных сотрудников. Среди ее клиентов – один из крупнейших автодилеров «Независимость», сеть супермаркетов SPAR.

О необходимости оптимизации логистических схем говорили практически все участники секции. Тамара Жданова, директор по развитию направления Россия компании Generix Group, рассказала о специфике организации логистики в сфере e-commerce, ключевым фактором успешности которой является скорость обработки данных. «Требования к участникам рынка электронной торговли напрямую связаны со спецификой запросов так называемого кибер-покупателя. Поэтому логистика электронного бизнеса должна отвечать более высокому ритму и более жесткими запросам оперативности и гибкости», – сказала она, и подчеркнула, что логистика возврата, которую не всегда учитывают ритейлеры, не менее важна, чем логистика поставок при работе с современным интернет-шоппером. Независимая французская компания Generix Group, одним из основных направлений работы которой является разработка специализированных решений для сферы розничной торговли, теперь работает и в России, где совместно с Accentis реализует проекты для Leroy Merlin, «Ашан» и других компаний.

Екатерина Сирина


Презентации участников конференции

Презентация Мушаков Игорь, директор по ИТ, X5 Retail Group N.V.
ИТ стратегии и приоритеты Ритэйла в России. 'Передел пирога' vs 'новые земли'
Презентация Савочкин Дмитрий, руководитель проекта департамента корпоративных систем, Ланит
Электронный документооборот и совместная работа как инструменты сокращения издержек в ритейле
Презентация Ушаков Михаил, генеральный директор, Группа Компаний ТОНК
ТОНК - компьютеры для капиталистов
Презентация Жданова Тамара, директор по развитию бизнеса по России, GENERIX Group
Ритейл и e-Ритейл - одна логистика на двоих? Выигрышный подход к логистике интернет коммерции от GENERIX Group
Презентация Разгуляев Валерий, управляющий информацией, Избёнка – ВкусВилл
Реализация проекта перехода с учётной системы Access на 1С
Презентация Евгения Лапина, директор Проектного офиса, Эльдорадо
Как превратить ИТ в конкурентное преимущество компании?
Презентация Быстров Константин, IT-директор в России и СНГ, Oriflame
Облачные технологии в бизнес-приложениях Oriflame
Презентация Еремеев Сергей, руководитель отдела автоматизированных систем управления, УТКОНОС
Интернет-гипермаркет «УТКОНОС»: система мониторинга передвижения автотранспорта
Презентация Карпенко Дмитрий, ИТ-директор группы компаний «Обувь России»
Интернет-магазин и традиционная розница: синергия или конкуренция?
Презентация Долгов Александр, руководитель программы проектов SAP, Юлмарт
Скорость изменений IT-платформы – ключевой фактор успеха
Презентация Скачать архив целиком