Разделы

Цифровизация Ритейл

Стоит ли делать склад "умным"?

Системы управления складом пользуются все большой популярностью в России. Однако в погоне за "умным складом" нужно сначала реально оценить общий объем временных и финансовых затрат и ожидаемые преимущества. Кому, когда и как стоит информатизировать склад?

Чтобы понять, насколько удачен тот или иной проект, целесообразно посмотреть функционирование отдельных компонентов системы на примере работающего склада компании (т.н. демоверсию) или на складе одного из заказчиков потенциального поставщика. Это поможет выявить возможные недочеты не в процессе внедрения системы, а на предварительном этапе, что сэкономит немалые суммы.

"Автоматизированная система управления грузопотоками по маркировке товара автоматически выбирает места его хранения в зависимости от типа, - рассказывает Дмитрий Иванченко, ведущий аналитик консалтинговой компании Russian Research Group (RRG). – Соответственно, определяется нужная влажность, температура и т.д. Далее по поступающим заявкам система автоматически формирует задание сотрудникам склада, и согласно им происходит распределение товара по складу либо его отгрузка.

Влияние изменения характеристик склада на макропоказатели

Характеристика Показатель
Пропускная способность склада Увеличение доходности склада
Себестоимость работ Снижение накладных расходов
Точность выполнения заказов Удержание клиентов склада
Контроль. Планирование и управление работами Снижение требований к квалификации основной части персонала. Исключение влияния "человеческого фактора"

Источник: "Адалиус", 2008

Подобные системы особенно актуальны для товаров, для которых важен срок годности. Это, например, фармацевтическая продукция, продукты питания и т.д. Кроме того, "умный склад" востребован в отраслях с очень широким ассортиментом, например, автозапчасти. К преимуществам внедрения такой формы работы Дмитрий Иванченко относит также сокращение временных и трудозатрат персонала, а также исключение негативных последствий человеческого фактора.

Ложка дегтя

Однако наряду со всеми преимуществами существуют и проблемы. И первая из них – выбор. В идеале, приступая к подбору системы, необходимо не только иметь четкое понимание процессов, происходящих на складе, но и ясно представлять основные параметры бизнеса на ближайшую перспективу. Некоторые компании забывают об этом и в результате интеллект склада не может выполнить самые необходимые для компании функции, в то время как современная WMS должна не только отвечать текущим требованиям бизнеса, но и поддерживать его дальнейшее развитие.

Еще один минус – время и стоимость автоматизации, ведь процесс это долгий и сложный. В комплекс работ неизбежно будут включены затраты, связанные с организацией технологии деятельности склада. И хотя предназначение системы управления – увеличить доходность и уменьшить издержки, затраты на приобретение и особенно установку "умной" системы отнюдь не маленькие. В результате стоимость самой системы будет сравнительно невелика по сравнению с затратами на внедрение.

Бытует мнение, что западные поставщики систем управления складом сильнее и предлагают решения с наибольшей функциональностью - они существуют давно, а, значит, обладают серьезной экспертизой. Однако для того, чтобы установить западную систему, порой требуется полностью реорганизовать бизнес-процессы заказчика. Нужно разобраться, насколько это оправдано. Многие западные системы к российским реалиям абсолютно не подходят, для их внедрения приходится создавать новые разработки на базе существующих модулей, что недешево.

Доработка без сомнения потребуется в тех случаях, когда стоит задача работы с акцизами, сертификатами, автоматизацией таможенных операций и др. В действительности, как показывает опыт, большинство западных систем отказываются понимать российскую специфику бизнеса.

Если же целью не является покупка только бренда компании-поставщика, тогда на первый план выходят гибкость системы и возможность ее безболезненной адаптации под потребности склада: если бизнес изменится, будет ли WMS-система продолжать поддерживать складские операции; насколько легким будет этот переход? Задумываясь о перспективах, стоит задать вопросы поставщику WMS о возможности изменения бизнес-процессов в будущем, сроках и стоимости таких работ. Все это позволит получить полное представление о гибкости системы и ее потенциале.

Поскольку в России многие компании используют в своей работе головные системы собственной разработки, важно, чтобы поставщик WMS был готов к трудностям, связанным с созданием интеграционного шлюза.

Перед покупкой WMS необходимо четко определить, в какой ценовой категории должна находиться система управления складом. Возможно, ограничение каких-то функций не повлияет на ее работу в целом, а средства сэкономит. Главное, чтобы на этапе опытной эксплуатации не пришлось столкнуться с ситуаций, когда в системе отсутствуют жизненно важные для бизнеса функции.

Ольга Рыбакова считает, что на данном этапе московский рынок еще не созрел для появления масштабного спроса на "умные" склады. Это связано с большими затратами на строительство и установку необходимого оборудования. "В ближайшее время мы не ожидаем активного развития "умных" складов на московском рынке. Они, скорее всего, будут развиваться в формате built-to-suit, так как из-за специфичности проектов для девелоперов слишком рискованно строить такие склады спекулятивно" - говорит она.

Однако нельзя отрицать тот факт, что сейчас вкладывается очень много денег в эту сферу. "Стоит сказать, что не стоит ждать, пока искоренят основную логистическую проблему в России – дороги, - считает Максим Беликов, руководитель департамента по специальным проектам компании "Сервис Плюс". - Дороги будут хорошими, эта проблема и сейчас решается, но на это нужно время. Самое главное для движения товара - это инфраструктура. Мы считаем, что развитие этого рынка в ближайшие годы будет очень активным, это показывает наша практика по автоматизации розничной торговли. Когда-то с неохотой ставили системы автоматизации розничной торговли, теперь ни один магазин не открывается без этих систем - это стало стандартным (обязательным) явлением. Развитие рынка WMS-систем связано с интенсивным увеличением товарооборота в России. Эта тенденция будет сохраняться и в ближайшие годы только усилится" резюмирует он.

Наталия Шторм