Разделы

Ритейл Розница

ИТ меньше всего пострадают у продовольственных ритейлеров

Сегодня кризис коснулся уже, пожалуй, всех – вряд ли найдутся компании, которых обошли стороной мировые финансовые потрясения. Среди отраслей, ощутивших кризис особенно остро, оказалась розница, "завязанная" на банковских кредитах. Соответственно, пропорционально начинают "ужиматься" и ИТ-бюджеты ритейлеров. Однако розница очень неоднородна, и, как полагают эксперты, у продовольственных сетей шансов "на выживание" существенно больше. Стало быть, и их ИТ-системам угрожают меньшие потери.

Само собой, наилучшие шансы "пройти через кризис" у наиболее крупных компаний, лидеров рынка, у тех игроков, которые вели взвешенную финансовую политику и не рассчитывали только на "кредитные линии" (то есть компаний с отношением долга к EBIDTA, по оценкам экспертов, не более трех). Наконец, серьезным подспорьем для ритейлеров может стать акционерная поддержка, которую, впрочем, обеспечить себе может далеко не каждая сеть. Таким образом, получается, что такие игроки как, например, X5 Retail Group или "Магнит", оказываются в наиболее выгодном положении. Этим единицам "счастливчиков" кризис может принести еще и неожиданные дивиденды – сильно подешевевших конкурентов, которых можно будет "прибрать к рукам" по "остаточной стоимости". Однако, помимо таких "перспективных" компаний, в остальном картина в рознице на данный момент выглядит довольно печальной.

Мрачное время

Что и говорить, даже до кризиса ритейл демонстрировал весьма низкую рентабельность, исчислявшуюся процентами, а просроченная кредиторская задолженность в отрасли по итогам удачного во всех отношениях 2007 года составила 113% от уровня просроченной дебиторской задолженности. Кризис же закономерно усугубил ситуацию, ввергнув большинство ритейлеров если не в хаос, то уж точно – в очень сложное положение. Вполне логично, что все это отразилось и на ИТ-бюджетах и ИТ-планах торговых сетей.

Как свидетельствует Татьяна Кашина, менеджер по продажам и развитию бизнеса департамента системной интеграции компании TopS BI, в последнее время наблюдается падение прибыли крупных розничных компаний, в связи с чем сокращаются инвестиционные программы, которые планировались до кризиса, в частности уменьшается количество вновь открываемых магазинов, что сокращает и потребности в развитии дополнительных мощностей ИТ-инфраструктуры.

Разумеется, не только сокращение соответствующих потребностей снижает ИТ-активность ритейлеров. В условиях кризиса компании стараются максимально оптимизировать и текущие, а также запланированные ранее ИТ-затраты. Кроме того, розница сейчас пребывает в состоянии ожидания. По словам Татьяны Бронниковой, директора по продажам бизнес-решений департамента продаж TopS BI, сегодня собственники ожидают укрупнения сетевых ритейлеров, слияний и поглощений, падения цен на коммерческую недвижимость – в связи с этим ИТ-проекты, проекты выбора и внедрения систем пока заморожены в ожидании структурных изменений.

В то же время, как отмечает представитель департамента продаж TopS BI, заказчики из отрасли ритейла рассчитывают, что начавшиеся ИТ-проекты будут продолжены, подтверждая, таким образом, их существенную значимость для управления бизнесом, хотя при этом решения по новым направлениям и внедрению новой функциональности пока заморожены.

Есть нужно даже в кризис

Рассуждая о том, у каких ритейлеров больше шансов выйти из кризиса с минимальными потерями, конечно же, необходимо учитывать немало факторов. Однако одно кажется очевидным – в первую очередь, выживут (и, возможно, упрочат свои позиции) те сети, чье предложение востребовано в наибольшей степени, особенно в нестабильные периоды финансово-экономических потрясений. И тут не надо быть выдающимся экспертом, чтобы проследить элементарную взаимосвязь и сделать вполне корректный вывод – людям всегда нужно есть, а значит, у продовольственной розницы шансы "перескочить" через трудные времена несколько выше.

Не стоит забывать здесь и о еще одном важном факторе. Продовольствие как первоочередная жизненная необходимость – вещь социальная. А значит, его наличие в нужных объемах – задача не только бизнеса (основная цель которого, как известно, извлечение прибыли), но и государства. А потому food-ритейл вполне может рассчитывать на поддержку государства. И, как мы видим, уже сегодня целый ряд продовольственных сетей получил подобною поддержку в виде госкредитов через ВТБ, Сбербанк и т.д. Хотя и понятно, что далеко не все продовольственные ритейлеры могут надеяться на такую помощь и на то, чтобы остаться на плаву.

Куда проблемнее выглядит положение непродовольственной розницы. По словам Татьяны Бронниковой, наиболее существенно кризис может затронуть именно непродовольственный ритейл. Более того, некоторые non food-сети могут столкнуться с неприятностями, связанными не только с кризисом. Как рассказала Татьяна Бронникова, автодилеры, занимающиеся поставками автомобилей и запчастей, а также некоторые другие компании, поставляющие импортные товары, в настоящее время ожидают решения Высшего арбитражного суда РФ по вопросу ограничения импорта потребительских товаров. Принятие такого постановления, по ее мнению, может напрямую повлиять на рост цен, способствовать установлению на рынке фактического монополизма нескольких игроков, что поставит под вопрос развитие бизнеса многих сетевых ритейлеров. Разумеется, все это сразу же повлечет за собой приостановку и без того уже еле теплящихся ИТ-проектов.

ИТ: болевые точки, актуальные проблемы

Как это ни странно, но в продовольственной сетевой рознице с ее огромными масштабами и объемами, относительно продолжительной для России историей развития и значительно более разнообразной номенклатурой товара, ИТ-системы простроены слабее, чем у их непродовольственных "коллег".