Статья

Владимир Гаев: Микропроцессор надежнее магнитной полосы

Телеком Безопасность Ритейл Большие города Мобильная связь Техническая защита Розница
мобильная версия

Российская компания "Ситроникс Смарт Технологии" стала примером удачного опыта модернизации: на основе технологий немецкой Giesecke&Devrient сначала было создано производство высокотехнологичных смарт-карт, а затем – собственный отдел разработок. О том, как это удалось, в интервью CNews рассказал Владимир Гаев, генеральный директор компании "Ситроникс Смарт Технологии".

CNews: Для начала разберемся с терминами. С какого момента карта становится смарт-картой?

Владимир Гаев: Смарт-картами можно назвать любые карты, в которые встроен микропроцессор, чип. "Ситроникс Смарт Технологии" специализируется на всех картах, которые существуют в обороте, то есть на смарт-картах, картах с магнитной полосой, SIM-картах.

Магнитная полоса на карте – это носитель информации, причем перезаписываемый. Но при использовании чип-модуля пластиковая карта может иметь дополнительные функции. Чип-модуль обладает операционной системой, а также высокими степенями защиты, что позволяет обеспечить совершенно иной уровень безопасности данных, чем у магнитной полосы.

CNews: В чем плюсы и минусы карт с магнитной полосой и карт с микрочипами? Меньше ли цена магнитной карты?

Владимир Гаев: Для конечного потребителя, держателя карты, цена не меняется. Это вопрос в большей степени для банков, какой именно вид карты выбрать. И наличие микропроцессора – это всегда плюс по сравнению с магнитной полосой. Во-первых, он позволяет обеспечить безопасность на достаточно высоком уровне, а во-вторых, разместить приложения, которые невозможно сделать на магнитной полосе. А приложения, в свою очередь, - это маркетинговый инструмент, реализация дополнительных услуг.

1 | 2 | 3 |

Владимир Гаев: Наличие микропроцессора – это всегда плюс по сравнению с магнитной полосой

В качестве примера: ряд банков реализует на своих картах транспортное приложение, то есть можно при помощи карты оплатить проезд на общественном транспорте, метрополитене и т.д. Есть различные социальные проекты, например, в Москве организована программа совместно с VISA, которая позволяет разместить на социальной карте как приложения, относящиеся к социальному регистру, например, информацию о различных льготах, так и банковские приложения, то есть этой картой можно оплачивать покупки. Есть медицинские карты, в которые, кроме всего прочего, можно загрузить историю болезни держателя карты.

У нас уже есть пилотный проект с одной из сетей поликлиник, в ходе которого мы переводим бумажную историю болезни пациента в электронный вид. Эта система состоит из карты пациента, карты врача и сервера базы данных, в котором в электронном виде хранится история болезни. С помощью этих двух карточек, по сути дела, двух ключей-идентификаторов, осуществляется авторизованный доступ к истории болезни, то есть кто угодно ее не посмотрит.

CNews: Что нужно для того, чтобы реализовать подобный проект на всей сети российских больниц и поликлиник? Насколько значительны могут быть расходы?

Владимир Гаев: Размер расходов определить сложно. Это, во-первых, очень большой объем работ для системных интеграторов. Если говорить о государственных поликлиниках, они должны быть приведены к единым стандартам представления цифровой информации о пациенте, протоколам обмена данными между поликлиниками. Пластиковая карта – это всего лишь инструмент. Основание всего проекта – информационная база. Поэтому, если говорить о государственном проекте, то надо создавать ЦОДы, готовить инфраструктуру для поликлиник, систематизировать все данные и уже под эту структуру настраивать карты.

CNews: Какие именно технологии приобрел "Ситроникс Смарт Технологии" у Giesecke&Devrient? Чем продиктован выбор этой компании?

Владимир Гаев окончил Московский государственный университет путей сообщения, а также Московский технический университет связи и информатики по специальности "Экономика и управление на предприятии". Работал на высокотехнологичных предприятиях АФК "Система". В 2006 г., покинув должность начальника управления по интеллектуальным картам ОАО "Ситроникс", был назначен генеральным директором "Ситроникс Смарт Технологии".

Владимир Гаев: Исторически сложилось, что концерном "Ситроникс" и немецкой Giesecke&Devrient было создано совместное предприятие. И в этом проекте немецкая сторона отвечала за технологическую составляющую. Они предоставили и помогли нам внедрить ноу-хау, научили организовывать весь процесс производства смарт-карт на нашем заводе. В результате образовалась структура, на которой можно устанавливать и применять любые технологии, не только Giesecke&Devrient, но и любых других компаний, плюс еще разрабатывать свои собственные продукты.

Важно отметить, что это редкий и позитивный для России опыт, когда российская компания берет знания мировых лидеров, внедряет их у себя в стране, занимает устойчивые позиции в своей отрасли и далее развивает уже собственные продукты. Она больше не нуждается в западном партнере, фактически перерастает его. На сегодняшний день мы производим SIM-карты для рынка СНГ, выходим на мировой рынок, делаем поставки в Индию.

CNews: Проделана, конечно, большая работа, но ведь у "Ситроникс Смарт Технологии" было определенное преимущество: когда производство SIM-карт только стартовало, у него был такой огромный рынок сбыта, как МТС, "родственная" компания из того же холдинга.

Владимир Гаев: Несомненно, но не стоит забывать, что МТС – публичная компания. И пускай у нас общие акционеры, это нисколько не избавляет МТС от рыночного подхода к выбору поставщика SIM-карт. Мы на равных, так же, как и все остальные производители, участвовали во всех тендерах, которые проводила МТС. И для того чтобы оказаться основным поставщиком у этой компании, нам приходилось выдерживать жесткую конкуренцию и в ценовом диапазоне, и в технических параметрах продуктов. Для нас это был непростой клиент, он и сейчас таким остается.

И опять же надо понимать, что закупки SIM-карт для оператора – это очень незначительный объем бизнеса и никаких преференций здесь никто никому делать не станет. Главное – это эффективность собственного бизнеса, поэтому для МТС мы такой же поставщик, как и все остальные. Принципы отбора общие для всех, и то, что мы принадлежим к общему учредителю, никак нам не помогает.