Разделы

Бизнес Цифровизация Ритейл

Розница в Питере: магазины бытовой техники теснят "компьютерщиков"

Питерский рынок компьютерной розницы вырос на 25-30%, составив 750-780 млн долл. Наиболее значительным событием на нем стало увеличение доли магазинов бытовой техники до 25%. Однако участники рынка считают, что на этом их рост остановится.

В данный момент компьютерная розница Петербурга представлена тремя неравнозначными сегментами – "торгующий склад" (Ultra Electronics, "Рик", и достаточно незаметно появившийся летом прошлого года московский "Санрайз"), специализированные сетевые компьютерные магазины ("Кей", "Компьютерный мир", "Цифры", NB company, "Микробит") и отделы компьютерной техники в сетях бытовой электроники ("Калинка", "Техношок", "Телемакс" и др.). Они отличаются ценами, схемой работы с покупателями и месторасположением.

По оценкам участников рынка, "бытовики" занимают в данный момент около 25% рынка, сумев "отъесть" за прошедший год 10%. Столь значительный рост аналитики связывают с большими деньгами, которые те вкладывают в свое продвижение. При этом в Москве сети бытовой техники сейчас занимают до 60% компьютерной розницы.

Рост численности магазинов специализированной компьютерной розницы Петербурга

Компания июнь 2007 г. март 2008 г.
Кей 9 13
Компьютерный мир 12 17
Цифры 13 10
Стартмастер
(ранее точки принадлежали сети Рим)
7 7
Polaris 5 6
Рик 1 1
Ultra Electronics 1 2

Источник: CNews Analytics, 2008

Такую существенную разницу коммерческий директор Северо-Западного дивизиона ГК "Стартмастер" Константин Воронов объясняет тем, что сильные игроки специализированной компьютерной розницы, такие как "Кей" и "Компьютерный мир", появились в Петербурге значительно раньше, чем в Москве, и приучили горожан делать соответствующие покупки именно в такого рода магазинах. Однако, по его мнению, в ближайшие 5 лет они смогут увеличить свою долю в Петербурге не более чем на 5%, доведя ее до 30%. Препятствовать более быстрому развитию будут не только сложившиеся традиции, но и то, что компьютерная розница также не стоит на месте, наращивая свое присутствие в городе.

Движения на рынке

Самым заметным событием на рынке питерской компьютерной розницы в 2007 году стало прекращение деятельности компании "Рим" и переуступка прав на аренду 8 торговых площадок (площадью от 200 до 300 кв. м.), "Стартмастеру". Сумма сделки оценивается в 300 тыс долл. По информации генерального директора сети компьютерного ритейла "Цифры" Анатолия Григорьева, после "Рима" остались долги на сумму 8 млн долл. Как видно из таблицы, в данный момент у "Стартмастера" 7 магазинов вместо 8. Еще один, по словам Константина Воронова, находится в стадии переноса и будет открыт в конце марта. Всего же компания к концу 2008 года планирует иметь в Петербурге 18 магазинов. "Стартмастер" стремится занять еще не полностью освоенную нишу спальных и удаленных районов города и открывает магазины в таких местах, как станции метро "Рыбацкое" и "Озерки". В дальнейшем, по словам г-на Воронова, эта тактика будет продолжена.

Константин Воронов считает, что в этом году ждать слияний и поглощений в компьютерной рознице Петербурга не следует, так как претендентов больше не осталось. Так, одна из тех компаний, которая могла еще представлять интерес для потенциальных покупателей – "Свега-компьютер" закрыла свои оставшиеся магазины и полностью сконцентрировалась на корпоративном сегменте и системной интеграции. Таким образом, продолжилась обозначенная еще пару лет назад тенденция ухода мелких игроков с рынка. А такие крупные компании, как "Кей" и "Компьютерный мир", по мнению г-на Воронова, не будут представлять интереса для потенциальных покупателей до тех пор, пока не приобретут федеральный масштаб.

Ноутбуки: рост на 40-70%

Двигателем роста розницы, как и в прошлом году, стали ноутбуки. Так, "в "Компьютерном мире" продажи лэптопов выросли на 70%", - рассказала вице-президент компании Татьяна Валуйская. Она считает, что причины этого кроются "в снижении цены на бюджетные модели до уровня цен на ПК и во внедрении производителями новых энергосберегающих технологий, позволяющих уменьшать вес с одновременным приростом производительности".

В компании "Цифры" также наибольший рост (40%) пришелся на лэптопы. "Они сильно подешевели, и многие покупают их на замену старым моделям и вместо десктопов", — сообщил CNews директор по работе с вендорами компании "Цифры" Александр Державин. В "Кее" отметили, что рост продаж ноутбуков превысил 70%.

В магазинах, специализирующихся на ноутбуках, также фиксируют значительный рост продаж, однако имеющий другую структуру. В компании NB Company в 2007 году выручка выросла на 43% и составила 5 млн долл. При этом продажи бюджетной техники (ценой меньше 24 тыс. руб.) сократились в два раза, а в сегменте 35–45 тыс. руб. произошел значительный рост. В компании это связывают с появлением в прессе большого количества статей о том, что лэптопы должны полностью заменить настольные ПК. Средняя цена ноутбука в компании в 2007 году составила 1563 долл.