Разделы

Ритейл Розница

ИТ меньше всего пострадают у продовольственных ритейлеров

Сегодня кризис коснулся уже, пожалуй, всех – вряд ли найдутся компании, которых обошли стороной мировые финансовые потрясения. Среди отраслей, ощутивших кризис особенно остро, оказалась розница, "завязанная" на банковских кредитах. Соответственно, пропорционально начинают "ужиматься" и ИТ-бюджеты ритейлеров. Однако розница очень неоднородна, и, как полагают эксперты, у продовольственных сетей шансов "на выживание" существенно больше. Стало быть, и их ИТ-системам угрожают меньшие потери.

По мнению Ольги Тырновской, директора департамента коммерческих клиентов компании "Би-Эй-Си", сети продовольственных магазинов обладают довольно аскетичным ИТ-хозяйством, как правило, они имеют минимальный набор ИТ-инфраструктурных решений, позволяющий обеспечить работу офиса и торговых залов. "Причем, по нашим наблюдениям, продовольственные ритейлеры весьма чувствительны к цене и предпочитают использовать более дешевые решения. Особенно это касается ИТ-инфраструктуры торговых залов. Во многом подобное положение объясняется тем, что продовольственные сети супермаркетов чаще, чем другие ритейлеры, располагаются на арендуемых площадях, а потому не считают целесообразным инвестировать в дорогую ИТ-инфраструктуру", – поясняет Ольга Тырновская.

В то же время специалист признает, что в последнее время ситуация тут начала кардинально меняться – ритейл стал придавать большее значение надежности используемых ИТ-сервисов, что нашло свое отражение, в первую очередь, в активизации процесса строительства систем хранения данных. Вероятно, в ближайшей перспективе данная тенденция могла бы распространиться и на инженерные, и на другие системы, однако кризис вмешался в планы ритейлеров по ИТ-оснащению – спрос на ИТ, в том числе и на ИТ-инфраструктурные решения, со стороны торговых предприятий явно падает.

По словам Ольги Тырновской, накануне кризиса слабым звеном ИТ-инфраструктур продовольственного ритейла был ресурсный потенциал систем. Темпы роста бизнеса начали опережать масштаб систем, и ритейлеры могли сталкиваться с незапланированными тратами на модернизацию. По мнению специалиста из "Би-Эй-Си", очевидно, что кризис отодвинет развитие их ИТ-инфраструктур "до лучших времен", и в ближайшей перспективе продовольственная розница снова будет следовать принципам тотальной экономии, то есть основным критерием выбора инфраструктурных решений станет вопрос цены, а не качества и надежности.

Хотя, с другой стороны, можно рассчитывать и на то, что своего рода фора, которую могут получить многие food-ритейлеры в кризисный период, будет способствовать выравниванию "ИТ-баланса" между food и non-food сетями.

Что же касается общих для всех розничных компаний актуальных ИТ-проблем, то среди одной из наиболее важных Татьяна Кашина называет повышение требований к резервированию данных с возможностью (при необходимости) их быстрого восстановления. Это диктуется огромными и все возрастающими объемами данных, росту которых даже кризис вряд ли помешает. "Есть понятие "критичного времени простоя", и крупный ритейлер для реализации онлайн-режима работы должен позаботиться о том, чтобы время этого простоя было как можно меньше, а данные передавались практически непрерывно. Вместе с тем, сокращение времени простоя связано с усложнением организации системы резервирования и повышением ее стоимости", – обращает внимание специалист.

С точки зрения бизнес-приложений все более актуальными для многих торговых компаний становится внедрение систем бизнес-аналитики, бюджетирования, прогнозирования спроса. По крайней мере, до кризиса число соответствующих проектов здесь стабильно и динамично росло. Как отмечает Татьяна Бронникова, когда в единой системе ведется бюджетный процесс, регистрируются фактические данные и осуществляется "план-факт" анализ, предприятие получает эффективный инструмент для финансового управления и принятия решений. Современные же системы прогнозирования спроса выполняют очень широкий спектр функций, но главное - позволяют быстро получать варианты развития событий при задании различных начальных условий, ограничений и критериев и, что немаловажно, хранят в себе методологию (с возможностью ее корректировки) и данные, которые в системах прогнозирования спроса - это не только факт прошлых лет. Это еще и тенденции рынка (данные, существующие в открытых источниках, которые можно загрузить в систему и использовать при работе), планы компании по открытию новых представительств (с данными по затратам доставки и рекламы в новых регионах) и т.д.

Наконец, направление, актуальное для российских ритейлеров в любое время (будь то период процветания или кризиса), – внедрение решений по интеграции систем. Татьяна Бронникова уверена, что интеграция систем – чрезвычайно важная составляющая для розницы. По свидетельству специалиста, она включает в себя, во-первых, интеграцию всех справочников, во-вторых, интеграцию по данным, в-третьих (и сейчас это будет востребовано все больше), интеграцию на основе сквозных бизнес-процессов. Современные технологии, основанные на СОА-архитектуре, позволяют поддерживать бизнес-процессы, которые выполняются в нескольких информационных системах. И, на самом деле, российские торговые компании, использующие целый комплекс разнородных приложений для автоматизации различных аспектов своей деятельности, стали одними из первых пользователей этих возможностей.

В то же время, как отмечает Ольга Тырновская, торговым предприятиям по-прежнему интересен в основном минимальный набор ИТ-решений, который позволяет обеспечивать их жизнедеятельность. Среди ИТ-инфраструктурных решений – это инженерные системы, сети передачи данных, серверные, системы хранения данных. Делясь опытом своей компании, представитель "Би-Эй-Си", рассказала, что, формируя предложение для предприятий розничной торговли, уже сейчас становятся понятны его основные характеристики на данном этапе. "Мы предполагаем, что это будет комплексное, "коробочное" решение, содержащее специализированные продукты и обладающее невысокой ценой. При внедрении такого решения наша компания будет отвечать, главным образом, за "стыковку" ИТ-инфраструктуры и специализированных продуктов", – прогнозирует Ольга Тырновская.

Леонид Волчанинов / CNews Analytics