Спецпроекты

На страницу обзора
Честной компании не стоит бояться аутсорсинга
В компании «Комкор», работающей под торговой маркой «Акадо Телеком», первый аутсорсинговый проект был реализован в 2010–2011 годах. Тогда все работы по обслуживанию печатной техники были переданы подрядчику, который разместил своих сотрудников на территории обслуживания. Экономия «Акадо Телеком» на обслуживании от этой меры составила около 40%. Сейчас в руководстве провайдера обсуждают пилотные проекты по переводу сотрудников, обслуживающих линии связи и подключающих абонентов, в подрядные организации. Главные трудности в этой сфере, по словам Андрея Литвиновича, директора по ИТ «Акадо Телеком», связаны с контролем исполнения подрядчиком своих обязательств.

Андрей Литвинович

CNews: Какие приоритетные задачи стоят перед департаментом ИТ вашей компании?

Андрей Литвинович: Задачи, которые стоят перед ИТ-подразделением нашей компании, определяются потребностями бизнеса и указаны в ИТ-стратегии. Приоритетной задачей в краткосрочной перспективе для нас станет объединение под брендом «Акадо Телеком» инфраструктуры предприятий «Комкор» и «Акадо-Столица», расположенных в Москве и Московской области. Поэтому основным направлением для дирекции ИТ является реорганизация, приведение отдельных подразделений компаний, участвующих в слиянии, и их информационных систем к единому стандарту «Акадо Телеком». В итоге мы получаем синергию от слияния, получаем новые технологии от поглощаемых организаций, а те – наши знания. Отмечу, что бизнесы – разные, а наша задача – создать единую комфортную среду для деятельности всех сотрудников.

CNews: Как вы можете охарактеризовать ландшафт объединяемых компаний? Можно ли говорить о зоопарке решений?

Андрей Литвинович: Работа по интеграции ИТ-систем компаний под началом «Акадо Телеком» началась еще два года назад. Сначала наши специалисты определили, какие информационные системы дублируются, особенно в части управления услугами, биллинга, управления заказами и так далее.

На подготовительном этапе мы ознакомились с бизнес-процессами компаний. Подходы к ведению бухгалтерского, управленческого и кадрового учета у всех компаний группы были разные. После изучения используемых решений ИТ-эксперты «Акадо Телеком» выбрали лучшие из существующих и оставили их в исходном виде. Те же решения, которые не представлялось возможным централизовать и распространить на другие компании группы, было решено заменить на новые, но уже единые решения для всех компаний группы. Так, например, стало с кадровым учетом: было создано новое решение, и все компании группы стали работать в нем централизовано.

Вторым этапом стал выбор решений, которые способны заменить функционал нескольких организаций. Так, например, было выбрано единое решение, объединяющее системы бухгалтерского, налогового, управленческого, складского учета, а также документооборота и учета проектов. Определены решения, призванные заменить системы технического учета, например, оборудование, каналы передачи данных, сервисы, а также системы финансовой консолидации и прочее. Часть этих систем уже в процессе внедрения. Например, единая информационная система класса ERP на базе продукта компании .

Большинство проектов требуют серьезного финансирования. Поэтому главная задача сейчас – грамотно спланировать дальнейшие шаги. В результате слияния мы получим нагромождение информационных систем, ведь у каждой компании – своя философия, разные подходы к бизнесу в целом. Нам необходимо быстро и эффективно объединить предприятия, создав один большой и функциональный ИТ-ландшафт. При интеграции организаций мы прибегали к услугам ИТ-консультантов. Компания получила рекомендации о возможных сценариях объединения, а затем рассмотрели сценарии, используя собственную экспертизу.

Сейчас происходит заключительный этап интеграции систем бухгалтерского и налогового учета. Здесь нам также понадобились экспертные рекомендации. Я считаю, необходимо пользоваться опытом и знаниями людей, которые постоянно занимаются интеграцией. Для нас объединение предприятий – совершенно новое явление, а для ИТ-консультантов – ежедневная работа. Их опыт бесценен.

CNews: Сейчас на валютных рынках очень нестабильная ситуация. Кроме того, внешнеполитические обстоятельства уже привели к тому, что в правительстве хотят отойти от использования импортных ИТ-технологий. Планируете ли вы следовать политике импортозамещения? Поступают ли, в связи с этим, предложения, например, от азиатских вендоров?

Андрей Литвинович: Время от времени к нам поступают предложения от различных зарубежных, в том числе азиатских, вендоров, у которых есть очень неплохие продукты, не уступающие западным аналогам. Стоимость решений у них, по сравнению с западными если не в разы, то существенно меньше.

В целях экономии можно было бы использовать собственную экспертизу разработки, учитывая то, что импортные системы иногда более скудны по функциональному наполнению, чем продукты собственной разработки. Например, экспертиза у наших ИТ-разработчиков в области телекоммуникаций и управления процессами очень обширна. Продукт, который можем создать мы, будет заведомо более гибким и больше соответствовать требованиям внутренних бизнес-процессов, чем заказанный на стороне или готовый «коробочный» вариант. Уже более десяти лет мы сами дорабатываем, сами модернизируем без какого-либо привлечения сторонних экспертов базовую информационную систему сектора В2С. Это решение промышленного масштаба, которым пользуемся не только мы, но и некоторые наши подрядчики.

Что касается импортозамещения, то при наличии времени и соответствующего финансирования наши программисты могли бы сами создать недостающее ПО, без привлечения внешних подрядчиков. Естественно, необходимо понимать, что подобные разработки являются достаточно затратными с точки зрения ресурсов, а отвлекать собственных экспертов во время процессов слияния желания нет, иначе непрерывность процессов может быть нарушена.

Сейчас мы достаточно свободны в выборе. Практически все зарубежные ИТ-системы, в которые были вложены большие деньги, окупили себя, и это дает нам возможность выбора. Выгоднее ли «Акадо Телекому» переориентироваться на заказную или собственную разработку – это вопрос, который сейчас находится под пристальным вниманием.

CNews: Используете ли вы аутсорсинг?

Андрей Литвинович: Да, мы прибегаем к этой услуге. Аутсорсинг применяется тогда, когда у нас нет необходимого количества ресурсов или в целях экономии. Например, оргтехника не часто выходит из строя, поэтому аутсорсинговая модель экономически здесь более предпочтительна, чем оплата сотруднику за фактически проведенное время в офисе. Но есть сферы, в которых аутсорсинг для нас, компании, работающей с персональными данными клиентов, невозможен ввиду законодательных ограничений. Так, мы не сможем доверить сторонней организации операции по абонентским договорам. Если у нас нет ресурсов на проект, то прибегаем к возможности воспользоваться услугами подрядчика.

CNews: Некоторые провайдеры используют аутсорсинг и аутстаффинг для обслуживания линий связи. Как в вашей компании организована эксплуатация сетей, с какими сложностями вы сталкиваетесь?

Андрей Литвинович: В Москве за состоянием оптоволоконных сетей следит специально выделенное подразделение. При этом протяженность проводной инфраструктуры – одна из самых больших в городе. Полностью обслуживать более 20 тысяч километров ВОЛС своими силами – это значит увеличивать штат сотрудников, площади базирования, транспорт.

Чтобы наша работа соответствовала таким критериям, как «качество», «оперативность», «стоимость» в пригородах столицы и в городах-спутниках некоторые участки сети обслуживаются подрядчиками. Гораздо проще нанять компанию, насчитывающую несколько десятков сотрудников и расположенную, например, в Солнечногорске, чем открывать там свое подразделение. К использованию услуг сторонних компаний мы подходим с точки зрения качества обслуживания не только сети, но и абонентов, и оборудования.

Сложности всегда есть. В основном они связаны, наверное, с характером российских аутсорсеров. Одна из основных проблем – получение подробного отчета о том, чем занимаются привлеченные компании на своем участке. Нам необходима регулярная периодическая отчетность, которая позволит контролировать выполнение подрядчиками своих обязательств.

Что касается уровня сервиса, то скорость реагирования аутсорсеров на проблемы, как правило, должна быть приравнена к собственному SLA либо быть жестче. Это однозначное правило без вариаций, так как не подрядная организация, отвечает перед клиентом, а «Акадо Телеком».

CNews: Как вы относитесь к качеству российского аутсорсинга?

Андрей Литвинович: Качество аутсорсинга зависит от его сферы. Если мы говорим только об услугах, таких, как SaaS, то здесь ситуация не вызывает нареканий. Год от года качество обслуживания по этой модели только улучшается.

Аутсорсинг сетей – достаточно непростая вещь, потому что проконтролировать работу монтажных служб очень трудно. Необходимо присутствовать на месте, чтобы убедиться, что неисправность устранена или злостный неплательщик физически не может добраться до распределительного щитка и подключиться самостоятельно.

Увы, доверять внешним поставщикам услуг как себе в этом вопросе пока тяжело. Чтобы контролировать аутсорсинг, нам приходится иметь некое подразделение, которое буквально по пятам ходит за подрядчиками и проверяет, что они делают.

CNews: Рассматриваете ли вы возможность аутстаффинга в такой сфере, как подключение новых абонентов к сети? Ведь необязательно содержать монтажников на своем балансе.

Андрей Литвинович: Вопрос аутстаффинга внутри компании достаточно плотно рассматривается. У нас есть порядные организации, которые занимаются подключением абонентов. Вопрос передачи специалистов по подключению, которые находятся у нас в штате, в сторонние ИТ-компании пока просчитывается. От этого может выиграть не только предприятие, но и подрядчики: мы высвобождаем финансовые ресурсы компании на развитие, а подрядчики получают квалифицированных экспертов. Услуга предоставляется тогда, когда она нам необходима. Это вариант достаточно удобный и имеющий право на жизнь.

CNews: Используете программные решения по модели «сервис как услуга»?

Андрей Литвинович: Мы не потребляем услуги по модели SaaS. У нас очень много данных, которые невозможно передать и хранить их за пределами наших стен. Соответственно, сервис, который мы могли получать извне как услугу, очень ограничен. Хотя задумки были. Когда наши собственные облачные технологии широко будут достаточно развиты, мы станем провайдером, который будет предоставлять эти услуги для сторонних заказчиков.

CNews: Как в вашей компании относятся к концепции BYOD?

Андрей Литвинович: Мы активно используем BYOD с поправкой на то, что устройства должны пройти некую адаптацию для работы с нашими системами. Один из текущих проектов компании – создание системы доступа к внутренним информационным ресурсам.

Угнаться за технологиями, постоянно обновлять корпоративный парк планшетов, смартфонов на разных платформах слишком сложно. Проще позволить сотрудникам обращаться к корпоративным данным с личных устройств, с которыми люди находятся круглосуточно. Почему бы не дать возможность получать информацию, если система достаточно защищена? Мы жестко администрируем пользовательские девайсы. Поэтому менеджер имеет доступ не ко всей информации, а только к той, которая может надежно храниться и быть достаточно защищенной для того, чтобы мы могли быть уверены за сохранность данных.

CNews: Используете ли вы облачные технологии для бизнеса?

Андрей Литвинович: Мы пользуемся виртуальными дата-центрами и виртуальными АТС. На базе этих площадок клиентам предоставляются различные услуги. В наших планах создание собственного «облака», с помощью которого сервисы будут предоставляться клиентам по модели IaaS. Внутри компании для внутренних нужд уже используется несколько облачных платформ. Сейчас прорабатывается еще одна платформа, которая будет применяться как для внутренних, так и для внешних заказчиков.

CNews: Какой из ваших облачных проектов стал самым масштабным за последние год-два?

Андрей Литвинович: Мы обеспечиваем Правительство города Москвы и другие госучреждения огромным количеством стойко-мест, выделенной инфраструктурой. Услуга, которой пользуются правительство Москвы и государственные учреждения столицы, называется «Корпоративная сеть передачи данных». Формально это и есть облако. Проект реализуется не первый год и на протяжении последних лет активно развивается.

CNews: Какие тенденции в сфере аутсорсинга и консалтинга будут преобладать в ближайшие 2–3 года в телекоме?

Андрей Литвинович: В ИТ и других направлениях наметилась серьезная тенденция к тому, чтобы заменять собственную экспертизу на аутсорсинг. Это диктуется не столько стремлением соответствовать рынку, сколько стремлением снизить финансовую нагрузку на предприятие. То есть, нет смысла тратить деньги на содержание собственных ресурсов, если тот же самый сервис можно получить извне. И это, как показывает практика, всегда будет дешевле. Всегда найдутся скептики, которые поспорят и скажут, что это будет дороже. Но пусть попробуют посчитать не «в лоб», а с учетом всех накладных расходов. Выяснится, что услуга, полученная снаружи за четко посчитанные деньги, – это всегда эффективнее ввиду предсказуемости, гарантии и своевременной оплаты. По моему мнению, лучше тратить силы своих специалистов на развитие, нежели на содержание подразделений, функции которых могут поддерживаться сторонней организацией по более низкой цене.

Я слышал параноидальные мнения о том, что нельзя никогда выводить ничего на аутсорсинг, потому что это нарушает информационную безопасность компании. Но нарушения в сфере информационной безопасности – вещь достаточно строгая и уголовно наказуемая. Поэтому никто не будет передавать ваши данные. Более того, компании, занимающиеся аутсорсингом, слишком высоко ценят свою репутацию и вряд ли захотят ее подорвать. Честной компании бояться аутсорсинга не стоит.

Интервью обзора

Рейтинги

CNewsServices: Крупнейшие поставщики услуг ИТ-поддержки 2014 - м
Выручка от услуг поддержки (договоры SLA), 2013 (iтыс. с НДС) Рост 2013/2012 гг., %
1 9 275 729 15,74%
2 6 827 467 21,81%
3 6 698 000 62,18%
Подробнее

Рейтинги

CNewsServices: Крупнейшие поставщики услуг ИТ-поддержки 2014
Город Выручка от услуг поддержки (договоры SLA), 2012 (iтыс. с НДС)
1 Москва 8 014 110
2 Москва 5 605 235
3 Москва 4 130 000
Подробнее

Рейтинги

CNewsСonsulting: Крупнейшие ИТ-консультанты 2014
Город Выручка компании от оказания ИТ-услуг (консалтинг, аудит, внедрение, сервисная поддержка) в 2012 г. (iтыс., с НДС)
1 Москва 23 214 757
2 Москва 20 060 000
3 Москва 17 076 866
Подробнее

Рейтинги

CNewsСonsulting: Крупнейшие ИТ-консультанты 2014 - м
Выручка компании от оказания ИТ-услуг (консалтинг, аудит, внедрение, сервисная поддержка) в 2013 г. (iтыс., с НДС) Рост
1 25 525 864 9,96%
2 22 458 000 11,95%
3 20 479 473 19,93%
Подробнее