Статья

Интернет-платежи: якорь российской е-коммерции

Ритейл Интернет
мобильная версия

«Узким горлышком» российской электронной коммерции остается механизм оплаты товаров. В большинстве случае оплачивать их другим способом, кроме как наличными, слишком сложно и неудобно. Но, похоже, здесь-таки назревают положительные и кардинальные перемены.

Электронная коммерция в России, которая сконцентрирована, в основном, в Москве и еще нескольких крупных городах, за последнее десятилетие не претерпела революционных изменений. Наиболее проблемным звеном, которое тормозит онлайновую торговлю, остаются безналичные платежи. Как правило, российские покупатели с помощью интернета только выбирают товар, а оплачивают его наличными курьеру после доставки или в офисе магазина. Как правило, через интернет-системы проходят не крупные суммы, а микро- и мини-платежи. Массовым платежным инструментом могли бы выступить предоплаченные кредитные карты, но и через них очень мало кто переводит значительные суммы. Формально в стране выпущено много банковских карт, однако порядка 95% из них используются только раз в месяц и для одной операции – снятия наличных в банкомате после перевода зарплаты. Есть ли предпосылки к изменению этой ситуации?

Узкое место

Наиболее продвинутые интернет-магазины предлагают осуществлять заказ и получать информацию о продукте круглосуточно всеми доступными способами: через электронный каталог на сайте, по телефону, электронной почте, ICQ, Skype и пр. Приобретая товар, покупатель получает все то, что и в обычном магазине – накладную или товарный чек (плюс счет-фактуру - для юридических лиц), кассовый чек (при наличной оплате), гарантийный талон или письменное разъяснение о порядке получения гарантийного обслуживания данного товара, а в ряде случаев - письменное разъяснение о порядке возврата или обмена купленного товара. Зачастую в виртуальных магазинах можно обнаружить тот достаточно редкий товар, который часто отсутствует в обычных магазинах - например, GPS-приемники для смартфонов.

Разнообразны и способы оплаты в интернет-магазинах. Так, оплата программного обеспечения в магазине Allsoft.ru может производиться не только наличными курьеру (при доставке по Москве), банковским платежом (для юридических лиц и ЧП) или платежом через Сбербанк (для физических лиц), но и посредством использования более десятка различных платежных систем, а также с помощью кредитных карт VISA, EuroCard/MasterCard, Diners Club и UNION Card (через систему CyberPlat или Assist).

Большой выбор способов оплаты предоставляет также интернет-магазин Ozon. Оплатить товар можно наличными курьеру при получении заказа, через платежные системы Яндекс.Деньги, WebMoney, e-port, и KreditPilot; наложенным платежом на почте либо курьеру службы EMS; банковским или почтовым переводом; через личный пользовательский счет. Оплата заказов клиентами - юридическими лицами возможна только по безналичному расчету. Магазин также принимает к оплате банковские карты VISA, EuroCard/MasterCard, причем имеется редкая для России возможность совершить оплату через интернет, а не только в пункте выдачи заказа при его получении (только в Москве и Санкт-Петербурге) или заранее - сразу после оформления заказа на сайте. Оплата банковской картой в интернете производится непосредственно после оформления заказа на сайте.

Те немногие российские интернет-магазины, которые предоставляют возможность оплаты с помощью банковских карт через интернет, принимают к оплате, как правило, только карты признанных международных систем (VISA, MasterCard и др.). В частности, Ozon не работает с American Express, Diners Club, STB Card. Кроме того, не все карты VISA Electron, Cirrus/Maestro, VISA Plus пригодны для оплаты в интернете. По информации одного из бывших топ-менеджеров Ozon доля онлайн-платежей в этом интернет-магазине «совсем небольшая». С большой долей вероятности можно утверждать, что и в других виртуальных «шопах» ситуация с интернет-оплатой товаров аналогичная. В целом в обороте Ozon около 60% приходится на наличные расчеты, 10-12% - на оплату с помощью банковских карт, 8-9% - на электронные деньги и около 7% - на почтовые переводы.

Кроме того, есть ограничения и по географическому признаку. «М.Видео», например, принимает онлайновые платежи с помощью кредитных карт VISA, MasterCard только при доставке по Москве и ближнему Подмосковью. Платежные системы в целом не спасают ситуацию. Во-первых, их слишком много, что, с одной стороны хорошо (у покупателя есть выбор), а с другой стороны, вносит определенную путаницу. Во-вторых, просто, быстро и удобно пополнить счет в таких системах, особенно в регионах, бывает проблематично. Поэтому хотя интернет-магазины и предлагают довольно большой выбор способов оплаты, россияне действуют по старинке и в подавляющем большинстве случаев оплачивают товар наличными.