Разделы

Бизнес Цифровизация Ритейл

Розница в Питере: магазины бытовой техники теснят "компьютерщиков"

Питерский рынок компьютерной розницы вырос на 25-30%, составив 750-780 млн долл. Наиболее значительным событием на нем стало увеличение доли магазинов бытовой техники до 25%. Однако участники рынка считают, что на этом их рост остановится.

По словам коммерческого директора NB Company Елены Киреевой, значительного изменения предпочтений покупателей между брендами в ушедшем году не отмечено. В компании выделяют достаточно хороший спрос на относительно недавно введенные в продажу бренды (DELL, HP и Lenovo). По ним прошел достаточно хороший "старт", не повлиявший на распределение продаж среди лидеров (ASUS, Acer, Sony). "Изменились предпочтения внутри модельных рядов: четко прослеживается потребность покупателей в хороших мультимедийных возможностях ноутбука. Выражается это в том, что при прочих равных в модельном ряду стали чаще выбирать "старшие" модели", - рассказала CNews г-жа Киреева. С нею согласен Константин Воронов. По его наблюдениям, если почти весь 2007 год в продажах его компании доминировали ультрадешевые ноутбуки ценой менее 20 тыс. руб., то с конца 2007 года стал расти сегмент ноутбуков по цене 25-30 тыс. руб. Он связывает это с тем, что начал происходить отказ от использования дома настольного ПК и замена его сопоставимым по мощности ноутбуком.

Готовые ПК вытесняют сборку

Одной из тенденций 2006 года в сегменте настольных ПК было вытеснения собранных на заказ компьютеров уже готовыми решениями. Компьютер уже давно перестал быть уделом профессионалов, которые сами могут не только составить нужную себе конфигурацию, но и, при желании, собрать ее. Сейчас большинством потребителей он уже воспринимается как такое же целостное устройство, в детали сборки которого вникать не надо, как, например, телевизор. Не удивительно, что, означенная выше тенденция продолжилась.

Рейтинг продаж по категориям в Ultra Electronics, 2006-2007 гг.

Позиция 2006 г 2007г.
1 Комплектующие Ноутбуки
2 Ноутбуки Комплектующие
3 Мониторы Мониторы
4 Готовые ПК Готовые ПК
5 Собранные по заказу ПК Телефоны
6 Телефоны Собранные по заказу ПК
7 Принтеры, сканеры, МФУ Принтеры, сканеры, МФУ
8 Прочая периферия Прочая периферия
9 Расходные материалы Расходные материалы
10 ПО ПО

Источник: Ultra Electronics, 2008

Из данного рейтинга можно увидеть общую тенденцию увеличения доли продаж готовых решений в целом – то есть ноутбуков и готовых ПК. Ноутбуки передвинулись со второго места на первое, а собранные по заказу ПК уступили 5-е место телефонам. При этом начальник отдела маркетинга Ultra Electronics Анастасия Воротникова отмечает, что если рассматривать настольные системы в целом, суммируя готовые решения и решения на заказ, то, по итогам 2007 года объемы продаж ноутбуков в магазинах компании практически сравнялись с продажами ПК. В 2008 году, следуя сложившейся динамике, лэптопы должны обогнать настольные системы.

Очевидно, что смещение вниз на одну позицию собранных по заказу ПК также повлекло за собой и снижение доли продаж комплектующих – чем меньше людей готово вникать во внутреннее устройство компьютера при его покупке, тем меньшее их количество будет готово заниматься апгрейдом и заменять одни детали на другие, более современные. Мониторы, хотя и остались на третьем месте, но в общем объеме, как сообщила г-жа Воротникова, их доля снизилась. В компании это связывают с увеличением продаж ноутбуков в общей структуре продаж компьютеров.

Помимо специализированных компьютерных магазинов на петербургском рынке фигурируют сети бытовой электроники, имеющие отделы продаж компьютерной техники. Они отличаются тем, что не предоставляют возможность сборки на заказ, имеют более ограниченный ассортимент (в частности, практически не торгуют комплектующими) и ориентированы на потребителя, плохо разбирающегося в компьютерной технике. Из этого вытекает и структура продаж.

Структура продаж компании "Техношок", 2006-2007

  2006 год 2007 год
Готовые ПК 25% 20%
Ноутбуки 37% 50%
Мониторы 20% 15%
Принтеры, сканеры, МФУ 9% 9%
Прочее 9% 6%

Источник: "Техношок", 2008

Из приведенной таблицы видно, что в "Техношоке" в 2007 году продажи ноутбуков превысили продажи настольных систем в 2.5 раза, в то время как если в специализированной сети Ultra Electronics в 2007 году произошло только выравнивание долей ноутбуков и ПК. Доля мониторов в "Техношоке" также, как и в Ultra Electronics, упала, что, очевидно, объясняется теми же причинами – ростом продаж ноутбуков.

Несмотря на вышеописанные тенденции, опрошенные CNews участники рынка не верят в то, что сборка на заказ совсем исчезнет, так как всегда будут технически "продвинутые" пользователи, которых не устраивают готовые конфигурации.

Постоянный выход новых моделей комплектующих и, соответственно, снижение цен на предыдущие модели приводит к тому, что средняя цена проданного настольного ПК не меняется. По словам Татьяны Валуйской, в "Компьютерном мире" в этом году средняя цена десктопа в долларовом эквиваленте осталась такой же, как и в 2006 г., и составила 610-650 долл. В Ultra Electronics несколько другие цифры, что естественно, так как компания является дискаунтером. Так, в ее петербургских магазинах средняя стоимость проданного ПК в 2007 году составила 539 долл. (553 долл. в 2006 году).

Розница предпочитает Intel

Опрос, проведенный CNews среди ведущих компьютерных ритейлеров Петербурга, в сумме занимающих более 80% местного рынка, показал, что на розничном рынке компьютеры с процессорами Intel продолжают доминировать. Продукция AMD занимает у большинства розничных сетей не более 20% объема реализации.

Татьяна Валуйская рассказала CNews, что у них уже много лет между Intel и AMD поддерживается соотношение 9:1. Несколько выше доля AMD у двух других игроков рынка — компаний "Компьютер центр "Кей"" и "Цифры". "Продажи компьютеров на основе AMD в нашей сети занимают 15–20%, остальное приходится на Intel", — рассказал Александр Державин. В "Кее", по словам коммерческого директора компании Алексея Лукичева, AMD занимает порядка 20%.

Слова представителей питерского компьютерного ритейла подтверждают данные исследования IDC. По информации аналитиков, за первые три квартала 2007 г. доля AMD в общем объеме ввезенных в Россию процессоров (как для ПК, так и для серверов и ноутбуков) составила 22,4% в штучном выражении (21,8% за аналогичный период прошлого года). В Петербурге эти цифры, по мнению наблюдателей, на 3–3,5% ниже. В пресс-службе российского представительства AMD CNews заявили, что считают свою долю на питерском рынке компьютерной розницы выше, отметив, что у них несколько иная информация от крупных игроков ритейла и аналитиков. Тем не менее, конкретные цифры в AMD не смогли предоставить.

Серьезный разрыв между Intel и AMD ритейлеры в один голос объясняют слабой маркетинговой активностью последней. "Это связано с нежеланием фирмы AMD вкладывать средства в маркетинговые акции, направленные на конечного пользователя", — говорит Татьяна Валуйская. "Ситуация объясняется тем, что, на наш взгляд, работа с партнерами и конечными пользователями у компании Intel по всем статьям лучше, чем у AMD", — уверен Александр Державин.

Несколько выбивается из общего ряда Ultra Electronics. "В продажах готовых ПК у нас 70% приходится на компьютеры торговой марки "Фронт" на базе процессоров Intel, и порядка 30% — на компьютеры YO! на базе AMD", — рассказала CNews Анастасия Воротникова. Правда, Ultra Electronics входит в перечень партнеров AMD, которым вендор оказывает маркетинговую и техническую поддержку. Среди компьютеров, собираемых в магазинах этой компании на заказ, доля у AMD еще выше — 40%. По мнению Воротниковой, объясняется это тем, что "на заказ" собирает более "продвинутая" аудитория, среди которой много любителей продукции AMD.

Константин Воронов отмечает, что сейчас ситуация для AMD усугубляется тем, что помимо традиционно слабого маркетинга компания просто не имеет на данный момент аналогов интеловским Core 2 Duo и Core 2 Quadro.

Мониторы: Acer лидирует

Питерский рынок отметил 2007 год некоторым снижением доли продаж мониторов. Аналитики связывают это со стойкой тенденцией увеличения продаж готовых решений, в первую очередь, ноутбуков. Кроме того, в крупных компьютерных сетях ("бытовики" и "торгующие склады") продаются и готовые собранные ПК, которые вносят существенные коррективы в структуру предложения мониторов.