Спецпроекты

На страницу обзора
Вовлеченность внешних специалистов во внутренние бизнес-процессы будет расти
В группе компаний «Связной» аутсорсинг используется для обслуживания оргтехники, серверов печати и технической поддержки рабочих станций. Там также прибегают к услугам аутстаф-персонала, нанимая внешних специалистов для разработки новых приложений, и к помощи ИТ-консультантов при реализации комплексных, больших и долгосрочных проектов. Об этом в интервью CNews рассказал Сергей Харитонов, директор по информационным технологиям группы «Связной».

Сергей Харитонов

CNews: Какой объем ИТ-бюджета вашей организации в 2014 году? Какова его динамика по сравнению с 2013 годом, какие изменения вы ожидаете в 2015 году? Сказались ли на ИТ-бюджете кризисные тенденции в экономике?

Сергей Харитонов: Ключевые составляющие ИТ-бюджета: телекоммуникации (IP-телефония, интернет), оборудование, печать и лицензирование программного обеспечения. Ценообразование по каждой из них различается.

Стоимость пользования каналами связи и телеком-услугами снизилась по сравнению с 2013 годом, что учитывается при планировании инвестиций на 2015 год. Телекоммуникационная структура компании уже находится на том уровне развития, когда существенные вложения не требуются.

Что касается оборудования, сервисов печати и лицензирования ПО, то все это приобретается у зарубежных компаний, поэтому зависит от кросс-курсов валют. Очевидно, что стоимость ПО и оборудования будет увеличиваться или уже увеличилась из-за роста курса доллара. Предварительный проект бюджета департамента ИТ был составлен еще до столь резкого изменения курса, поэтому сейчас корректируется, исходя из текущей стоимости доллара и евро.

ИТ-бюджет 2014 года всего на 5% превысил показатель прошлого года. Это обусловлено тем, что ИТ-инфраструктура компании уже выстроена.

CNews: Какова ваша ИТ-стратегия на ближайшее время? Какие приоритетные задачи стоят перед ИТ-департаментом?

Сергей Харитонов: Наша главная цель в ИТ – повышение эффективности процессов, обеспечивающих операционную деятельность. Эту цель мы преследуем независимо от изменений экономической ситуации в стране.

Несмотря на колебания рынка, мы сохраняем приоритетные проекты, важные для повышения эффективности бизнеса. Например, в 2015 году мы планируем внедрение технологий аналитики больших данных, создание новых современных мобильных приложений, объединение и интеграцию текущего контура ИТ-систем и существенное расширение онлайн-сервисов. Мы не отказываемся от этих целей, поскольку структурирование и повышение доступности информации для наших сотрудников и клиентов – одна из важнейших составляющих всех бизнес-процессов и сервисов.

CNews: Поможет ли аутсорсинг в выполнении этих задач?

Сергей Харитонов: Аутсорсинг является важным инструментом для достижения наших целей. Мы активно используем внешние ресурсы для решения как ряда текущих задач, так и для новых проектов. На аутсорсинге у нас находятся техническая поддержка, обслуживание оргтехники и сервисов печати. Мы также пользуемся услугами аутстаф-персонала: привлекаем специалистов для разработки новых приложений и поддержки облачных технологий в части DevOps.

CNews: Многие предприятия, имеющие разветвленную сеть, прибегают к услугам ИТ-аусорстеров для обслуживания оргтехники. Используете ли вы такой подход? Выгодно ли это?

Сергей Харитонов: Экономия от сотрудничества с аутсорсинговыми компаниями, занимающимися обслуживанием оргтехники, есть, хотя она небольшая. Мы меньше тратим на штатный персонал, который мог бы заниматься этими операциями.

CNews: Как вы относитесь к аутстаффингу, считаете ли его экономически выгодным?

Сергей Харитонов: Мы пользуемся услугами аутстаф-персонала: берем специалистов извне, а они работают в нашей команде и под нашим управлением. Такое решение обусловлено не только экономическими соображениями. Сейчас очень сложно найти качественных специалистов на сравнительно новые, но важные направления, например, облачные сервисы, построение онлайн-платформы и большие данные. Соответственно, проще воспользоваться услугами тех специалистов, что уже имеют опыт внедрения в западных компаниях нужных нам технологий и исторически работают в этих областях.

CNews: Как часто перед реализацией масштабных ИТ-проектов вы прибегаете к услугам внешних ИТ-консультантов?

Сергей Харитонов: При реализации комплексных, больших и долгосрочных ИТ-проектов мы пользуемся услугами консультантов, особенно на старте, когда закладываются ключевые архитектурные и технологические решения. Это обусловлено теми же факторами, что и в случае с аутстафингом. Если продукт, технологии или техника новые, работе с ними нужно учиться. Для повышения эффективности бизнес-процессов компании логичнее воспользоваться услугами тех, кто уже знает, как работает «железо» или программное обеспечение, и уже имеет опыт внедрения и функционирования этих решений в других компаниях.

CNews: Как вы оцениваете качество российского аутсорсинга?

Сергей Харитонов: На мой взгляд, ИТ-аутсорсинг в России пока не дотягивает до стандартов Европы и Северной Америки. У «Связного» очень высокие требования к сотрудникам, что обеспечивает нам лидерские позиции на рынке, поэтому мы всегда стараемся «доводить» аутсорс- и аутстаф-специалиста до наших требований и стандартов, исходящих из наших внутренних стандартов и KPI. Таким образом, мы не только учимся у специалиста, но и обучаем его сами.

CNews: Какие тенденции в сфере аутсорсинга и консалтинга будут преобладать в России в ближайшие 2–3 года?

Сергей Харитонов: Я думаю, что в количественном отношении в крупных компаниях соотношение ИТ-специалистов «outsource-in house» в следующем году останется на том же уровне, что и сейчас. Кроме того, исходя из мировых тенденций, уровень вовлечения аутсорс-специалистов в бизнес-процессы в долгосрочной перспективе должен пропорционально расти. Что касается ИТ-консалтинга, то можно ожидать еще большего вовлечения консультантов в оптимизацию и повышение эффективности бизнес-процессов различных организаций по существующим сервисам и развитию новых.

Интервью обзора

Рейтинги

CNewsServices: Крупнейшие поставщики услуг ИТ-поддержки 2014 - м
Выручка от услуг поддержки (договоры SLA), 2013 (iтыс. с НДС) Рост 2013/2012 гг., %
1 9 275 729 15,74%
2 6 827 467 21,81%
3 6 698 000 62,18%
Подробнее

Рейтинги

CNewsСonsulting: Крупнейшие ИТ-консультанты 2014 - м
Выручка компании от оказания ИТ-услуг (консалтинг, аудит, внедрение, сервисная поддержка) в 2013 г. (iтыс., с НДС) Рост
1 25 525 864 9,96%
2 22 458 000 11,95%
3 20 479 473 19,93%
Подробнее

Рейтинги

CNewsServices: Крупнейшие поставщики услуг ИТ-поддержки 2014
Город Выручка от услуг поддержки (договоры SLA), 2012 (iтыс. с НДС)
1 Москва 8 014 110
2 Москва 5 605 235
3 Москва 4 130 000
Подробнее

Рейтинги

CNewsСonsulting: Крупнейшие ИТ-консультанты 2014
Город Выручка компании от оказания ИТ-услуг (консалтинг, аудит, внедрение, сервисная поддержка) в 2012 г. (iтыс., с НДС)
1 Москва 23 214 757
2 Москва 20 060 000
3 Москва 17 076 866
Подробнее