Разделы

Ритейл Розница

Розница: правила антикризисной информатизации

Несмотря на падение ИТ-расходов в 2014 г., ИТ – отделам розничных компаний и поставщикам решений есть и будет чем заняться. Усиление конкуренции, передел рынков, необходимость сокращать издержки и искать способы повышения маржинальности – таковы реалии современного российского ритейла. И без информационных технологий здесь не обойтись.

Реализация задач в условиях сокращения ИТ-бюджетов, по мнению участников секции «Розница», состоявшейся в рамках CNews Forum 2014, оттачивает профессионализм ИТ-директоров, способствует внедрению гибких форм работы, учит «айтишников» лучше понимать задачи бизнеса, а руководителей компаний выстраивать эффективную коммуникацию с ИТ-службами.

О том, что ИТ – инфраструктура является серьезным конкурентным преимуществом компаний, известно давно. Сегодня компании на практике могут убедиться в том, что существенного сокращения издержек можно добиться путем грамотной автоматизации управленческой отчетности, использования оборудования, не требующего высокой квалификации сотрудников, и сокращения времени его освоения за счет создания видео-инструкций.

Движение в сторону омниканального ритейла ставит перед ИТ такие задачи, как создание единых хранилищ данных. Заметен интерес к использованию облачных технологий, которые особенно актуальны для интернет-магазинов. Точность управления запасами, логистикой, ценообразованием, становятся ключевыми факторами успешности. Но этого недостаточно. Ритейлерам приходится постоянно искать (а ИТ отделам реализовывать) «новые фишки», способные привлечь покупателя. Как заметил, один из участников секции «Всем нам надо постоянно что-то придумывать».

Продуктовый ритейл: оптимизация логистики и поддержка интенсивного развития

«Передел пирога» и освоение новых земель – таковы ближайшие задачи лидеров рынка розничной торговли, считает Игорь Мушаков, директор по ИТ, Х5 Retail group N.V. За последние 5 лет доля сетевой розницы (федеральные и региональные сети) выросла с 41% до 63% и все больше поджимает традиционную торговлю, при этом до зрелости рынка и свойственной ему консолидации России еще далеко. Сейчас на долю пятерки крупнейших игроков продуктового ритейла (Х5 Retail group, «Магнит», «Ашан», «Дикси» и «Метро») приходится 21% рынка, в то время как для большинства европейских стран, США это доля составляет от 40 до 70%.

Борьба разворачивается за долю рынка в каждом из регионов. По мнению Игоря Мушакова, в ближайшие 3 года усилия ИТ-служб федеральной розницы будут направлены на поддержку интенсивного роста и обеспечение операционной результативности сетей в условиях открытия новых объектов и реализации сделок M&A. «При стремительном беге есть опасность потерять контроль. Нам нужно «научить» систему быстро принимать новые магазины, новые форматы, и новые идеи», – говорит он. Фокус смешается на обеспечение децентрализованного менеджмента, при том, что централизация не менее важна, в том числе для анализа и прогнозирования.

Без прогнозирования невозможно эффективное внедрение новых технологий торговли, а это уже стратегическая задача, также как и развитие новых каналов продаж. «Инновационные технологии работают не «за», а «против» ритейлера, если покупатель не получает ожидаемого, например, из-за невозможности забрать заказанный набор продуктов любой точке выдачи», – подчеркнул Игорь Мушаков.

Покупатели хотят не только иметь возможность покупать продукты разными способами, им нужны разные форматы магазинов. Торговая сеть «Избенка – ВкусВилл» специализируется на продаже фермерских продуктов с короткими сроками хранения, что определяет необходимость круглосуточного функционирования предприятия и выдвигает высочайшие требования к надежности систем. Валерий Разгуляев, управляющий информацией «Избенка – ВкусВилл», рассказал о реализованном его командой проекте перевода учетной системы компании с Access на «1С Финансы» без остановки работы компании. «Эффективность системы автоматизации напрямую зависит от понимания программистами конечной цели и способов ее достижения. Это необходимо объяснять и понимать, что в возникающих проблемах программист виноват меньше всего», – отметил он. Отсутствие доверия между программистом и заказчиком, по расчётам Валерия Разгуляева, приводит к удорожанию проекта на 30–60%. Не менее важно и наличие квалифицированного руководителя проекта, имеющего все необходимые полномочия.

Гибкость как требование времени

Рынок бытовой техники и электроники в России продвинулся по пути консолидации дальше, чем продуктовый ритейл. Небольших офлайн компаний практически не осталось, а конкуренция, в том числе с онлайн торговлей, настолько высока, что на фоне ухудшающейся экономической ситуации игроки покидают поле один за другим. Юрий Сафронов, директор по информационным технологиям «Белый Ветер цифровой», сообщил, что 18 августа 2014 г. компания подала заявление о банкротстве. Изменение статуса позволило постоянному участнику форумов CNews сосредоточиться на «разборе полетов».

Необходимость развития информационных систем «сверху вниз» теоретически осознаваема всеми, но редко, по мнению Юрия Сафронова, реализуется на практике. Часто ИТ-задачи идут от конкретных пользователей. «Однако, прибыльность и маржинальность операций различна, и это важно учитывать при построении ИТ-структуры, которая должна стать отражением стратегии бизнеса», – говорит он. Стратегия подразумевает идеальный конечный результат. Постоянное соотнесение с ним тактических решений, позволяет выбирать наиболее необходимые.

Юрий Сафронов описал опыт внедрения схемы кассового обслуживания, позволяющей работать в условиях омниканального ритейла в магазинах сети «Белый ветер» при помощи гибкой методологии agile. Отказ от «водопадной» методологии не только минимизировал расходы, но и позволил привлекать кассиров на этапе описания процессов и разработки интерфейса, что позволило создать удобный моноблок для расчетов. Треть операций можно выполнять без обучения, использование системы touch-screen было положительно принято кассирами.

С преимуществами гибкого подхода согласны представители сети «Эльдорадо», описавшие недостатки классической схемы внедрения ИТ-технологий. Менеджмент, который формирует техзадание, далеко не всегда знаком с особенностями построения ИТ-архитектуры, в свою очередь, ИТ-специалисты не владеют бизнес-терминологией. В результате, создаваемая архитектура часто отстаёт от реальных потребностей компании. Сейчас в «Эльдорадо» используют «релизную схему», предполагающую тестирование и внесение изменений на каждом этапе внедрения, а в качестве посредника между менеджментом и ИТ-службой выступает проектный офис. Евгения Лапина, директор проектного офиса «Эльдорадо», пояснила, что ее отдел «отвечает за изменения в компании», и рассказала о преимуществах, которые дает наличие проектного офиса. «Каждое потенциальное изменение мы анализируем с точки зрения бизнес-процессов, оцениваем потенциальные риски, включая влияние изменений в одном из процессов на все остальные. Обязателен расчет экономического эффекта. Такой подход позволяет правильно расставлять приоритеты, ведь на все планируемые изменения не хватает средств», – говорит она.

Мнение коллег поддержал и Александр Долгов, руководитель программы проектов SAP «Юлмарт». «Для достижения успеха важнее всего подход, технологии вторичны», – заметил он. Ключевые его элементы – подчинение ИТ-стратегии бизнес-стратегии, качество логистики, скорость изменения ИТ-платформы. «Мы не работаем водопадным методом, и у нас нет длинных проектов», – сказал Александр Долгов. Максимальный срок внедрения ИТ-проекта в компании «Юлмарт», которая стремительно развивает как географию присутствия, так и ассортимент, составляет 3 месяца.

Нонфуд: эволюция продаж

Для сетей электроники и бытовой техники наличие множества каналов продаж уже стало необходимым условием выживаемости. Для ритейлеров других сегментов нон-фуд, особенно работающих в регионах, выход в интернет и создание колл-центров, дает маркетинговые преимущества. Новосибирской компании «Обувь России», имеющей более 450 магазинов в 100 городах России, создание нескольких интернет-магазинов позволило привлечь молодежную аудиторию и расширить географию за счет жителей отдаленных городов и поселков, что привело к росту продаж. При этом создание платформы для новых каналов продаж на основе существующей логистической схемы, по словам Дмитрия Карпенко, ИТ-директора группы компаний «Обувь России», не потребовало существенных затрат. «Единственная проблема, с которой мы столкнулись – сопротивление персонала. Она была решена с помощью изменения показателей KPI и схемы начисления бонусов», – сказал он.

Для лидеров сетевого маркетинга интернет давно уже является основным каналом поступления заявок. «Мы также переживаем эволюцию продаж», – отметил Илья Садовенко, директор направления ИТ Mary Kay. Идеология компании, базирующаяся на прямой коммуникации между клиентом и продавцом, позволила ей выйти в лидеры сегмента e-commerce. По объему оборота в сети, по словам Ильи Садовенко, Mary Kay и Oriflame входят в десятку мировых лидеров. «В 2007 г. количество заказов через интернет у Mary Kay составляло 60%, сейчас во многих странах оно достигает 95%», – рассказал он. ИТ-службе компании пришлось учиться обрабатывать огромное количество заявок. Эффективно решать возникающие проблемы в рамках существующих ERP-систем оказалось невозможным, помогло внедрение MDM (master data management).

Дмитрий Савочкин: ИТ-инвестиции ритейла растут на 10% ежегодно

Дмитрий Савочкин

Дмитрий Савочкин, руководитель проектов департамента корпоративных систем компании «Ланит», рассказал, как будет развиваться ИТ в ритейле, какие решения наиболее востребованы и способствуют снижению издержек бизнеса.

CNews: Как будет развиваться ИТ в ритейле в условиях экономического спада 2015 г.?

Дмитрий Савочкин: Большинство компаний предпочтет извлечь максимум пользы из тех решений и систем, которые были внедрены в предыдущие годы. Спрос будет на решения, позволяющие автоматизировать основные бизнес-задачи: закупки, работу с поставщиками, управление каталогами продукции, складом, логистикой.

Читать далее